18 августа '10

Перемена мест слагаемых

 

В комиссии по связи поменяли стратегов
 
В начале августа согласно распоряжению Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 1300-р в составе комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации произошли изменения: поменялось 55% ее персонального состава или, если считать по входящим в нее государственным органам и организациям, 20%. Эта новость дает повод проанализировать работу комиссии, созданной в 2006 г. и понять направление ее дальнейшей работы.
 
Для того, чтобы оценивать эффективность, необходимо, прежде всего, понимать общую картину, поставленную цель и задачи. Начнем с глобальной картины. На сегодняшний день в Правительстве России насчитывается 52 координационно-совещательных органа (советы и комиссии). Из них связью занимаются следующие три:
 
  • Правительственная комиссия по транспорту и связи под руководством Сергея Иванова, которая координирует деятельность органов исполнительной власти и взаимодействует с представителями предпринимательского сообщества в разработке и реализации основных направлений государственной политики в данной области. При этом из предпринимательского сообщества в нее входят все те же «Связьинвест», РЖД, «Почта России», «Внешэкономбанк», Союз Транспортников, «Деловая Россия», «Опора России» и РСПП. То есть от негосударственных предприятий отрасли связи, по сути – никого, ни о каких ассоциациях операторов в комиссии, видимо, слышать не хотят. Соответственно происходит и координация с представителями предпринимательского сообщества. Видимо, чиновники и государственные предприятия лучше частных компаний знают, как повышать конкурентоспособность услуг в сфере транспорта и связи, качественно изменить структуру экспорта, обеспечить доступность услуг для населения в сфере транспорта и связи.
 
Отсутствие прозрачной обратной связи с компаниями и потребителями, имеющее место не только в правительственных комиссиях, но и повсеместно в органах исполнительной и законодательной власти и приводит в конечном итоге к лоббированию интересов отдельных групп и росту коррупции.
 
  • Правительственная комиссия по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации под председательством Игоря Щеголева. Эта комиссия была создана в 2006 году для согласования действий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития и совершенствования федеральной связи и информационных технологий, пережила два переименования и третью смену состава. На сайте Минкомсвязи можно найти по три протокола заседаний за 2006-2007 и 2009 годы. При этом еще в Положении о комиссии можно увидеть расхождение между целью ее создания и задачами, а так же ряд вопросов, которые теоретически должны относиться к ведению более стратегически-ориентированной комиссии по транспорту и связи. В частности, «оценка и подготовка рекомендаций по применению новейших технологий в информационно-телекоммуникационных сетях и других сетях связи, по содействию развитию производства в РФ средств связи и информационных технологий, а также по совершенствованию стандартов» – это существенно шире федеральной связи и координации ведомств. Но это характерно для правительственных комиссий, где вопросы развития так же, как и инновации, оторваны от вопросов инвестиций; где оценка результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти связана с проведением административной реформы только четырьмя общими членами из 28 и 19 соответственно. Дублирование функций и смешение сфер ответственности характерно при этом не только для комиссий, но и для заместителей Председателя Правительства, где техническое регулирование, поддержка малого предпринимательства, интеллектуальная собственность - сфера деятельности г-на Шувалова, за развитие промышленности отвечает г-н Сечин, инвестиционная политика в ведении г-на Кудрина, образование – г-на Жукова, а наука и инновации при этом отнесены к г-ну Иванову, курирующему вопросы оборонно-промышленного комплекса.
 
 

 

 

 

 


Отсутствие обратной прозрачной связи с компаниями и потребителями, имеющие место не только в правительственных комиссиях, но и повсеместно в органах исполнительной и законодательной власти и приводит в конечном итоге к лоббированию интересов отдельных групп и росту коррупции

  • Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, отпочковавшаяся от Комиссии по федеральной связи в феврале этого года и возглавляемая Сергеем Собяниным. Из изначальной комиссии в нее пришли семь человек и вопросы информационных технологий в государственном управлении (внутренняя автоматизация, госуслуги), в том числе электронное правительство. Вынесение этих вопросов из Комиссии Щеголева в ведение руководителя Аппарата Правительства может говорить не столько о важности электронного правительства, сколько о раздражении и желании дать новый импульс этой «затянувшейся стройке».
Теперь, понимая, что ожидать от подобной структуры, посмотрим теперь более пристально на работу Комиссии по федеральной связи.
 
 
 
Согласно Положению о комиссии, она является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития и совершенствования федеральной связи и информационных технологий.
Основными задачами Комиссии являются (http://government.ru/gov/agencies/167/): определение приоритетов в реализации основных направлений развития федеральной связи с учетом задач государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также экономических, финансовых и иных возможностей государства; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по развитию информационно-телекоммуникационных сетей Российской Федерации, обеспечению их интеграции с международными информационно-телекоммуникационными сетями; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению потребностей в сфере федеральной связи и по технологическим вопросам информатизации; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти при подготовке концепций, федеральных, межотраслевых и отраслевых программ развития и совершенствования информационно-телекоммуникационных сетей и других сетей связи.
Стоит отметить, что при том, что хотя ряд основных задач Комиссии, согласно Положению о ее создании подразумевает «определение приоритетов бюджетного финансирования» различных программ, «определение приоритетов в реализации основных направлений развития федеральной связи и информационных технологий с учетом <…> экономических, финансовых и иных возможностей государства», «подготовку предложений по вопросам совершенствования законодательства», из ее нового состава были исключены представители Министерства юстиции (Костенников Д.В.) и МинФина (Петрухина А.А.).
Впрочем, это отражает то, что происходит сейчас в комиссии, которая осталась без двух ключевых стратегов: Алексея Солдатова, курирующего в Минкомсвязи стратегическое и научно-техническое развитие отрасли, и Олега Чутова, директора департамента научно-технического и стратегического развития отрасли в том же министерстве. Судя по всему, комиссия теперь будет сосредоточена именно на технических аспектах, в то время, как экономико-политическая часть окончательно утвердятся за Комиссией по транспорту и связи.
С другой стороны, очевиден и поворот к участникам рынка, пусть даже пока только государственным: в новый состав вошли «НИИ «Восход» (Леонид Бородинов), ОАО «Ростелеком» (Александр Провоторов), ОАО «Связьинвест» (Евгений Юрченко). Это должно немного оздоровить комиссию.
 
Итого рокировки выглядят следующим образом:

 
 
новый состав 2010
 
состав 2008
 
1
Щеголев И.О.
 
Щёголев И.О.
Минкомсвязи
2
Мардер Н.С.
 
Мардер Н.С.
Минкомсвязи
3
Борисов Ю.И.
 
Борисов Ю.И.
Минпромторг
4
Бугаенко В.Н.
 
Бугаенко В.Н.
Россвязь
5
Ермолаев А.В.
 
Ермолаев А.В.
Минкомсвязи
6
Лукичев Ю.А.
 
Лукичев Ю.А.
СВР России
7
Миклушевский В.В.
 
Миклушевский В.В.
Минобрнауки
8
Недосеков А.Н.
 
Недосеков А.Н.
Минтранс
9
Петрушкин В.Ф.
 
Петрушкин В.Ф.
ГУСП
10
Попова А.В.
 
Попова А.В.
Минэкономразвития
11
Преснов А.И.
 
Преснов А.И.
ФСБ России
12
Сенаторов М.Ю.
 
Сенаторов М.Ю.
Банк России
13
Тюркин М.Л.
 
Тюркин М.Л.
ФМС России
14
Хорошилов П.В.
 
Хорошилов П.В.
Минкульт
15
Таранов В.А.
 
Таранов В.А.
Минкомсвязи
16
Чушкин Д.А.
 
Чушкин Д.А.
Минобоны
17
Шерстюк В.П.
 
Шерстюк В.П.
Совбез РФ
18
Катулевский А.И.
Роскомнадзор
Романенков А.А.
Россвязькомнадзор
19
Королев С.В.
Минсельхоз
Слепнев А.А.
Минсельхоз
20
Селин В.В.
ФСТЭК
Гапонов А.Е.
ФСТЭК
21
Симаков О.В.
Минздравсоцразвитие
Белов B.C.
Минздравсоцразвитие
22
Трушин С.В.
МВД
Лукьянов В.В.
МВД
23
Чижиков Э.Н.
МЧС
Скурков А.Е.
МЧС
24
Шибнев С.В.
ФСТ
Евдокименко В.М.
ФСТ
25
Юрпалов С.Ю.
Минрегразвития
Аратский Д.Б.
Минрегразвития
26
Дергунов О.В.
ФСО
Ильин Н.И.
ФСО
27
Ермольчик В.Д.
ФСО
Матюхин В.Г.
Росинформтехнологии
28
Зажигалкин А.В.
Росстандарт
Костенников Д.В.
Минюст
29
Кисляков Е.Ю.
Правительство РФ
Петрухина А.А.
Минфин
30
Бородинов Л.Ю.
НИИ Восход
Элькин Г.И.
Ростехрегулирования
31
Пономарев С.А.
Роскосмос
Солдатов А.А.
Минкомсвязи
32
Провоторов А.Ю.
Ростелеком
Чутов О.В.
Минкомсвязи
33
Юрченко Е.В.
«Связьинвест»
 
 
 

Из протоколов заседаний комиссии в последнее время можно понять деятельность комиссии, не как координирующего и направляющего органа, а как отчетно-контрольного собрания. На сайте Минкомсвязи и Правительства РФ не оказалось протоколов за 2008 год, когда вокруг комиссии велись ритуальные танцы, в результате которых Игорь Щеголев не только сменил Леонида Реймана на посту ее председателя и заменил его команду, но и расширил ее название на «информационные технологии» (с 2006 по 2008 она курировала федеральную связь, но, судя по рассматриваемым на заседаниях, вопроса подразумевалось, что в нее входят и IT).

 

 

 

 

 


Спутниковая связь, на некоторое время оставшаяся без должного внимания, - более острый вопрос, чем возможность набирать адрес сайта кириллицей, заказ загранпаспорта через Интернет, или возможность узнать новости государственного управления на едином портале

 
Вместе с составом комиссии менялись и рассматриваемые на ее заседаниях вопросы. Первые два года работы комиссия занималась вопросами технического обеспечения связью, в 2009 году комиссия поменяла приоритеты в пользу информационных технологий. В 2006 году ключевыми темами были вопросы единой технологической сети связи электроэнергетики, сети связи специального назначения. В 2007 – связь и навигация в арктической зоне, спутниковая связь, профессиональная подвижная радиосвязь, совершенствование глобальной морской системы связи при бедствиях. Протоколы за 2008 год отсутствуют, видимо, в связи с борьбой за руководство отраслью между нынешним и бывшим министром.
 
 
В 2009 году, когда комиссия вновь заработала, вектор сменился в сторону инфотехнологий в ущерб первоначальной идее – развития и совершенствования федеральной связи. Конечно, рассматривались и вопросы централизованного управления сетью связи общего пользования единой сети электросвязи в ЧС, обсуждались итоги ВАСЭ-2008, состояние и перспективы космической группировки, но интересы однозначно сместились с непосредственно федеральной связи на менее острые, но, видимо, более увлекательные вопросы сети Интернет. Комиссия создавала Совет главных конструкторов программ информатизации, повышение безопасности использования национального сегмента сети Интернет, создание национального домена с использованием кириллических символов, создание защищенного интернет-браузера. Последние вопросы, несомненно, более шумные и привлекают больше внимания к работе комиссии и Министерства, но более ли они ценные, чем та же морская связь?
В результате мы можем посмотреть на соотношение планируемых к рассмотрению вопросов (план утвержден Комиссией 16.01.2009,http://minkomsvjaz.ru/ministry/2614/2617/7102.shtml) и результаты работы комиссии (протоколы заседаний №1, №2,№3).
№1, http://minkomsvjaz.ru/ministry/2614/2620/7103.shtml,
№2, http://minkomsvjaz.ru/ministry/2614/2620/7104.shtml,
№3, http://minkomsvjaz.ru/ministry/2614/2620/8304.shtml:
 
План
 
Рассмотренные вопросы
1 квартал
 
16.01.2009
1.    О рассмотрении положения о Подготовительной комиссии по участию администрации связи Российской Федерации в Полномочных конференциях, сессиях Совета МСЭ и других рабочих органах Сектора стандартизации электросвязи, сектора развития электросвязи и генерального секретариата МСЭ, а также в мероприятиях других международных и региональных организаций в области инфокоммуникаций.
2.    О ходе работы по созданию единой вертикально-интегрированной автоматизированной системы мониторинга деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по достижению важнейших показателей социально-экономического развития и исполнению своих полномочий, в том числе в области реализации приоритетных нац. проектов (ГАС «Управление»)
 
1.    Регламент и план работы комиссии.
2.    Итоги «Всемирной ассамблеи по стандартизации Международного Союза Электросвязи (ВАСЭ – 08)» и сессии Совета МСЭ 2008 года.
3.    Совет главных конструкторов программ информатизации.
4.    Положение о рабочей  группе по вопросам развития систем и сетей связи специального назначения и защищенным информационным технологиям.
5.    Проект Концепции создания системы централизованного управления сетью связи общего пользования единой сети электросвязи РФ в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения. 
6.    Меры по повышению безопасности использования национального сегмента сети Интернет
2 квартал
 
29.04.2009
1.    О проекте Концепции развития системы связи Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года.
2.    О ходе работы по реализации распоряжения Президента РФ «О создании и развитии информационно - телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти».
3.    О типовой ведомственной программе внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность федеральных органов исполнительной власти.
4.    О состоянии и перспективах развития российской космической группировки спутниковой связи гражданского назначения. 
 
1.    О рассмотрении положения о координации работ по обеспечению участия федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ в работе международных организаций, осуществляющих деятельность в области связи и информационных технологий
2.    О ходе работы по созданию единой вертикально-интегрированной автоматизированной системы мониторинга деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по достижению важнейших показателей социально-экономического развития и исполнению своих полномочий, в том числе в области реализации приоритетных национальных проектов (ГАС «Управление»)
3.    О состоянии и перспективах развития российской космической группировки спутниковой связи гражданского назначения
4.    Об участии администрации связи РФ во Всемирном почтовом союзе (ВПС)
3 квартал
 
24.09.2009
1.    О результатах реализации пилотных проектов по внедрению свободного программного обеспечения в деятельность федеральных органов исполнительной власти
2.    О состоянии развития информационного общества в РФ
3.    Об использовании в сети связи общего пользования и информационных системах в РФ криптографических средств шифрования 
 
1.    Об основных результатах работ по созданию в РФ национального домена с использованием кириллических символов
2.    О концепции развития российской космической группировки спутников связи гражданского назначения на период до 2020 года и перечне программных мероприятий для включения в проект Федеральной космической программы РФ на 2011–2020 гг.
3.    О рассмотрении состава рабочей группы при Комиссии по подготовке предложений для участия в работе международных организаций, осуществляющих деятельность в области связи и информационных технологий (Подготовительная комиссия)
4.    О создании защищенного интернет-браузера
4 квартал
 
 
1.    Утверждение плана работы Комиссии на 2010 год
2.    О ходе работы по созданию пилотной зоны информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти в г. Сочи и на территории Краснодарского края, входящей в состав сети связи общего пользования и отвечающей требованиям по информационной безопасности
3.    О ходе реализации концепции создания системы управления сетью связи общего пользования единой сети электросвязи РФ в чрезвычайных ситуациях и условиях чрезвычайного положения и предложений по нормативно–правовому обеспечению её функционирования
 
Нет информации
Как видно, план работы и результаты существенно расходятся, комиссия много занималась налаживанием своей работы. На сайтах Министерства и Правительства РФ последнего протокола не нашлось, но маловероятно, что хотя бы половина несомненно важных запланированных к рассмотрению в предыдущих кварталах вопросов была рассмотрена на последнем заседании.
После того, как вопросы информационных технологий забрали в ведение Сергея Собянина, комиссии по федеральной связи придется опять сосредоточиться на технических вопросах, что должно благотворно подействовать на его развитие: любимая игрушка не будет отвлекать комиссию от вопросов, действительно требующих внимания. Спутниковая связь, на некоторое время оставшаяся без должного внимания, - более острый вопрос, чем возможность набирать адрес сайта кириллицей, заказ загранпаспорта через Интернет, или возможность узнавать новости государственного управления на едином портале.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов