8 сентября '10

Yota – быть или не быть?


Денис Новиков

"КонсультантПлюс", юрист

 

 Нарушал ли Роскомнадзор закон «О связи»
 
 
 
После появления информации о том, что у Yota отобрано 49 разрешений на использование радиочастот в диапазоне 2,5-2,7 ГГц, невольно появляется мысль, что эти частоты уж очень понравились кому-то еще. Ведь это отличная возможность создать новую, высокоскоростную и технологичную связь четвертого поколения на качественно высоком уровне, который будет отвечать интересам самых требовательных пользователей.
 
Как мы знаем, ООО «Скартел» оказывает услуги беспроводной связи по технологии WiMax под брендом Yota во многих городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Сочи, Краснодаре, Выборге, Серпухове, Ленинградской и Московской областях, а также работает на трех зарубежных рынках – Беларусь, Никарагуа и Перу.
2 августа 2010 года на официальном сайте Роскомнадзора (http://www.rsoc.ru/) появилось сообщение о том, что были признаны недействительными некоторые разрешения на использование радиочастот ООО «Скартел» в диапазоне 2,5-2,7 ГГц. Данные разрешения давали обществу право пользоваться частотами с шириной полосы в 10-30 МГц в диапазоне 2,5-2,7 ГГц и были выданы решениями Роскомнадзора в январе-мае 2010 года.
Разрешения на использование указанных частот были аннулированы приказом Роскомнадзора от 27.07.2010 г. № 510 (далее – Роскомнадзор или Федеральная служба).
Роскомнадзор заявил, что анализ решений о присвоении новых радиочастот ООО «Скартел», вынесенных в январе-мае 2010 г., выявил нарушение положений решения ГКРЧ от 19.08.2009 № 09-04-05-2, которое установило правила использования радиочастот в полосе 2,5-2,7 ГГц.
Согласно этому решению, присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов, а также проведение экспертизы о возможности использования заявляемых РЭС и об их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС надлежит осуществлять только в рамках ранее присвоенных (назначенных) радиочастот или радиочастотных каналов, указанных в соответствующих разрешениях или заключениях экспертизы.
После приятия приказа Роскомнадзора ООО «Скартел» стало получать уведомления об аннулировании ранее выданных свидетельств о регистрации РЭС, работающих в отобранных радиочастотах.
 
Правовые основы использования и прекращения использования радиочастотного спектра
 
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (далее – ФЗ «О связи») право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Не допускается использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения.
Выделение полос радиочастот осуществляется на основании решения ГКРЧ (п. 2 ст. 24 ФЗ «О связи»), а присвоение (назначение) радиочастот – на основании решения Роскомнадзора (п. 2 ст. 24 ФЗ «О связи»).
При этом решение о выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот при наличии положительного заключения экспертизы Радиочастотной службы о возможности использования заявленных РЭС (п. 4 ст. 24 ФЗ «О связи», п. 14 Положения о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот, утвержденного Решением ГКРЧ при Мининформсвязи РФ от 26.02.2008 г. № 08-23-02-001).
По результатам положительного заключения экспертизы и вынесения положительных решений ГК РЧ и Роскомнадзором, следует заключительная стадия – регистрация оборудования в Роскомнадзоре (п. 5 ст. 22 ФЗ «О связи» и п. 3 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 № 539).
 
Таким образом, возможность использования радиочастот появляется по завершению четырех этапов:

  • Принятие положительного заключения экспертизы
  • Принятие решения о выделении радиочастот
  • Принятие решения о присвоении (назначении) радиочастот
  • Принятие решения о регистрации РЭС.

Пунктом 11 ст. 24 ФЗ «О связи» предусмотрены основания для прекращения действия разрешения на использование радиочастотного спектра во внесудебном порядке по инициативе контролирующего органа:
1.     аннулирование лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, если такая деятельность связана с использованием радиочастотного спектра;
2.      истечение срока, указанного при присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, если этот срок не был продлен в установленном порядке или если заблаговременно, не менее чем за 30 дней, не была подана заявка на его продление;
3.     использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств в противоправных целях, наносящих вред интересам личности, общества и государства;
4.     невыполнение пользователем радиочастотным спектром условий, установленных в решении о выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала;
5.     невнесение пользователем радиочастотным спектром платы за его использование в течение тридцати дней со дня установленного срока платежа;
6.     неустранение нарушения, послужившего основанием для приостановления разрешения на использование радиочастотного спектра.
 
Обжалование оператором приказов Роскомнадзора
 
Посчитав свои права нарушенными, ООО «Скартел» подало исковое заявление в арбитражный суд г. Москвы. В исковом заявлении общество обжалует приказ Роскомнадзора № 510.
Представители компании считают, что Решение ГКРЧ от 19.08.2009 № 09-04-05-2 давало возможность компании расширить ранее выделенный частотный ресурс до 70 МГц.
Помимо этого, ООО «Скартел» настаивает, что разрешения на использование частот могут быть отозваны только двумя способами – в судебном или внесудебном порядке. При этом в ФЗ «О связи» приведен исчерпывающий перечень оснований, по которым действие разрешения прекращается во внесудебном порядке. Основания для признания недействительными этих разрешений в письме Роскомнадзора, доводящим до оператора информацию об отборе частот, указаны не были. Так же, по заявлению представителей компании, эти основания не были указаны и в Приказах Роскомнадзора. Следовательно, Федеральная служба нарушила положения ФЗ «О связи».

 

 

 

 


Основания для признания недействительными разрешений в письме Роскомнадзора, доводящим до оператора информацию об отборе частот, указаны не были. Основания не были указаны и в приказах Роскомнадзора. Федеральная служба нарушила положения ФЗ "О связи"  

 
Кроме искового заявления оператор представил в суд заявление о принятии обеспечительных мер. В частности - о приостановлении действия приказа № 510 Роскомнадзора, которым были признаны недействительными ряд разрешений на использование радиочастот компанией «Скартел». Суд удовлетворил просьбу общества, и действие приказа № 510 Роскомнадзора было приостановлено.
По имеющейся информации, рассмотрение дела назначено на 29 сентября 2010 года.
 
Шансы ООО «Скартел» на положительное разрешение судебного спора
 
Не имея на руках оспариваемого приказа Роскомнадзора и текста искового заявления, оценить шансы оператора на положительное разрешение судебного спора довольно сложно.
Тем не менее, исходя из имеющейся информации, мы полагаем, что шансы есть и весьма неплохие.
Поскольку Роскомнадзор утверждает, что разрешения на использование радиочастот были выданы в январе-мае 2010 года в нарушение решения ГКРЧ от 19.08.2009 № 09-04-05-2, то ведомство должно жаловаться на свои же решения. Однако нормы ФЗ «О связи» и Положения о федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (утв. Постановлением Правительства РФ № 228 от 16.03.2009 г.) не предусматривают право Роскомнадзора отменять свои решения. Кроме этого, при выдаче разрешений на использование радиочастот, со стороны ООО «Скартел» не было допущено нарушений. А то, что эти разрешения, возможно, были выданы с нарушениями – это дело ответственности отдельных должностных лиц Федеральной службы. Законодательство в области регулирования радиочастотного спектра еще весьма «сырое» и зачастую просто не работает.
Пунктом 11 ст. 24 ФЗ «О связи» установлены условия, на основании которых разрешения на использование радиочастотного спектра становятся недействительными. Однако, по заявлению представителей оператора, ни одно из оснований не было упомянуто в приказе Роскомнадзора. Данный факт может быть весомым аргументом для отмены приказа Федеральной службы, как не соответствующего форме.
Также Роскомнадзор и ООО «Скартел» по-разному трактуют решение ГКРЧ от 19.08.2009 № 09-04-05-2. Общество считает, что указанное решение и иные решения ГКРЧ, вынесенные в индивидуальном порядке, давали возможность компании расширить ранее выделенный частотный ресурс до 70 МГц. Однако у Роскомнадзора иное мнение на этот счете. Оператору необходимо запастись достаточными доказательствами правоты своей позиции. 

 

 

 

 


На практике большинство споров крупных игроков рынка телекоммуникаций с государственными регуляторами зачастую заканчиваются мировым соглашением или решением арбитражного суда первой инстанции. Судя по всему, суд ООО "Скартел" с Роскомнадзором имеет все шансы получить статус прецедента

 
Весомым аргументом в суде будет являться и указание на попытку Роскомнадзора ограничить свободу предпринимательской деятельности ООО «Скартел».
Каждое из представленных доказательств сторон спора арбитражный суд будет оценивать по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (п. 1 ст. 71 АПК РФ).
В настоящее время нет похожих судебных споров, разрешение которых дошло хотя бы до стадии апелляционного обжалования. На практике большинство споров крупных игроков рынка телекоммуникаций с государственными регуляторами зачастую заканчиваются мировым соглашением или решением арбитражного суда первой инстанции.
Судя по всему, спор ООО «Скартел» с Роскомнадзором имеет все шансы получить статус прецедента.
 
О возможных последствиях
 
По данным, опубликованным на официальном сайте Yota (www.yota.ru), у ООО «Скартел» признано недействительными 49 разрешений на использование радиочастот в 170 городах России.
Отбор частот с шириной полосы 10-30 МГц в диапазоне 2,5—2,7 ГГц заметно ухудшает возможности оператора развития своих сетей, а также снижает качество оказываемых услуг. Это может привести к утрате значительной части клиентов и падению репутации компании на рыке.
Помимо этого аннулирование разрешений на пользование частотами влечет отключение абонентов от услуг связи, которые в свою очередь могут потребовать вернуть предоплату за неоказанные услуги. Это повлечет за собой большие расходы и, вероятнее всего, серьезные убытки.
Аннулирование свидетельств о регистрации дорогостоящих РЭС, закупленных оператором для использования в отобранных частотах, означает, что данные РЭС не могут использоваться. Это может повлечь за собой уже убытки от простоя (упущенная выгода).
Все указанные выше негативные последствия для ООО «Скартел» вытекают из приказа Роскомнадзора от 27.07.2010 г. № 510. Поскольку арбитражный суд г. Москвы удовлетворил ходатайство оператора о принятии обеспечительных мер и приостановил действие приказа Роскомнадзора № 510, то наступление рисков откладывается до вступления в силу решения арбитражного суда (в случае принятия отрицательного для компании решения). Велика вероятность и того, что риски и вовсе исчезнут, если суд примет сторону оператора.
По мнению представителей ООО «Скартел», даже если частоты и будут отобраны, данное обстоятельство не помешает запустить сеть сотовой связи четвертого поколения LTE в России.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов