13 сентября '10

Почтовая прибыль


Василий Копосов

ИК «Энергокапитал», аналитик департамента инвестиционного моделирования

 

ФГУП «Почта России» диверсифицирует бизнес
 
 

«Почта России», будучи государственным унитарным предприятием, несет на себе высокую долю социальной ответственности, что исторически негативно сказывалось на финансовых результатах ее деятельности . По итогам 2008 г., отчет о котором доступен на сайте компании, «Почта России» зафиксировала убыток, превысивший $49 млн. Осознание необходимости постепенного выхода из убытков подталкивает руководство ФГУП к модернизации бизнес-модели.

 
Убыточность предприятия объясняется, прежде всего, низкой рентабельностью основной деятельности.
Более трети совокупных доходов ФГУП составляют почтовые услуги, половина которых оплачивается государственными знаками почтовой оплаты (ГЗПО) и не обеспечивает маржи. Более 60% доходов от предоставления финансовых услуг составляют выплаты пенсий. За счет индексации размера пенсионного обеспечения размер выручки от предоставления услуги растет, однако, по понятным причинам, рентабельность этого направления бизнеса также низка.
Учитывая социальную ответственность «Почты России», при сохранении лишь классического набора предоставляемых услуг, прибыльности добиться невозможно. Для обеспечения хотя бы самоокупаемости необходимы масштабная модернизация инфраструктуры, включающая в себя как обновление технологического оборудования, так и процесса управления за счет сокращения аппарата и централизации учетных функций, а также развитие альтернативных услуг.
Сегодня «Почта России» включает в себя 86 филиалов и около 42 тыс. объектов почтовой связи, оказывающих услуги по всей территории страны. Понятный и узнаваемый бренд и история вызывают доверие к компании со стороны населения. Кроме того, «Почта России» не рассматривается как финансовая организация, а значит, не несет тех репутационных рисков, которые, например, несут банки. Репутация подтверждается социологическими и маркетинговыми исследованиями. К примеру, по итогам 2008 г., согласно исследованию, проведенному компанией «Ромир мониторинг», «Почта России» заняла первое место в репутационном рейтинге российских компаний. 
Любая компания, сумевшая договориться с «Почтой России» о сбыте на площадях представительств ФГУП собственной продукции, получает сразу ряд преимуществ:
- во-первых, за счет наличия представительств «Почты России» практически во всех регионах РФ (широта охвата может быть сравнима разве что со Сбербанком), рынком сбыта продукции может быть фактически вся страна, включая сельскую местность, в которой заниматься наладкой дистрибуции продукции зачастую бывает нерентабельно;
- во-вторых, хорошая репутация у значительной массы населения делает потребителя лояльным к товарам и услугам, предлагаемым «Почтой России».
 
Развитие экспресс-доставки
 
Среди альтернативных услуг, предоставляемых непосредственно «Почтой России» или ФГУП в сотрудничестве со сторонними организациями, выделяются в первую очередь услуги по переводу денежных средств и услуги экспресс-почты. Менее заметную долю выручки составляют доходы от реализации страховых услуг, различных видов финансового посредничества, реализации товаров народного потребления, услуг телефонии, железнодорожных билетов, проведения лотерей.
Приступая к рассмотрению альтернативных услуг «Почты России», коснемся сперва новейших сервисов, заработавших в последние годы в исторически существующих сегментах бизнеса – предоставлении финансовых и почтовых услуг.
Одним из важнейших направлений развития в «Почте России» называют расширение возможностей службы экспресс-доставки почтовых отправлений. На предприятии планируют нарастить рыночную долю «EMS-Почта России» в ближайшем будущем до 15%. Конкурентными преимуществами ФГУП в данном направлении являются как широта охвата и низкий уровень тарифов, так и широкая линейка дополнительных сервисов, среди которых, например, возможность доставки отправлений 1-го класса, сроки доставки которых ниже традиционных сроков на 25-30%. Развитие сервиса идет быстрыми темпами: к примеру, в 2008 г. количество доставленных писем посредством EMS выросло по сравнению с аналогичным показателем за 2007 г. на 41,5%. В рамках программы дальнейшего развития данного вида бизнеса предполагается открытие мини-отделений почтовой связи. Пилотные проекты уже появились в Москве. В случае успеха предприятие планирует открывать подобные мини-отделения в городах-миллионниках. Мини-отделения будут открываться преимущественно в местах массового скопления людей, в основном в торговых центрах и ориентироваться на предоставление услуг по пересылке корреспонденции, отправлений 1-го класса, отправлений EMS, а также приему платежей. При этом инвестиции в открытие мини-отделений значительно ниже затрат на создание полноценных представительств, а ориентация их на более маржинальные виды бизнеса благотворно отразиться на прибыли ФГУП.
 
Финансовые услуги: быть ли банку?
 
Среди финансовых услуг одним из наиболее перспективных направлений развития «Почты России» является сфера денежных переводов. Услуга предоставляется ФГУП под брендами «Киберплат» и «Форсаж».
В рамках услуги «Киберплат» денежные переводы осуществляются в течение 72 часов. Услуга доступна как для перевода денежных средств по России, так и в страны СНГ и дальнего зарубежья. 
Услуга «Форсаж» более современна и интересна. В настоящее время она  предоставляется в 12 тыс. отделений почтовой связи и позволяет осуществлять перевод денежных средств по России на сумму, не превышающую 500 тыс. руб. в течение часа. Международные денежные переводы, как ожидается, будут доступны с 2011 г. Основным конкурентом «Почты России» по данному направлению является международная компания Western Union и также заявлявший об интересе к данному направлению Сбербанк. Однако, совокупность таких факторов, как более широкая сеть охвата, узнаваемость бренда в регионах, репутация и самые низкие тарифы позволяют рассчитывать ФГУП на стабильное наращивание доли рынка. В то же время, необходимо понимать, что для обеспечения бесперебойной работы услуги необходимы масштабные инвестиции как в рекламу и продвижение, так и в модернизацию материально-технической базы.
Активно развиваются сегодня и такие направления деятельности в сфере предоставления финансовых услуг, как выдача кредитов и прием платежей в пользу третьих лиц. Кредиты в представительствах «Почты России» начали выдавать еще с 2006 г. Проект реализуется в рамках сотрудничества с «Хоум кредит энд Финанс Банк». Отличительной особенностью кредитования в отделениях «Почты России» является возможность получения средств посредством почтового перевода. Объемы кредитования пока не велики: по нашим оценкам, объем выдачи потребительских кредитов за 2008 г. более чем в 20 раз ниже прироста аналогичных займов Сбербанка за тот же период. С учетом почти двукратного превосходства «Почты России» над Сбербанком в количестве отделений, подходящих для выдачи кредитов, потенциал развития данного направления весьма велик.
Развивается также бизнес, связанный с приемом платежей в пользу третьих лиц. «Почта России» заключила договора с Межрегионгазом, филиалами «Связьинвеста», операторами ЖКХ, сотовой связи и кабельного телевидения, интернет-провайдерами.

 

 

 

 


Если  «Почта России» будет придерживаться курса на диверсификацию бизнеса и субсидирования нерентабельных направлений своей деятельности за счет более маржинальных, то в течение нескольких лет на базе ФГУП  может быть создан крупнейший в стране ритейлер, специализирующийся на продаже как различных товаров, так и финансовых услуг

 
В связи с наблюдаемым процессом развития финансовых услуг, предоставляемых предприятием, возникает резонный вопрос о создании на основе «Почты России» национального почтового банка. Вопрос этот обсуждается уже в течение нескольких лет на высшем уровне. В качестве базового банка для формирования подобной структуры рассматривается принадлежащий ВЭБу «Связь-банк». Проект весьма амбициозен: на выходе может получиться структура, вдвое превосходящая по своим масштабам Сбербанк, при этом предоставляющая более широкий спектр услуг. Однако, у нас возникает вопрос в целесообразности формирования организации, фактически являющейся конкурентом государственному Сбербанку. Нельзя недооценивать и масштаб инвестиций: для полноценной работы подобного предприятия необходимо провести полную модернизацию материально-технической базы, обучить сотрудников новым корпоративным стандартам. Кроме того, необходимо помнить о необходимости обеспечить наличие во всех представительствах почтового банка денежных средств, покрывающих могущие возникнуть в любой момент потребности в наличных.
Часть требуемых средств может быть получена за счет акционирования «Почты России», которое может состояться до 2012 г. В этом случае, если государству удастся привлечь стратегического инвестора, заинтересованного в создании национального почтового банка, реализация планов не будет выглядеть столь иллюзорной, нежели сегодня. 
 
На почту за продуктами?
 
Высокий потенциал развития мы видим и в относительно новом для «Почты России» направлении бизнеса – реализации товаров и услуг массового потребления. Компания планирует создание на базе своих представительств сети «почтовых магазинов», в которых будут реализовываться телефонные аппараты в рамках сотрудничества с сотовыми операторами, в рамках сотрудничества со страховыми компаниями – договоры страхования, а также ряд продовольственных товаров, табачные изделия, бытовая химия, карты предоплаты различных услуг.

 

 

 

 


Сроки окупаемости масштабных капвложений видятся настолько серьезными, что привлечение частного капитала будет весьма затруднено. Помощь со стороны государства отсанется необходимым условием модернизации государственных унитраных предприятий

 
Уже известно о заключении договора между «Почтой России», МТС и Tele2 о реализации контрактов сотовых операторов в отделениях. «Мегафон» сумел договориться с ФГУП о реализации на территории почтовых отделений бюджетных телефонов, работающих только в сети оператора и интернет-модемов.
Захватить значительную долю рынка в крупных городах «Почте России» будет сложно: рыночная доля уже поделена между крупнейшими сотовыми ритейлерами. Наиболее востребованы услуги по продаже на почте потребительских товаров будут в сельской местности, которую не могут покрыть ни продуктовый ритейл, ни сетевые салоны связи из-за очевидной неокупаемости первоначальных инвестиций. В то же время, за счет предложения жителям села бюджетных телефонов на базе уже существующих отделений почты, возможно решить проблему связи в отдаленных регионах (под эгидой решения этой проблемы возможно даже привлечение бюджетных средств). В результате, «Почта России» повысит рентабельность бизнеса, а сотовые операторы выйдут на новые рынки без привлечения масштабных инвестиций.
Таким образом, если «Почта России» будет придерживаться курса на диверсификацию бизнеса и субсидирования нерентабельных направлений своей деятельности за счет более маржинальных, то в течение нескольких лет на базе ФГУП может быть создан крупнейший в стране ритейлер, специализирующийся на продаже как различных товаров, так и финансовых услуг. Когда, придя на почту, человек сможет не только отправить письмо, но и приобрести необходимые товары, быстро получить кредит или оформить страховку на машину, почтовые отделения смогут вновь стать важным системообразующим элементом жизни, правда по-прежнему лишь за пределами крупных городов.
Прибыльность компании в будущем не кажется нам невозможной. Однако, будущее это не ближайшее: сроки окупаемости масштабных капвложений видятся нам настолько серьезными, что привлечение частного капитала будет весьма затруднено. Помощь со стороны государства остается необходимым условием модернизации государственных унитарных предприятий.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов