15 сентября '10
Телеканалы выразили намерение вступить во второй мультиплекс
Завершен сбор заявок от телеканалов, претендующих на право войти в состав второго мультиплекса цифрового телевидения. По данным Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) на девять слотов мультиплекса претендуют 17 вещателей. Проведение конкурса запланировано на вторую половину 2011 года. В числе заявителей оказались телеканалы: «ТВ-центр», межгосударственная телерадиокомпания «Мир», «Звезда», медийные холдинги «СТС Медиа» (каналы «Домашний», СТС и ДТВ), «Газпром-Медиа Холдинг» (канал ТНТ), «Национальная Медиа Группа» (Рен-ТВ), «ПрофМедиа» (ТВ3, MTV-Россия и 2х2), группа компаний ЮТВ-медиа (Муз-ТВ и 7ТВ), телеканалы Russia Today, О2ТВ, телеканал «Первый Альтернативный» и «Живи-медиа». Непосредственно конкурсные заявки на участие во втором мультиплексе будут приниматься во второй половине 2011 г., а с января по май 2011 г. - будут приниматься заявки региональных телекомпаний на вхождение в первый мультиплекс. Определяющим критерием отбора телеканалов, согласно критериям НАТ является самостоятельное программирование. Вопрос о составе и принципах формирования второго и третьего мультиплексов должен быть рассмотрен на заседании Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания до конца 2010 г.
Согласно указу Президента РФ Д.Медведева (май 2009 г.) «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» в список каналов первого мультиплекса цифрового телевидения входят: «Культура», «Спорт», «Первый канал», «Петербург - Пятый канал», Российский информационный канал (РИК), «Российское телевидение», Телекомпания НТВ и детско-юношеский телевизионный канал (должен быть сформирован до 1 января 2011 г. на базе телеканалов «ТелеНяня» и «Бибигон»). Кроме этого предполагается наличие помимо восьми федеральных каналов одного регионального с круглосуточным вещанием. Выбор регионального канала в составе первого мультиплекса будет осуществляться на конкурсной основе. Организацией и проведением конкурсов поручено заниматься Минкомсвязи во втором квартале 2011 г.
В экспертном сообществе отмечают важность появления в составе первого мультиплекса девятого (регионального) канала, что должно дать толчок в развитии регионального телевидения. Среди преимуществ, которые статус девятого канала даст своему обладателю, эксперты отмечают преференции со стороны регуляторов, возможность участвовать в социальных рекламных компаниях, финансируемых из федерального и местного бюджетов, рост техохвата и рейтинга, положительное влияние на финансовые показатели. Отмечается неопределенность судьбы региональных партнеров федеральных сетей. Аналитики прогнозируют существенное сокращение их числа.
Среди наиболее вероятных победителей предстоящих конкурсов эксперты называют каналы, принадлежащие «Газпром-Медиа Холдинг», «СТС Медиа» и компании «Мир». Определяющими же факторами в выборе, согласно экспертным оценкам, будут наличие большой зрительской аудитории и определенной социальной функции. Кроме этого, эксперты, отмечая, что цифровое телевещание предоставляет конечному потребителю возможность широкого выбора каналов, говорят о важности того, чтобы процесс включения эфирных каналов в мультиплексы проходил постепенно.
Эксклюзивные комментарии:
Елена Крылова, аналитик
iKS-Consulting
«Одно из преимуществ цифрового телевещания - возможность трансляции большого числа каналов. Для телезрителя переход на цифровое телевещание не должен сопровождаться сокращением числа бесплатных эфирных каналов - все эфирные каналы должны постепенно включаться в мультиплексы. Как мне кажется, очередность включения телеканалов, подавших заявку, в тот или иной мультиплекс может определяться, например, размером их аудитории: телеканалы с большей аудиторией должны иметь преимущество. Включение в первый мультиплекс девятого (регионального) телеканала, безусловно, будет способствовать развитию регионального телевидения. Это не только большие перспективы для региональных телеканалов, но и большая ответственность - думаю, что следует периодически рассматривать возможность ротации каналов на конкурсной основе».
Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«По нашему мнению, в основу выбора каналов для формирования второго мультиплекса лягут два основополагающих принципа: преимущество будет у каналов, одновременно обладающих большей зрительской аудиторией и несущих определенную социальную функцию. Вхождение во второй мультиплекс, вероятнее всего, обеспечит большую зрительскую аудиторию, а значит привлекательность канала для привлечения рекламы. Статус девятого канала позволит его владельцам рассчитывать на некоторые преференции со стороны регулирующих органов. Кроме того, статус позволит каналу участвовать в социальных рекламных компаниях, финансируемых из федерального и местного бюджетов».
Максим Клягин, аналитик
ИК «Финам»
«Основные критерии формирования второго и третьего мультиплексов находятся в стадии разработки. Согласно предварительным данным НАТ, базовые условия будут включать требования к наличию самостоятельного программирования и, соответственно, самостоятельного производства контента, тематической направленности, возможности оплаты услуг связи по распространению программ на территории субъектов Федерации, поддержке органами власти регионов включения канала в цифровые пакеты, наличию сведений о компании в базе данных НАТ по результатам мониторинга телерадиокомпаний Российской Федерации для включения в Атлас телевидения и радио России. Что касается региональных партнеров федеральных сетей, то, вероятно, компании пойдут по пути развития собственного вещания. Статус «девятого» регионального оператора даст его обладателю существенный рост техохвата и рейтинга, что может положительно отразиться на финансовых показателях. На наш взгляд, на данном этапе итоги конкурса прогнозировать преждевременно. Сейчас сложно делать какие-либо однозначные предположения. Вместе с тем, большинство перечисленных претендентов, представляют собой крупнейших операторов рынка и имеют все шансы на включение во второй мультиплекс».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Помимо самостоятельного наполнения программной сетки телеканалы будут тестироваться на качество, состав и структуру предлагаемого контента, а также его соответствие актуальной социально-политической конъюнктуре. Судьба региональных партнеров федеральных сетей неопределенна. Наиболее вероятно, что их количество будет снижаться. При этом, вероятно, что достаточно высокими темпами. Преимущества включения в мультиплекс очевидны, - расширение аудитории и выход медиа-бизнеса на качественно новый уровень с соответствующим влиянием на финансовые результаты. Наиболее вероятные победители – каналы, принадлежащие «Газпром-Медиа Холдинг», «СТС Медиа», компании «Мир» и Russia Today (c меньшей степенью вероятности)».