16 августа '10

Частоты для LTE: реальность и перспективы


Денис Кусков

Telecomdaily, генеральный директор

               Человека всегда тянет к чему-то неизвестному – к тому, что пока для него остается загадкой. Об этом пишут, показывают по телевизору, печатают в газетах. Если брать этот вопрос применительно к телекому, то сейчас нет интересней темы, чем тема про LTE (Long Term Evolution). Пока еще нет практически никакого терминального оборудования, базовых станций, пока еще больше все в теории, чем на практике, но жаркие споры о нашем, будем надеяться, не таком далеком, будущем идут каждый день.

 
Давайте скажем хотя бы несколько слов о том, что же такое LTE, чтобы было понятно, над чем так тщетно корпят игроки рынка и какие цели преследуют при запуске.
 
Целями разработки LTE являются:
 
·                     снижение стоимости передачи данных;
·                     увеличение скорости передачи данных;
·                     возможность предоставления большего спектра услуг по более низкой цене;
·                     повышение гибкости использования уже существующих систем.
 
Основная цель - наращивание скорости передачи данных, поскольку все остальное, в значительной степени, является следствием решения этой задачи. Внедрение LTE обеспечит возможность создания высокоскоростных систем сотовой связи, оптимизированных для пакетной передачи данных со скоростью до 326,4 Мбит/с в нисходящем канале (от базовой станции к пользователю) и до 75 Мбит/с в восходящем канале. Пиковые скорости передачи данных в первых реализациях будут составлять не более 100 Мбит/с в нисходящем канале и 50 Мбит/с в направлении от пользователя. Но в любом случае это гораздо больше, чем есть сейчас в 3Gс 7,2 Мбит/с. Конечно, есть разные версии 3G, которые позволяют разгоняться до 21 и даже до 42 Мбит/с, но в любом случае это на порядок ниже, чем возможности LTE.
 

 

 

 

 

Призывы главы государства не всем хорошо слышны. Иначе как понять тот факт, что уже не первый раз переносятся заседания Минкомсвязи, где должны быть рассмотрены вопросы о создании тестовых зон LTE. А чем дольше мы будем решать этот вопрос, тем все дальше от нас будет находиться дата запуска новой технологии. И если раньше мы могли быть одними из первых, кто ее мог запустить, то уже сейчас мы вряд ли будем и во втором эшелоне


Но вернемся от самой технологии к тому, что ее отделяет от наших граждан.
Президент во всеуслышание говорит, что наша страна должна быть на первых местах по внедрению новых технологий, чтобы мы смогли, наконец, избавиться от словосочетания сырьевая держава, но очевидно, что призывы главы государства не всем хорошо слышны. Иначе как понять тот факт, что уже не первый раз переносятся заседания Минкомсвязи, где должны быть рассмотрены вопросы о создании тестовых зон LTE. А чем дольше мы будем решать этот вопрос, тем все дальше от нас будет находиться дата запуска новой технологии. И если раньше мы могли быть одними из первых, кто ее мог запустить, то уже сейчас мы вряд ли будем и во втором эшелоне.
Все больше слышны речи о том, кому давать лицензии на новую технологию 4G, а кому не давать. А как этот вопрос можно решить без понимания ситуации и взгляда на рынок: кто достоин и почему, а кто не достоин, но очень хочет. Еще в конце прошлого года многие компании выразили свое желание вкладываться в LTE. Это были и операторы «большой тройки» и «Скай Линк», Yota, Tele2, «Ростелеком». Сейчас список компаний видоизменился и что самое главное, к ним добавились такие компании, которые раньше вовсе не были связаны с телекоммуникациями. Речь, прежде всего, идет о «Воентелекоме», который через компанию «Основа Телеком» (25,1% акций которой принадлежит «Воентелекому», 74,9% — ООО «Айкоминвест», контролируемому Виталием Юсуфовым) планирует развивать данную технологию, как для гражданских целей, так и для военных. Правда здесь сразу встает вопрос, как может государство возложить развертывания сетей военного назначения сторонней и коммерческой организации, коей является «Основа Телеком».
Во всей этой истории смущает, во-первых, то, что, несмотря на желание Президента как можно быстрее решить этот вопрос, все делается крайне медленно, а Минкомсвязи не предпринимает никаких шагов для ускорения процесса. Во-вторых, настораживает, что и при прежнем, и при нынешнем руководстве Минкомсвязи процесс выдачи лицензий остается весьма непрозрачным. Компании и люди не понимают, как и на основе каких критериев выдаются лицензии. То ли нужно обладать какими-то определенными, но тайными качествами, то ли просто заплатить больше денег.
Например, недавно «Ростелеком» выиграл 38 лицензий из 40 по WiMAX. Закрадывается подозрение, что либо компания так хороша, либо конкурсная документация была сделана таким образом, что справиться с ней смогла лишь одна компания. Другой пример. Компания Tele2, имеющая (кстати, единственная в России) мировой опыт развертывания сетей LTE и работы с частными клиентами, хотела получить лицензию еще на 3G, но ей не дали. Теперь компания хочет получить лицензию на LTE, но ее опять не встретить в списках «счастливчиков».
На сегодняшний день у нас было выдано более 100 лицензий на GSM и всего три лицензии на 3G. Сколько будет выдано лицензий на 4G, пока не знает никто.
Помнится, когда речь заходила о тендере, витала идея построения сети на отечественном оборудовании, и во многом благодаря этому победил «Ростелеком». Но, к сожалению, на сегодняшний день нет практически ни одной российской компании, которая была бы в состоянии произвести технологическое оборудование для сети WiMAX или LTE. Как считают многие эксперты, и я их мнение разделяю, скорее всего, мы будем иметь дело с продукцией, на которую будут просто наклеивать ярлычки made in Russia, при этом она на 95% будут делаться из частей, привезенных из-за рубежа. Это несколько обесценивает идеологию, которая закладывалась руководством страны. Изначально предполагалось развитие отечественной телекоммуникационной отрасли, которая дала бы работу заводам, инженерам и «синим воротничкам». Но, к сожалению, в ближайшее время ждать этого не стоит.
Будучи сторонником идеи массового предоставления лицензий на LTE, я соглашусь с мнением, которое неоднократно высказывал президент Tele2 Дмитрий Страшнов, когда приводил пример той же Голландии: страна по размерам сопоставима с Московской областью, тем не менее имеет шесть операторов с лицензией на LTE. При этом новым операторам выдавались более привлекательные частоты, а тем, кто работает на рынке уже давно, — по остаточному принципу, поскольку предполагалось, что у этих операторов уже есть опыт работы, дополнительные возможности и т. д.

 

 

 

 


Вопрос Минкомсвязи: кто и на каких основаниях выдавал лицензии Yota, и почему это все вскрылось только сейчас, перед решением вопроса о выдаче частот.  Понесут ли какое-то наказание те люди, которые случайно — хотя, как мне кажется, не случайно — выдали эти лицензии? Роскомнадзор утверждает, что сможет отыскать виновных, но мне кажется, эта проверка не выявит ничего. И в очередной раз никто из чиновников не пострадает

У нас ситуация несколько иная. На сегодняшний день остается неясным процесс с Yota. Она долгое время позиционировала WiMAX как сеть четвертого поколения. Между тем 4G и LTE предполагают в теории скорости до 324 Мб/c, тогда как сегодня WiMAX позволяет разогнаться лишь до 10 Мб/c. Какое-то время назад «Скартел», выступающий под брендом Yota, рапортовал во всеуслышание о том, что займется WiMAX, а потом перейдет на LTE, и его в этом поддерживали. Сейчас произошли некоторые изменения, и, видимо, Yota решили поставить на место. Недавно ее лишили радиочастот и предупредили, что компания может вообще не получить ни одной лицензии на LTE. Тут возникает вопрос: Yota ведь приходила не в магазин самообслуживания, где выбирала эти лицензии и клала себе в корзинку. Эти лицензии были выданы ей чиновниками, которые работают в Минкомсвязи. Поэтому здесь, невзирая на личное отношение к различным компаниям, я склонен задать вопрос Минкомсвязи: кто и на каких основаниях выдавал лицензии Yota, и почему это все вскрылось только сейчас, перед решением вопроса о выдаче частот. Если сейчас они хотят эти лицензии отобрать, значит, были причины их не давать, но они, тем не менее, были выданы.
И тут встает главный вопрос: понесут ли какое-то наказание те люди, которые случайно — хотя, как мне кажется, не случайно — выдали эти лицензии? Роскомнадзор утверждает, что сможет отыскать виновных, но мне кажется, эта проверка не выявит ничего. И в очередной раз никто из чиновников не пострадает.
Также немаловажен тогда вопрос кому достанутся освобожденные частоты: с «большой тройкой» в принципе все понятно – они своего не упустят, хотя теперь они более уязвимы, учитывая наличие прогосударственных компаний, которые также мечтают развивать LTE. Тогда может быть «Ростелеком»? Но у него, вроде, и так уже немало выигранных частот. Может быть Tele2, которая доказала свою состоятельность в России и потихоньку становится четвертым федеральным оператором. Но нет, пока упоминания этой компании не слышно в кулуарах власти. Зато слышно, что освобожденные частоты могут уйти к «Основе Телеком». Но чем эта компания так заслужила такую благосклонность государственных ведомств? Компания не имела опыта ни в GSM, ни в 3G, а тут раз и сразу в светлое будущее. Вот тут-то и кроется основная проблема нашей страны в целом и Минкомсвязи в частности. Мы не имеем четкой, прозрачной, простой схемы выдачи лицензий, когда всем, даже далеким от телекома людям, было бы понятно, почему частоты были выданы той, а не другой компании.
Во избежание непрозрачных схем надо бы было выдавать лицензии на LTE, к примеру, посредством аукциона: кто больше заплатил, тот и получил. Во-первых, это пополнит бюджет и чем больше дадут, тем лучше. Во-вторых, всем будет понятно, что тот, кто больше заплатил, тот и получил лицензии благодаря честной денежной составляющей, а не каким-то иным «дружеским» моментам. Будет понятно, что та или иная компания, которая ставит себе в актив новую технологию и хочет ее развивать, будет готова заплатить определенную сумму для того, чтобы выиграть. А компания, в свою очередь, будет понимать, что она вкладывает в это деньги и сможет дальше работать нормально, не опасаясь, что у нее эту лицензию отберут. Сразу отпадут все вопросы, почему одна компания достойна получать частоты, а другая нет.
Также можно было бы варьировать компании. Поскольку каждые 5-6 лет в мире появляются новые технологии, то раз у нас не хотят выдавать достаточное количество лицензий, то меняли бы состав претендентов на них. Если в прошлый раз получила компания лицензию, то в следующий раз отдыхает.
Раз мы все делаем для народа, то есть абонентов, которые приносят деньги, то должны и думать в ракурсе их выгоды. А что может быть для них лучше, чем простая конкуренция. Я согласен, что MTC, «Мегафон» и «Билайн» — замечательные компании, давно и успешно работающие на рынке и активно развивающие сеть 3G. Но мы не можем и не должны позволять делать этот рынок неконкурентным. Нельзя выдавать все частоты одним и тем же игрокам. Я не призываю взять и не выдать новые частоты «большой тройке», а призываю выдавать частоты большему количеству компаний. Чем больше операторов, тем лучше. Все мы помним времена, когда работал только один оператор и цены у него, конечно, были запредельные — до тех пор, пока не пришли второй и третий оператор. Чем больше конкуренции, тем лучше. Опасения Минкомсвязи, что это вызовет хаос и неразбериху, кажутся искусственными. Очевидно, что для нашей страны 6 лицензий это минимум, который позволит в дальнейшем абонентам сделать нужный для себя выбор, а операторам соревноваться в маркетинге и продвижении своих услуг.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов