1 сентября '10

Почти готов


Игорь Чесноков

ИА «Интегрум», руководитель отдела маркетинга и аналитики

Росинфокоминвест - перспективы

 

В начале июля 2010 года ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» объявил конкурс, по итогам которого будет осуществлен выбор управляющей компании для инвестиционных резервов. На подготовку и подачу заявок претендентам был отведен месяц, и уже четвертого августа состоялось рассмотрение. По итогам данной процедуры до участия в конкурсе были допущены все претенденты, а именно: «Управляющая компания «КапиталЪ», «Сбережения и инвестиции», «Финам Менеджмент» и «Ингострах-Инвестиции».

Все эти компании имеют лицензии ФСФР на управление инвестиционными фондами, в том числе паевыми и негосударственными пенсионными. Были выдвинуты достаточно серьезные требования в части собственных средств и размера активов под управлением. Размер данных показателей должен составлять 60 миллионов и 1,45 миллиарда рублей соответственно. Параметры, обозначенные «Росинфокоминвестом» в отношении других показателей деятельности, стандартны для процедур такого рода. Все четыре претендента представлены на рынке более двух лет, не имеют задолженностей по уплате налогов и убытков.
По словам главы Минкомсвязи Игоря Щеголева финансирование инвестиционных проектов за счет средств фонда начнется сразу после выбора управляющей компании. Предварительный отбор проектов уже осуществлен: их количество составит несколько десятков. При этом каждое конкретное решение о финансировании будет приниматься после того, как проект оценит рынок. Если инициатива, рассматриваемая в качестве потенциального объекта инвестирования, не вызовет интереса других инвесторов, ее приоритет существенно снижается. Такой подход оправдан, как и общий консерватизм государственной политики по поддержке инновационных проектов, поступающих с рынка. В данном контексте оценка сторонними инвесторами позволит решить достаточно широкий спектр вопросов. Например, снизить коррупционные риски, а также сократить издержки в форме невозвращенных инвестиций в малоперспективные проекты, объективная оценка которых не была своевременно произведена.
Сам «Росинфокоминвест» носит почетных статус первого отраслевого инвестиционного фонда, ориентированного на деятельность в сегменте информационно-технологических проектов. Структура была создана в далеком 2007 году, и при этом предполагалось, что активная деятельность по отбору и финансированию начнется уже в 2008 году. Однако этого не произошло до настоящего момента.
Что касается финансовой составляющей, то и в данном отношении структура приобрела законченный вид после ряда преобразований. Изначально предполагалось, что капитал «Росинфокоминвеста» будет сформирован не только за счет федерального бюджета, но и с активным участием частных инвестиций. Предполагались равнозначные поступления в объеме 1,45 миллиарда рублей от государства и рынка соответственно. Форма привлечения капитала, - дополнительная эмиссия ценных бумаг. Впрочем, как следует из постановления правительства, изданного в марте 2010 года, фонду рыночное финансирование уже не нужно.
Такая диспозиция позволяет сделать вывод о том, что государство не намерено размывать собственную долю в структуре, а работа по данному направлению сфокусирована на удержании активов под контролем. В таких условиях привлечение управляющей компании является ценным условием для обеспечения эффективности процедур оценки поступающих проектов. Это позволит повысить общую эффективность рассматриваемого процесса, а также значительно снизить коррупционные риски.
Цель фонда - финансирование перспективных проектов информационно-технологической направленности на ранних этапах реализации, которые наиболее сложны и требуют основательной поддержки. Объем средств, отчисляемых на каждую отдельную проектную инициативу, не может превышать 150 миллионов рублей. К слову, первоначальный регламент фонда предполагал ограничение данной суммы на уровне всего 100 миллионов. Срок деятельности финансового института в данном контексте ограничен 1 января 2018 года. 

 

 

 

 


Деятельность фонда под управлением победителя конкурса будет сфокусирована на ИТ и коммуникациях. В отношении перспектив поддержки непосредственно телекома целесообразно избегать завышенных ожиданий. Конкуренция за финансирование может быть как высокой, так и предельно низкой

 
В настоящий момент конкурсная комиссия проводит оценку и сопоставление заявок. Процедура длится в течение тридцати дней со дня принятия решения о допуске претендентов к участию в конкурсе. Оценивая перспективы конкретных компаний, следует учитывать положительный опыт «Финам Менеджмент» в части инвестирования в телекоммуникационные активы. Руководство компании отмечает, что большинство активов закрытого ПИФа «Информационные технологии» демонстрирует положительную доходность. В целом, данная информация подтверждается финансовыми показателями: в 2009 г. портфель прямых инвестиций принес холдингу более $9 млн. При этом $4,6 млн. – это поступления от сделок по выходу и $4,5 млн. за счет дивидендов.
Однако, одного только внимания к вопросам освещения собственных успехов в СМИ не достаточно, хотя предварительная информационная работа в контексте подобных мероприятий, безусловно, важна. Опыт показывает, что решение таких вопросов имеет преимущественно непрозрачный характер, а прогнозирование их результатов основывается на анализе опыта взаимодействия того или иного участника размещения с государственными структурами. Это закономерно - решение масштабных задач соответствующего характера требует не только обширных компетенций в рамках собственной отраслевой принадлежности, но также подразумевает наличие понимания специфики работы с государственными структурами и бюджетными средствами.
Таким образом, наиболее благоприятные перспективы будут именно у того претендента, который сможет продемонстрировать наличие всех обозначенных характеристик, среди которых не только показатели финансового здоровья и отсутствие проблем с регуляторами, но также готовность осознанно подходить к предстоящей работе.

Зачем это нужно?

Можно условно разделить форматы сотрудничества с государством, которые доступны представителям различных отраслей. Первая категория предполагает под собой кратковременные закупки каких-либо товаров и услуг. Они могут производиться на регулярной основе, но степень взаимной интеграции интересов заказчика и поставщиков здесь ограничена. Первый оценивает формальное соответствие закупаемых ценностей заявленным требованиям, вторые урегулируют политические вопросы. Обычно это закупки относительно простого оборудования и товаров, а также разовых исследований и прочих интеллектуальных продуктов аналогичного характера.
Вторая категория предполагает под собой долговременное сотрудничество, при котором степень взаимной интеграции средне- и долгосрочных интересов заказчика и исполнителя (поставщика) существенно возрастает. Это поставки сложного оборудования, программного обеспечения, консалтинга стратегического характера и НИРы. Проекты такого рода могут быть привлекательными с финансовой точки зрения, и многие предприятия стремятся к их получению. Но в ходе проектной практики зачастую возникают сложности, в результате которых бывают и случаи занесения вчерашних победителей в реестр недобросовестных поставщиков.
Тем не менее, масштабные проекты важны для участников рынка, поскольку несут в себе ряд достаточно весомых преимуществ, ради которых компании готовы инвестировать в их изыскание маркетинговые, финансовые и временные ресурсы. В первую очередь это ключевой элемент построения долгосрочных отношений с государством, как с ключевым участником российского рынка. Как уже было сказано выше, опыт выполнения работ аналогичного характера чрезвычайно важен в данном контексте. Это выгоды для PR и стратегического позиционирования компании. Это также значительные возможности по вхождению в новые направления сотрудничества государства и частного бизнеса. Все эти ценности в значительной степени перекрывают известные риски, и задают тренды развития крупного бизнеса как минимум на следующую пятилетку.

Специфика работы

Президент России Д.Медведев определил пять ключевых направлений модернизационной политики государства. Это энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии с уклоном в телекоммуникации, медицинские технологии и стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

 

 

 

 


ЕФонд во многом планирует выполнять функции государственного бизнес-ангела, но таковым не является, как и его управляющая компания. Все участники конкурса работают в других масштабах и не обозначают вложения рассматриваемого формата в качестве приоритетного направления. Подавляющее большинство российских инвесторов в данном отношении - известные консерваторы

 
Официально заявлено, что деятельность фонда под управлением победителя конкурса будет сфокусирована на ИТ и коммуникациях. В отношении перспектив поддержки непосредственно телекома целесообразно избегать завышенных ожиданий.Конкуренция за финансирование может быть как высокой, так и предельно низкой. Выводы об этом можно будет делать после первичной оценки подхода УК к данному вопросу. Процедура оценки проектов, вероятнее всего, будет более динамичной, чем, например в «Роснано», но не менее строгой. Особенно при учете того, что будет проводиться дополнительный аудит со стороны потенциальных рыночных инвесторов.
Следует также принять к сведению тот факт, что управляющая компания выполняет функции «наемного работника» и отчитывается об эффективности использования средств государственному заказчику. Политика государства в данном отношении консервативна. Соответственно, исключительно рыночного подхода, подразумевающего варьирующуюся степень риска, ожидать также не нужно. Фонд во многом планирует выполнять функции государственного бизнес-ангела, но таковым не является, как и его управляющая компания. Все участники конкурса работают в других масштабах и не обозначают вложения рассматриваемого формата в качестве приоритетного направления. Подавляющее большинство российских инвесторов в данном отношении – известные консерваторы.

ИКТ после запуска фонда

Ожидать взрывного роста количества новых проектов и существенной поддержки для российского ИКТ сразу после запуска проекта не нужно. Работа структур такого масштаба отлаживается годами, по мере того как нарабатывается практика оценки и работы с проектами. Соответственно, ощутимой эффективности можно будет ожидать в перспективе 1,5-3 лет.
До этого момента, а также и после, молодые проекты рассматриваемой российской отрасли будут развиваться преимущественно самостоятельными силами и при поддержке российских и международных бизнес-ангелов, а также прочих рыночных инвесторов. Стимулирование и гарантии для последних также заслуживают внимания государства, поскольку обеспечение растущих бизнесов инвестициями должно быть комплексным и диверсифицированным, без явного доминирования напрямую аффилированных с государством крупных, а следовательно, менее мобильных, структур.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов