22 сентября '10

Попытка не пытка


Денис Кусков

Telecomdaily, генеральный директор

 

Правительство во второй раз не поддержало поправки в закон «О связи»
 
В истории о госрегулировании межоператорских тарифов сотовой связи поставлена точка. Или очередная запятая. Правительство во второй раз не поддержало поправки в закон «О связи», которые позволили бы ввести подобную процедуру в отношении «мобильных монополистов» - «большой тройки». На данном этапе развития рынка принято решение оставить ситуацию без изменений. Правда это не гарантирует сотовым операторам «счастливой старости», поскольку в любой момент ситуация на рынке может поменяться и то, что не удалось провести сейчас, будет по новой проведено через все необходимые инстанции в нашей стране.
 
Закон Российской Федерации «О связи» на данный момент является основополагающим законодательным актом, применяющимся для регулирования рынка связи. До принятия одной из его существенных редакций в 2004 году, этот закон фактически никак не определял правила межоператорского взаимодействия.
На практике это приводило к такой ситуации, что предприятия «Связьинвеста», сформировавшиеся в ходе приватизации и являющиеся главными наследниками сетей связи, построенных на территории всей страны в советские годы, распоряжались ими по своему усмотрению. Фактически, предприятия самостоятельно принимали решения, присоединять или присоединять альтернативных игроков к своей инфраструктуре. И охотно этим пользовались для подавления нежелательной конкуренции.
Поправки в закон, принятые в 2004 году, ввели понятие «существенный оператор», определив для таких операторов необходимость в обязательном порядке осуществлять присоединение к своим сетям. Под определение попали фиксированные игроки, которые владеют не менее чем 25% телефонных номеров внутри регионального телефонного кода (например, московских 495 и 499, петербургского 812 и т. д.) или имеют возможность пропускать в этой географически определенной зоне не менее 25% трафика. 

 

 

 

 


Сейчас многие сотовые игроки, в первую очередь «большая тройка», превосходят «cущественных операторов» как по объему трафика в своих сетях, так и по номерной емкости. Но поскольку закон не обязывает их содействовать в присоединении всем жилающим, на этом поле межоператорского боя происходит примерно такой же беспредел, как на рынке фиксированной телефонии в 90-х гг.

 
Внесение этих изменений значительно оздоровило рынок фиксированной телефонии и нормализовало ситуацию. Однако, тогда законотворцы не учли возрастающую силу и роль мобильных операторов. Сейчас многие сотовые игроки, в первую очередь «большая тройка», превосходят «существенных операторов» как по объему трафика в своих сетях, так и по номерной емкости. Но поскольку закон не обязывает их содействовать в присоединении всем желающим, на этом поле межоператорского боя происходит примерно такой же беспредел, как на рынке фиксированной телефонии в 90-х гг. По понятным причинам, инвестировав в свою инфраструктуру средства частных инвесторов, мобильные компании не желают делать ее доступной для всех.
Политика «большой тройки» на рынке межоператорского взаимодействия уже на раз вызывала государственные скандалы. Так, в 2007 году ФАС признала сговор «большой тройки»: было установлено, что «Мегафон», «МТС» и «Вымпелком» договорились между собой брать за пропуск трафика более низкие тарифы, чем для внешних операторов.
В апреле 2008 года депутат-единоросс Максим Коробов начал педалировать принятие поправок в закон «О связи», которые бы уточнили понятие «существенный оператор», позволив признать относящимися к этой категории участников «большой тройки». Фактически принятие таких поправок означало бы принятие единых правил присоединения для всех значимых участников рынка.
Как часто ошибочно интерпретируют эту инициативу, это не означало бы в обязательном порядке вмешательства государства в установление межоператорских тарифов на пропуск трафика. Такие поправки могли бы, например, просто определить обязательность присоединения, оставив определение непосредственных его условий на откуп участникам рынка.
Тем не менее, тогда правительство дало отрицательный отзыв на законопроект. В начале 2010 года Коробов еще раз вернул его на рассмотрение с учетом замечаний чиновников, высказанных ранее. При этом мнения государственных ведомств относительно новой редакции законопроекта разделились. Минкомсвязи и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) поддержали новую редакцию. Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), наоборот, выступили против. ФСТ считает, что регулирование межоператорских тарифов компаний как фиксированной, так и сотовой связи «логичный шаг» в сторону отмены регулирования тарифов для конечных пользователей.
По мнению чиновников ФАС, статус существенного — избыточный для сотовых операторов, так как на них уже распространяется близкое по смыслу понятие«доминирующий оператор». В Минэкономразвития, например, не отринули законопроект, но предложили закрепить на уровне закона требования об установлении операторами связи для всех присоединяющихся единой цены на свои услуги присоединения и по пропуску трафика, а также обязательность присоединения операторов по запросу.
В сентябре этого года (9-го числа) на совещании под председательством вице-премьера Сергея Иванова законопроект Коробова прошел обсуждение, но согласовать правительственный отзыв на него не получилось. Пока это не значит, что он будет негативным. Но, согласно просочившимся в прессу сведениям от источников в государственных ведомствах, правительство заведомо решило оставить все как есть.
Очевидно, «большой тройке», которая меньше всех заинтересована в либерализации правил игры, удалось использовать свои лоббистские возможности и оказать давление на принятие такого решения. Не секрет, что представители «большой тройки» резко и неоднократно высказывались против предполагаемых изменений. Например, накануне заседания Сергею Иванову было направлено письмо, в котором председатель Инфокоммуникационного союза (его членами являются все крупнейшие российские сотовые операторы)  Александр Крупнов выразил озабоченность относительно законопроекта.

 

 

 

 


Пока никто не берется дать прогноз относительно того, чем закончится противостояние инициативы по госрегулированию межоператорского рынка и лобби мобильных компаний. С учетом планов государства по консолидации мобильных активов «Связьинвеста» и вывода на рынок еще одного крупного мобильного игрока, последнее слово с большой вероятностью окажется за правительством.

 
На данный момент известно, что Иванов поручил Минкомсвязи представить предложения по регулированию межоператорских тарифов сотовых компаний, но не очевидно, чем эти предложения будут отличаться от инициативы Коробова.
Пока никто не берется дать прогноз относительно того, чем закончится противостояние инициативы по госрегулированию межоператорского рынка и лобби мобильных компаний. С учетом планов государства по консолидации мобильных активов «Связьинвеста» и вывода на рынок еще одного крупного мобильного игрока, последнее слово с большой вероятностью окажется за правительством. Вряд ли им будет упущена возможность решить эту ситуацию в свою пользу.
Однако, можно сказать с уверенностью, что создаваемый на базе «Ростелекома» четвертый оператор, в случае принятия подобного закона, только выиграет от этого, а учитывая возможные финансовые инвестиции в развертывание сетей по территории всей Российской Федерации, что правда должно произойти не только на бумаге, но и в реальности, можно только предположить амбиции нового игрока – стать вровень с «большой тройкой».
К сожалению, в нашей стране еще очень не прозрачно проходят процедуры получения лицензий на осуществление деятельности в тех или иных регионах, кроме этого в перечень требований, которые должен будет выполнить победитель вносятся заведомо невыполнимые условия – такие как строительство сети WiMax на отечественном оборудовании, которого нет и в ближайшее время не появится. А будет возможно лишь выполнить это условия сборкой на заводе корейского производителя, который находится на территории Российской Федерации, а наши рабочие будут приклеивать на собранное оборудование «Сделано в России». Поэтому и показывает нашему Президенту глава корпорации «Ростехнологии» господин Чемезов прототип будущего телефона отечественного производства, который будет собираться на Тайване, а к нам «перекачует» чуть позже. Позже, это очевидно не ранее 2012 года, когда у нас, наконец-то, будут запущены хотя бы тестовые зоны LTE.
Между тем, на рынках США и Западной Европы к настоящему моменту эту проблему удалось успешно решить: там, фактически, обязательным является присоединение между всеми операторами. Знаменитая Access Directive Евросоюза (Directive 2002/19/EC of 7 March 2002 on access to, and interconnection of, electronic communications networks and associated facilities) предписывает национальным Регуляторам «поощрять и, когда это применимо, обеспечивать … достаточные доступ, присоединение и взаимодействие службй...». Соответственно, все развитые страны регулируют такие отношения,«способствуя эффективности, приемлемой конкуренции и максимальному соблюдению интересов пользователей».
В ЕС целостность, многосвязность сетей связи считают приоритетом 21-го века. В некоторых странах Европы особенно строго регулируется именно присоединение для существенных операторов (essential market power). В США присоединение вообще обязательно для всех без исключения при соблюдении технических условий. Механизм этот работает так: обратился один оператор к другому - выдай ему в установленный срок технические условия присоединения. Показались эти условия присоединяемому оператору слишком дорогими, он имеет право обращаться в суд.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов