27 сентября '10

Восток - дело тонкое


Игорь Чесноков

ИА «Интегрум», руководитель отдела маркетинга и аналитики

 

В сферу российских ИКТ придут ближневосточные инвестиции
 
Ближний Восток является специфическим регионом, который, несмотря на свою относительную политическую и культурную закрытость, является одним из наиболее значимых субъектов международной экономики. В общественном сознании распространено восприятие данного региона в качестве поставщика энергоресурсов. Однако, роль восточных финансовых институтов в контексте инвестиционной экономики, существенно недооценена на территории бывшего СССР, и России в частности.
 
Наведение мостов
 
Информация, обнародованная по итогам инвестиционного форума в Сочи, дает основания для предположений о том, что тенденции в данном отношении начинают постепенно меняться. В частности, инвесторы из Объединенных Арабских Эмиратов заявили о намерении инвестировать около $800 млн в проекты «Ростехнологий». Для этого потребуется создание фондов прямых инвестиций. Основные направления - инфраструктурные и девелоперские проекты. Активы по данным направлениям будут распределены следующим образом $500 млн и $300 млн в соответственно.
Инвестиционное подразделение «Ростехнологий» ООО «Проминвест» заключило с инвесторами из ОАЭ соглашения о создании двух управляющих компаний. Партнер российской госкорпорации по первому направлению с объемом инвестиций $500 млн – компания Gulftainer, входящая в Crescent Petroleum. Остаток в $300 млн приходится на долю компании Damac Group, специализирующуюся на девелоперских проектах.
Присутствует и ограниченная информация об инициативах, в рамках которых и планируется сотрудничество с ближневосточными инвесторами. Это реконструкция сочинской гостиницы «Зеленая роща» в соответствии с программой олимпийского строительства, возведение спортивных сооружений в Москве. Также, зарубежные инвесторы поучаствуют в проекте центра обработки данных для «Ростехнологий». Как видно по первоначальной информации, финансовые институты из ОАЭ достаточно консервативны в части проектных предпочтений, их подходы во многом совпадают со взглядами представителей российской инвестиционной экономики.
В качестве перспективных направлений сотрудничества также обозначается развитие телекоммуникаций, металлургический сектор и логистика, однако, реальные варианты таких форматов сотрудничества пока не рассмотрены.
Безусловно, макроэкономические условия располагали к привлечению зарубежных инвесторов в российскую экономику и раньше. Международный капитал важен там, где требуется мировая практика, действенная модернизация посредством импорта технологий и управленческих практик. Информация, представленная на данный момент, иллюстрирует несколько иные тенденции.
В частности, приватизационные процессы в российской экономике продолжают протекать с достаточно высокой интенсивностью. Следует отметить, что привлекательность инфраструктурных активов, выводимых на рынок посредством таких процедур, достаточно высока для консервативных зарубежных инвесторов. Привлекателен момент для вхождения в акционерный капитал, - значительное количество активов обладают значительным потенциалом роста стоимости в силу рыночных, а не внутренних факторов.

 

 

 

 


Потенциал российского ИКТ достаточно высок, и на текущий момент есть основания для предположений о том, что в глазах международного бизнес-сообщества данное направление недооценено. Сказывается закрытость отечественного рынка, наличие административных барьеров, неопределенность с позицией государства по ряду ключевых вопросов

 
Политика же зарубежных фондов такого рода предполагает ограниченное участие в акционерном капитале. При этом не всегда преследуется цель оказывать влияние на фактическое управление. Следовательно, существенного ускорения модернизационных процессов в таком контексте ожидать не приходится.
Определенное влияние на вопросы развития отношений с инвесторами из ОАЭ оказывает и геополитика. Ранее, сотрудничество Российской Федерации с арабскими странами носило иной характер, и было преимущественно сконцентрировано на вопросах военного и технологического сотрудничества. Нынешние тенденции в области политической конъюнктуры демонстрируют смену вектора развития в данном отношении. Например, недавний запрет на экспорт высокотехнологичных систем ПВО в Иран со стороны Президента, хорошо коррелирует с наращиванием взаимодействия с преимущественно нейтральными в политическом плане государствами в контексте финансовой кооперации.
 
Куда вкладывать?
 
Потенциал российского рынка ИКТ достаточно высок, и на текущий момент есть основания для предположений о том, что в глазах международного бизнес-сообщества данное направление недооценено. Сказывается закрытость отечественного рынка, наличие административных барьеров, неопределенность с позицией государства по ряду ключевых вопросов. Например, в контексте распределения частотных ресурсов. Тем не менее, привнести должную динамику развития на этот, и без того передовой рынок, возможно. Во многом за счет реализации комплекса мероприятий по стимулированию конкурентной активности. Это снижение влияния упомянутых выше барьеров, стимулирование прихода на рынок международных компаний. Первое возможно при наличии политической воли. В таких условиях развитие новых предприятий отечественного происхождения на телекоммуникационном рынке может существенно ускориться.
Что касается прихода крупных зарубежных компаний, то данный вопрос значительно более сложен, поскольку при оценке приходится учитывать наличие мощного лобби нынешних лидеров рынка. В таких условиях приход зарубежных институциональных инвесторов может несколько оживить ситуацию, но лишь в малых масштабах. Инвесторы ограниченно войдут в капитал нескольких компаний, но о каком-либо существенном вмешательстве в вопросы управления развитием бизнеса при учете актуальной конъюнктуры речи быть не может.
При прочих равных наиболее интересными для новых игроков российского инвестиционного рынка остаются проекты «ограниченного срока действия», например те же олимпийские инициативы, а также сотрудничество с крупными структурами, аффилированными с государством. Данную тенденцию иллюстрирует и информация о сотрудничестве арабских инвесторов с «Газпромбанком». В частности, не так давно инвестиционная группа Barwa и инвестиционная компания The First Investor (дочерняя компания Barwa Bank), опубликовали информацию о намерениях создать предприятие The Barwa Gazprombank Russia/CIS Real Estate Fund для инвестирования в недвижимость в России и странах СНГ.

 

 

 

 


Приход зарубежных институциональных инвесторов может несколько оживить ситуацию, но лишь в малых масштабах. Инвесторы ограниченно войдут в капитал нескольких компаний, но о каком-либо существенном вмешательстве в вопросы управления развитием бизнеса при учете актуальной конъюнктуры речи быть не может

 
Объем активов данного Фонда, который создается на 5 лет, на момент формирования составит $150 млн. Спустя некоторое время путем дополнительного привлечения планируется увеличить объем активов до $500 млн. Управление Фондом будет осуществляться совместно The First Investor, Barwa Real Estate Company и ГПБ (ОАО). Запуск Фонда назначен уже на октябрь 2010 года.
Достаточно активны арабские инвесторы и на территории Украины, где Группа компаний Al-Bader Trading Co изучала местное законодательство с целью оценки перспектив возможного инвестирования в строительство города на площади около 900 га в 30-100 км от Киева. Известно, что данная группа инвесторов активно рассматривает возможность инвестирования не только в строительство, но и в металлургическую промышленность и оздоровительный туризм в Украине.
Возвращаясь к актуальным для России темам, следует упомянуть о том, что прошлым летом о желании стать участником проекта Nabucco заявил государственный фонд Абу-Даби International Petroleum Investment Company (IPIC). Данный финансовый институт был заинтересован приобрести пакет акций в проекте до конца 2010 года. IPIC, являющаяся дочерней компанией Национальной нефтяной компании Абу-Даби, ответственна за все иностранные инвестиции в нефтяном и химическом секторе страны. Таким образом, основные приоритеты инвесторов из Ближнего Востока в рамках российской экономики, ясны.
Конечно, финансовый кризис добавил консервативности фондам из рассматриваемого региона и не только. Тем не менее, на растущих рынках арабские инвесторы занимают серьезные позиции в производственных и высокотехнологичных сегментах. В частности, за прошедшие несколько лет инвесторы из ОАЭ регулярно совершали крупные сделки на рынке высоких технологий. Вслед за покупкой сборочного производства AMD правительство Абу-Даби в лице инвестиционного фонда Advanced Technology Investment решило купить крупнейшего сингапурского производителя чипов Chartered Semiconductor Manufacturing. Сделка объемом $1,9 млрд была завершена в 2009 году.
 
В итоге
 
Инвесторы из Ближнего Востока не являются панацеей, которая в одночасье привнесет динамичное развитие на российский рынок. Практика и традиции инвестирования финансовых институтов данного региона являются одними из наиболее богатых в мировой практике.
Крупный капитал институциональных инвесторов действует в соответствии с устоявшейся практикой, которая подразумевает под собой инвестирование по двум направлениям. Первое – вложения в инновационные проекты с хорошим потенциалом, растущие экономики и прочие направления с высокой доходностью инвестиций. Другое направление, - участие в долгосрочных проектах в области недвижимости, финансовом секторе, нефтяном бизнесе, премиальных сегментах. Для ближневосточных инвесторов и ранее была свойственна консервативность в вопросах выбора объектов инвестирования. Естественно, в современных условиях телекоммуникационные активы могут быть привлекательным направлением для вложений. Однако, ожидать массированного прихода зарубежных инвесторов в эту отрасль российской экономики пока не целесообразно.
Крупный международный капитал предпочитает приходить «на готовое», вкладывая, и приобретая те активы, которые уже доказали свою конкурентоспособность. В данный момент, когда международная экономическая конъюнктура по-прежнему волатильна, инвесторы будут обращать свое внимание на те рынки, развитие которых протекает в динамичном режиме. Что касается экономик, которые еще не вступили в фазу активного роста, и не выступают в качестве локомотивов посткризисного развития, - они пока не занимают приоритетных позиций.
Российский ИКТ привлечет своих международных инвесторов, но позже, когда будет ликвидированы препятствия, мешающие бурному развитию, направленному на обеспечение внутреннего, а затем и внешнего рынка. Этот процесс потребует времени, количество которого будет определяться успешностью реализации модернизационных инициатив в широком понимании этого термина.
 






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов