7 сентября '10
Российская компания «Антарес» построит сеть LTE во Вьетнаме
На днях в деловой прессе появилась информация о том, что российская компания «Антарес» построит тестовую сеть мобильной связи четвертого поколения в стандарте LTE во Вьетнаме. Договоренность об этом была достигнута с компанией Vietnam Data Communications (VDC), 100%-ной «дочкой» Вьетнамской государственной почтово-телекоммуникационной корпорации (VNPT).
Проект строительства тестовой сети обойдется Wagner в $2 млн. VDC должна будет обеспечить разрешение на строительство сети, транспортную сеть и готовые площадки для размещения оборудования. Сеть будет построена на оборудовании Huawei. Сдача сети, включающей в себя 15 базовых станций, запланирована на 20 октября. (в конце октября в Ханое пройдет саммит АСЕАН, участие в котором примет Президент России Дмитрий Медведев). Тестовый период составит около трех месяцев. В случае успешного завершения тестирования уже запланирован второй этап инвестиций в размере $27млн. На этом этапе будет создано СП, контроль в котором будет принадлежать Wagner. Участие VDC предполагает обеспечение получения лицензии и затраты на монтаж сети. По некоторым оценкам LTE-сеть во Вьетнаме может потребовать порядка $400 млн инвестиций.
«Антарес» имеет далеко идущие планы в сфере LTE и на российском рынке: совместно с «дочкой» «Ростехнологий» «Российской электроникой» собирается выпускать отечественное LTE-оборудование, есть проекты по строительству и самих сетей стандарта LTE (на текущий момент Роскомнадзор наложил запрет на использование необходимого для реализации проекта строительства диапазона частот (1900-1920 МГц), решение обжаловано).
Генеральным директором компании «Антарес» является Андрей Глухов. Единственным акционером является компания Wagner Asset Management Ltd., зарегистрированная на Британских Виргинских островах (выступает партнером VDC с российской стороны).
Мотивацию «Антареса» в выборе Вьетнама для строительства тестовой версии сети стандарта LTE отраслевые эксперты обосновывают очевидными преимуществами развивающихся рынков. Также профессионалы отмечают, что сегодня Вьетнам весьма привлекателен для инвестиций именно в телекоммуникационную сферу, и, что немаловажно, уже есть прецедент работы на этом рынке «Вымпелкома».
Что касается возможных проблем, с которыми может столкнуться российских инвестор на вьетнамском рынке, то здесь, в первую очередь, аналитики обращают внимание на особенности местного законодательства, в частности есть ряд существенных ограничений для иностранных инвесторов.
Комментируя деятельность компании «Антарес» эксперты отмечали то, что информация о компании и ее деятельности как в открытых источниках информации, так и в экспертной среде, весьма скудна.
Эксклюзивные комментарии:
Виталий Солонин, ведущий аналитик
J'son & Partners
«Решение «Антарес» построить тестовую сеть LTE во Вьетнаме, на мой взгляд, связано с тем, что компании показалось быстрее и проще внедрить такую сеть в этой стране, чем в России. На рынки развитых стран Западной Европы, США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона зайти с малыми инвестициями очень трудно, поэтому для инвесторов такого уровня остается выбор одной из развивающихся стран. Как правило, этот выбор сужается по мере переговоров с потенциальными партнерами, в итоге остается какая-то страна, в которой результаты предварительных договоренностей устроили обе стороны. По всей видимости, примерно по такому сценарию и был выбран Вьетнам. В этой стране уже присутствует «Вымпелком», так что «Антарес» не будет в этом плане первооткрывателем, который выходит на абсолютно неизведанный рынок. В целом Вьетнам - это достаточно привлекательна страна для инвестиций в телекоммуникационный сектор - население растет и на данный момент приближается к 90 млн человек, страна является членом ВТО, а рынок сотовой связи далек от насыщения (проникновение чуть более 50%). С другой стороны, для иностранных инвесторов вьетнамский рынок таит в себе немало рисков. Основная сложность связана с тем, что иностранный инвестор не может согласно местному законодательству иметь контрольный пакет акций вьетнамской компании - максимум 49%. Это существенно ограничивает возможности акционеров в выборе стратегии. На российском рынке перспективы «Антарес» по созданию оператора LTE напрямую связаны с наличием частотного ресурса. Диапазон 1900-1920 МГц можно использовать для LTE, однако по этим частотам компании, входящие в группу «Антарес» судятся с регулятором, и каков будет исход этих судебных разбирательств, сказать сложно».
Евгений Соломатин, директор по развитию
ЗАО «Коминфо Консалтинг»
«На развивающихся рынках, в таких странах как Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Африка, внедрение новых технологий несет в себе гораздо меньше рисков, нежели в развитых странах. В частности речь идет о минимизации риска «каннибализации» собственного бизнеса. В отличие от ситуации в развитых странах здесь нет необходимости конкурировать с собственным пакетом услуг. Есть возможность с самого начала получить максимально неискушенную аудиторию».
Татьяна Толмачева, директор по стратегическому развитию бизнеса
CISCO
«Рынок LTE имеет большое значение для многих компаний, так как это шанс к закреплению на новых рынках или роста рыночной доли. Именно поэтому многие операторы стараются «застолбить» это поле, строя пилотные зоны. Кроме этого не стоит забывать, что тестовые зоны - это также техническая подготовка к внедрению LTE. Запуск пилотной зоны в России для «Антарес» должен был иметь важное значение. Не стоит забывать, что это - новый игрок на российском рынке беспроводного доступа, которому придется бороться «за место под солнцем» с мощными и опытными игроками с сильными лоббисткими возможностями. Для компании пилотная зона LTE по Вьетнаме - это подготовительный этап выхода на быстро растущий рынок беспроводной связи и наработка собственного опыта. Несмотря на ряд сдерживающих факторов и рисков, вьетнамский рынок беспроводной связи достаточно перспективен. В стране пока еще низкий уровень проникновения услуг связи при населении в более 80 млн. Не стоит забывать, что рано или поздно рынок телекоммуникаций во Вьетнаме будет либерализован, как это происходило во многих странах СНГ 10-15 лет назад».