23 августа '10

ГЛОНАСС: мир под контролем


Эльдар Вагабов

"Альфа-Банк", аналитик

ГЛОНАСС: всевидящее око на службе России

На современной карте Земли практически не осталось белых пятен – некогда недоступные отдаленные уголки давным-давно стали хорошо изученными, а то, что происходит там – уже ни для кого не секрет. Мир находится под всеобъемлющим постоянным контролем невидимого ока 24 часа в сутки семь дней в неделю. Отчасти это стало возможным благодаря развертыванию рядом стран спутниковых систем слежения, которые позволяют в режиме реального времени осуществлять мониторинг всего происходящего, где бы то ни было. В настоящее время в мире существуют элементы четырех спутниковых систем, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Это американская система GPS, российская ГЛОНАСС, европейская система Galileo, находящаяся в процессе разработки, а также китайская система, представленная пока пятью спутниками.

ГЛОНАСС – современная история с давними корнями
ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система) – советская (а теперь и российская) спутниковая система навигации. Она была разработана еще во времена Советского Союза по заказу Министерства обороны СССР. В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос).
Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на околоземную орбиту в октябре 1982 года. Изначально проект предусматривал, что основу системы должны формировать 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли по 3 орбитальным траекториям, на высоте 19,1 тыс. км. Согласно скорректированной версии проекта (изложенной в Федеральной целевой программе 2001 года «Глобальная навигационная система»), спутниковая группировка системы будет состоять из 30 космических аппаратов, часть из которых будет находиться в рабочем резерве. В настоящее время на орбите реально действует 21 космический аппарат типа ГЛОНАСС-М, что позволяет системе контролировать до 95% поверхности планеты.
Для того чтобы система заработала по всему миру, нужно не менее 24 спутника. До конца 2010 г. планируется запуск еще 6 аппаратов, не считая экспериментальных запусков аппаратов нового типа ГЛОНАСС-К, которые отличаются меньшей массой, более длительным сроком активного существования (до 10 лет) и повышенными точностными характеристиками (точность определения географических координат повысится до 5 метров). В перспективе группировка будет перестроена, и произойдет смена поколений ГЛОНАСС-М на ГЛОНАСС-К. Планируется, что на орбите постоянно будут находиться не менее 24-28 аппаратов, а сигнал ГЛОНАСС можно будет уверенно принимать во всех точках Земли.  
Система двойного назначения
Как отмечалось, изначально система ГЛОНАСС создавалась военными и для военных, в интересах поддержания обороноспособности страны, однако, специальным распоряжением Президента Российской Федерации от 1999 года ГЛОНАСС была определена как система двойного назначения, применяемая не только в интересах обороны и безопасности РФ, но и в социально-экономических целях. Таким образом, указанное распоряжение Правительства открыло новую страницу в истории ГЛОНАСС, положив начало ее гражданского использования.
Одним из наиболее очевидных коммерческих способов использования ГЛОНАСС в мирных целях является спутниковый мониторинг движущихся объектов (преимущественно коммерческого автомобильного транспорта). Система позволяет определять местоположение транспортных средств, скорость их перемещения, а также технологические процессы и состояние основных систем транспортных средств. Рынок этих услуг в России (да и во всем мире) только зарождается и, на наш взгляд, является весьма перспективным.
Перспективы коммерческого использования ГЛОНАСС
Российский парк коммерческих автомобилей насчитывал к концу 2009 г. порядка 8,3 млн единиц, 25% из которых находилось в госсобственности. Общее количество автомобилей, оборудованных модулями спутникового мониторинга транспорта (СМТ), составило 247,5 тыс. единиц, из них 212,5 тыс. (86%) находились в собственности крупного бизнеса, а 25 тыс. (10%) принадлежали государству. Таким образом, в 2009 г. уровень проникновения услуг СМТ в России в сегменте коммерческого транспорта составил 3,1%, то есть всего три автомобиля из сотни были оборудованы модулями спутникового мониторинга. При этом уровень проникновения в сегменте государственного транспорта составил 1,2%. В сегменте крупного бизнеса проникновение находилось на уровне 5,2%, тогда как в сегменте малого и среднего бизнеса оно было незначительным (0,5%).
 
В том же 2009 году объем российского рынка услуг СМТ в денежном выражении составил порядка 925 млн руб., что учитывает продажу, установку и наладку оборудования как в диспетчерских центрах, так и на самих транспортных средствах, стоимость его сервисного обслуживания и замены, абонентскую плату за пользование системой (актуально для малого и среднего бизнеса), а также обучение персонала и оказание консалтинговых услуг.

 

 

 

 


Не следует считать, что GPS и ГЛОНАСС являются прямыми конкурентами. Напротив, они являются взаимодополняющими и взаимозаменяющими. В скором времени пользователи смогут ориентироваться на местности с помощью как американской, так и российской спутниковых навигационных систем. Ожидается, что в скором времени все крупнейшие мировые производители освоят массовый выпуск двухрежимных портативных приемников GPS-ГЛОНАСС

Перспективы расширения российского рынка СМТ связаны, прежде всего, с уровнем проникновения этих услуг. Понятно, что при столь низком текущем проникновении теоретический потенциал роста рынка колоссален. Реальные же границы роста можно понять, проведя соответствующий межстрановой анализ. Мы полагаем, что в данной ситуации было бы вполне корректно сравнить российский рынок с рынками развитых стран, которые возникли раньше российского и уже успели пройти определенные этапы развития. Здесь нас интересует, в первую очередь, рынок США и стран Западной Европы.
В настоящее время проникновение услуг СМТ в США составляет около 12%, а текущий объем рынка превышает $1,5 млрд. При этом в перспективе ожидается динамичный рост. По нашим оценкам, в ближайшие три года рынок будет расти в среднем на 12% в год. Ожидается, что в 2012 г. его объем превысит $2,1 млрд., при этом уровень проникновения составит порядка 19%. Что касается рынка стран Западной Европы, то проникновение здесь отнюдь не велико, всего 3,6%, что, однако, не говорит о неразвитости рынка. Специфической особенностью европейского рынка является сравнительно небольшой размер территории и наличие в этих странах крупных логистических операторов (например, GEFCO), которые централизованно обслуживают несколько компаний одновременно. Очевидно, что при такой организации рынка основными потребителями услуг СМТ являются не коммерческие и не государственные структуры, а сами логистические компании с их достаточно ограниченным автопарком, что не способствует уверенному росту проникновения мониторинговых услуг. С учетом изложенного мы полагаем, что для целей сравнения российского рынка больше подходит рынок США, нежели стран Европы.
Согласно нашим прогнозам, в период с 2009 г. по 2015 г. проникновение услуг СМТ в России будет расти в среднем на 35% в год и составит в 2015 г. 18%. В это же время проникновение в странах Европы достигнет 14%, в США - 25%. Мы полагаем, что подобная динамика роста сохранится и после 2015 г., что примерно будет соответствовать росту уровня проникновения на 2 п.п. в год. Таким образом, в 2018 г. этот показатель для России может составить около 24%. По нашим подсчетам, объем рынка услуг СМТ, соответствующий этому уровню проникновения, составит более 15,6 млрд. руб.
ГЛОНАСС – не единственная, а одна из...
Мы говорили о том, что в настоящее время в мире существует, по крайней мере, еще три спутниковых системы, подобных ГЛОНАСС. При этом реально работает лишь одна из них – американская GPS. Предвосхищая возможный вопрос, зачем, в таком случае, нужна ГЛОНАСС, мы отвечаем так. Во-первых, России нужна своя собственная спутниковая система, поскольку, как одна из ведущих военных держав она не может рассчитывать на систему страны – потенциального соперника. Во-вторых, не стоит забывать, что у системы GPS есть ряд недостатков. Например, ввиду особенностей построения она не очень хорошо работает в северных широтах и совсем не действует над Северным полюсом. Если же принять во внимание тот факт, что 45% территории России лежит за полярным кругом, то ГЛОНАСС, способная обеспечить навигацию в высоких широтах, жизненно необходима России. И не только, как нам представляется. Скоро спутниковая навигация станет неотъемлемой частью инфраструктуры любой развитой страны. Поэтому ГЛОНАСС нужен и востребован не только в России, но и в мире. Сегодня многие страны заинтересованы в использовании ГЛОНАСС как альтернативы GPS, так как считают недопустимым иметь абсолютную зависимость от американской системы навигации. Соглашение об использовании ГЛОНАСС уже подписано с Индией, участие в ее освоении готовы принять Украина и Белоруссия. Большой интерес к российской системе проявляют страны Латинской Америки и арабского региона.

 

 

 

 


Основным искусственно созданным фактором, который препятствует сближению ГЛОНАСС и GPS, мы считаем недальновидную инициативу российских властей, направленную на поддержку отечественных производителей. Эта инициатива предусматривает запрет на ввоз в Россию телематического оборудования, не поддерживающего работу в системе ГЛОНАСС

Однако не следует считать, что GPS и ГЛОНАСС являются прямыми конкурентами. Напротив, они являются взаимодополняющими и взаимозаменяющими. В скором времени пользователи смогут ориентироваться на местности с помощью как американской, так и российской спутниковых навигационных систем. Ожидается, что в скором времени все крупнейшие мировые производители освоят массовый выпуск двухрежимных портативных приемников GPS-ГЛОНАСС.
Несмотря на неизбежное сближение двух систем, в нашей современной действительности все еще существует множество барьеров, часть из которых, как мы полагаем, была создана искусственно для достижения конкретных целей. К числу основных объективных факторов, препятствующих скорейшему развертыванию ГЛОНАСС, мы относим проблемы с финансированием. Хотя ГЛОНАСС и является системой двойного назначения, финансирование программы ведется практически исключительно за счет средств государства. Ежегодно государством в рамках программы выделяется около $2-3 млрд., что, на наш взгляд, является недостаточным. Напомним, что прекращение или сокращение финансирования может привести к тому, что в полноценном режиме система так и не заработает, а деньги к тому времени уже будут потрачены. На память здесь приходит ситуация конца 90-х гг. ХХ в., когда в связи с недостаточным финансированием произошло сокращение орбитальной группировки ГЛОНАСС.
Основным искусственно созданным фактором, который препятствует сближению ГЛОНАСС и GPS, мы считаем недальновидную инициативу российских властей, направленную на поддержку отечественных производителей. Эта инициатива предусматривает запрет на ввоз в Россию телематического оборудования, не поддерживающего работу в системе ГЛОНАСС. Хотя формально она и направлена на стимулирование производства двухрежимных устройств (GPS-ГЛОНАСС), фактически она грозит обернуться немалыми проблемами для российского телематического рынка (в частности, рынок может остаться недоразвитым), поскольку качественных российских устройств на внутреннем рынке мало, а иностранные производители ориентируются, прежде всего, на GPS и устройств с поддержкой ГЛОНАСС практически не производят (в случае, даже если они захотят разработать подобные устройства, на это потребуется немало сил, средств и времени).






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов