6 сентября '10

ФАИТ и Кока-Кола


Никита Егоров

"Сумма-телеком", пресс-секретарь

 ФАИТ упразднили: полная неэффективность, или грамотный маркетинг Минкомсвязи?

В 1985 году The Coca-Cola Company с помпой представила публике новый напиток – New Coke. Само собой, покупатели попробовали содержимое новых красно-белых баночек… и с облегчением вернулись к старым, которые вскоре появились в продаже под названием Coca-Cola Classic. «Да, люди были в ярости, а мы потратили кучу денег на бум, который продлился всего 77 дней до того момента, пока мы не вернули в продажу Coca-Cola Classic. Но это был успех: New Coke оживила бренд и вновь привлекла покупателей к старой кока-коле» - позже признался Серхио Займан, тогда занимавший в The Coca-Cola Company пост директора по маркетингу.

Не то, чтобы между газировкой и телекоммуникациями было что-то общее, а тем более – между кока-колой и российскими государственными ведомствами, отвечающими за регулирование в области связи, но… вспомнилось.
28 августа 2010 года Президент подписал указ, упраздняющий федеральное агентство по информационным технологиям (ФАИТ, Росинформтехнологии). ФАИТ было признано неэффективным, а результаты его работы – неудовлетворительными. Функции ликвидированного ведомства приняло на себя Министерство связи и массовых коммуникаций.
Поводов для такого решения скопилось, и правда, не мало. За шесть лет ФАИТ было передано несколько значительных проектов, но выполнен не был ни один.
 
Электронная Цифровая Подпись. Теоретически, система ЭЦП должна была стать эквивалентом подписи обычной в электронном документообороте, и создать базис для формирования «электронного правительства». Однако алгоритмы выдачи ключей электронной цифровой подписи были проработаны, ФАИТ подготовило юридическую базу для деятельности удостоверяющих центров и даже запустило выдачу ЭЦП, но так и не смогло добиться тотального перевода на электронный документооборот – обычная подпись по-прежнему имеет большую юридическую силу, нежели электронная.
 
Портал госуслуг. Следующий шаг в развитии «электронного правительства» тоже не был сделан ФАИТ. Задача по созданию интернет-портала для госуслуг перешла к «Ростелекому» - в 2009 году начал работу портал Gosuslugi.ru. Проект ФАИТ «Общероссийский Государственный Информационный Центр» до сих пор обновляется, но не функционирует в нормальном режиме.
 
Разработка и производство биометрических паспортов. Успехом завершился только первый этап плана - ФГУП «НИИ «Восход» разработало технологию производства паспортов с чипом, содержащим биометрическую информацию, но техническая поддержка системы и серийный выпуск документов был поручен другому предприятию, выставившему на конкурс более качественный вариант, хотя и по более высокой цене.
 
Создание и развитие сети технопарков тоже оказалось провалено. Кризис 2008-2009 года заставил государство заморозить финансирование строительство площадок для предприятий и лабораторий, занятых в инновационных проектах. Впрочем, даже в более комфортной ситуации их создание оказалось бы под сомнением – ФАИТ серьезно отставало от плана.
С первого взгляда – все как в лучших домах: государственная структура, продемонстрировавшая свою несостоятельность, ликвидируется, а ее полномочия и задачи передаются более крупному и функциональному органу. Есть только одно «но» - дело происходит в России. Эффективность никогда не значилась в списке сильных сторон госконтор (впрочем, не только отечественных), но прецедентов ликвидации «балластных» ведомств на территории бывшего СССР практически не случалось.

 

 

 

 


Ситуация напоминает не провал руководителя, а, скорее, сценарий рейдерского захвата бизнеса, когда наемный руководитель и его заместители по договоренности с заинтересованной стороной самоустроняются, оставляя предприятие без управления, снижая его эффективность, а вместе с ней и сумму, за которую предприятие может быть куплено

 
Сценарий первый, политический
Само собой, поиски истинной столь радикальной борьбы за эффективность начались сразу же. И, естественно, увенчались успехом. Соломинкой, которая сломала спину верблюду, экспертным решением назначили прошлогодний конфликт с Минкомсвязи: подведомственное ФАИТ предприятие «НИИ «Восход»» проиграло министерский конкурс на техподдержку им же разработанной системы биометрических паспортов, и забастовало. Конфликт разрешился передачей «Восхода» в ведение Министерства связи и массовых коммуникаций. Аналитики были единодушны: мол, лишенное «Восхода» и проекта по вводу биопаспортов ФАИТ сохранило только вторичные функции – и упразднилось, как избыточное.
Впрочем, как бы важны не были биопаспорта, приоритетными для ФАИТ они не были, в отличие от системы ЭЦП (электронной цифровой подписи), которая оставалась в ведении Росинформтехнологий до момента упразднения конторы. Первый же пункт «Положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям» № 319 от 30 июня 2004 года гласит: «Федеральное агентство по информационным технологиям является уполномоченным органом исполнительной власти в области использования электронной цифровой подписи».
В любом случае, если первопричиной ликвидации ФАИТ стал конфликт руководства Росинформтехнологий с Министерством связи и массовых коммуникаций, ситуация остается странной. Владимир Матюхин был отправлен в отставку в феврале 2010 года (официальная формулировка гласила: «по достижении максимального возраста нахождения на гражданской государственной службе»), в апреле – по собственному желанию уволились его заместители Евгений Караваешников и Александр Панкратов. Подобная ситуация напоминает не провал руководителя, а скорее, сценарий рейдерского захвата бизнеса, когда наемный руководитель и его заместители по договоренности с заинтересованной стороной самоустраняются, оставляя предприятие без управления, снижая его эффективность, а вместе с ней и сумму, за которую предприятие может быть куплено.
 
Сценарий второй, конспирологический
Конечно, можно усмотреть в ликвидации ФАИТ и руку ставших притчей во языцех «питерских связистов». Причем напрягать зрение не придется: кризис в отношениях между Росинформтехнологиями и Минкомсвязи последовал за сменой руководства министерства. В частности, Леонид Рейман, имя которого часто упоминается в контексте петербургского телекоммуникационного лобби, покинул пост министра связи незадолго до межведомственного конфликта, и в споре между Минкомсвязи и ФИАТ выступил на стороне последних. Вывод напрашивается сам собой: борьба с «питерскими связистами» коснулась не только самого министерства связи, но и аффилированных с ним организаций.

 

 

 

 


Можно усмотреть в ликвидации ФАИТ и руку ставших притчей во языцех "питерских связистов". В частности, Леонид Рейман, имя которого часто упоминается в контексте петербургского телекоммуникационного лобби, покинул пост министра связи незадолго до межведомственного конфликта, и в споре между Минкомсвязи и ФИАТ выступил на стороне последних

 
Сценарий третий, тем более конспирологический
Или вот еще один, не менее конспирологический вариант: несложно заметить, что все три государственных ведомства, которые возглавлял руководитель ФАИТ Владимир Матюхин, были так или иначе связаны с государственной закупкой. В сферу ответственности ФАПСИ, во главе которого генерал-полковник Матюхин находился с 1999 по 2003 год, в числе прочего входили и организация, обеспечение, эксплуатация и развития сетей правительственной связи и регулирование оборота криптографических устройств. Сразу после расформирования ФАПСИ в 2004 году Владимир Матюхин, в звании генерала армии, был назначен начальником Рособоронзаказа – нового ведомства, контролировавшего все закупки Минобороны, и через месяц перешел оттуда в ФАИТ, ответственный за закупки высокотехнологичных товаров и услуг для нужд государства.
Роль самого Владимира Матюхина и его коллег в тотальной неэффективности ФАИТ остается под вопросом: имея за спиной лобби в лице коллег по ФАПСИ и вполне лояльных и многочисленных товарищей по КГБ, он мог бы сохранить ФАИТ на плаву, если неэффективность ведомства была результатом действий Минкомсвязи. И возможно, даже если оно и вправду работало плохо.
 
Сценарий третий, стратегический
Но есть и альтернативный вариант – вполне возможно, что самый близкий к действительности. Минкомсвязи выделило часть своих обязанностей и минимум своих прав некоему внешнему «мальчику для битья» - фиктивному конкуренту. В качестве руководителя соперничающего ведомства приглашен авторитетный чиновник, который выполняет исключительно представительскую роль (в том числе, и создает видимость противоборства лобби «питерских связистов» и обновленного министерства связи).
ФАИТ были делегированы полномочия в области работы с ЭЦП, биопаспортами, технопарками и социальными картами – те направления деятельности Минкомсвязи, которые в наибольшей степени зависят от доброй воли и эффективности других министерств и организаций.
 
  • ФАИТ не смогло обеспечить юридическую силу электронной цифровой подписи – потому что для этого нужно содействие Минюста.
  • Развитие биопаспортов невозможно без поддержки Федеральной Миграционной Службы в подчинении МВД.
  • Технопарки – тоже не внутриминистерский проект: не последнюю роль в их создании должны были играть Минэкономразвития и Минфин.
  • Социальные карты – опять же совместный проект с госорганами, отвечающими за социальную защиту и финансы.
 
При этом, возможностей контролировать выполнение проектов ФАИТ не получает практически никаких: «Федеральное агентство по информационным технология не вправе осуществлять нормативно правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации» - гласит пункт 7 положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям от 30 июня 2004 года №319. Само собой, такой статус привел Росинфотехнологии к неизбежному провалу. Делегированные задачи возвращаются Минкомсвязи, сложные в реализации проекты –  заморожены или, наоборот, обеспечены дополнительными ресурсами, а авторитет министерства, которое приняло на себя обязательства упраздненного ФАИТ (разницу в полномочиях и тот факт, что госорган принимает на себя задачи не добровольно), поднимается на недосягаемую высоту.
А как это отразится на бизнесе? Да никак. Был ли провал ФАИТ запланированным или нет, но ИТ его не почувствует: потому что Федеральное агентство по информационным технологиям было совершенно неэффективным, или потому что в Министерстве связи и массовых коммуникаций - совершенно гениальные политики. Это как посмотреть.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов