3 августа '10
«Скартел» подаст иск против Роскомнадзора
Компания «Скартел» собирается в ближайшее время подать иск в Арбитражный суд Москвы о признании недействительным решения Роскомнадзора. Напомним, данное решение касается отзыва у оператора частот в диапазоне 2,5-2,7 ГГц, которые были выданы компании в 2010 году. 30 июля «Скартел» получил письмо из Роскомнадзора (за подписью заместителя руководителя ведомства Александра Катулевского) об аннулировании разрешений на использование радиочастот в указанном диапазоне.
Роскомнадзор заявляет, что компания получила частоты в нарушение решения ГКРЧ от 19.08.2009 № 09-04-05-2, согласно которому присвоение частот 2,5-2,7 ГГц осуществляется только в рамках ранее присвоенных частот, указанных в разрешениях или заключениях экспертизы. Ведомство говорит о том, что ряд нарушений при присвоении был допущен со стороны Государственной комиссии по радиочастотам. «Скартел» намерен опротестовать решение Роскомнадзора.
Но частот, которые уже имеются в распоряжении оператора, достаточно, чтобы развернуть LTE. Представители предприятия заявили о готовности запустить первую 4G-сеть осенью в Казани.
Шансы «Скартела» на победу в суде оцениваются по-разному. Многие эксперты говорят о том, что фактически Роскомнадзор не имел права отменять собственного решения, и обвинения в сторону ГКРЧ здесь совершенно неуместны. В данном случае Роскомнадзор обвиняет сам себя, и комментаторы предполагают, что это может быть сделано в угоду репутации отдельных лиц. Таким образом, напрашивается вопрос о компетентности главенствующих сотрудников ведомства.
Ряд отраслевых аналитиков призывает оценивать радиочастоты как природный ресурс. Таким образом, выходит, что Роскомнадзор претендует на частную собственность «Скартела». Но суд вряд ли будет придерживаться подобных позиций, и оператору предстоит доказать незаконность действий ведомства.
Эксклюзивные комментарии:
Татьяна Менькова, аналитик
ИК «Финам»
«На самом деле, «Скартелу» остается посочувствовать. Дело в том, что амбициозные планы компании по развертыванию сетей в новых городах были построены именно на тех частотах, которые у компании теперь забирают под предлогом нарушения условий конкурса. Фактически, частоты диапазона 2,5-2,7 ГГц отдаются неопытной и безденежной компании РЭТ. В отличие от операторов «большой тройки», которые готовы профинансировать проект постройки сетей LTE за счет собственных средств, РЭТ планирует привлечь банковские кредиты на сумму до 2 млрд. USD а еще до 2,5 млрд занять у государства. С учетом дефицита бюджета и планируемых внешних займов ситуация выглядит, мягко говоря, странно. Но дело даже не в этом. К сожалению, если суд не вернет частоты «Скартелу» (шансы есть, но не очень хорошие), потребительский рынок может надолго застрять на 3G. Конечно, сети можно построить и на полосе 40Мгц, которые остаются у Yota, но качество связи и возможности масштабирования сетей будут уже совсем другие».
Антон Богатов, юрисконсульт
TeliaSonera
«ГКРЧ не могла допустить нарушение, поскольку она обладает всеми полномочиями в области частотного регулирования. Выдача частот происходит в три этапа: решение о выделении частот, которое выдает ГКРЧ; присвоение частот, за которое отвечает Роскомнадзор; регистрация оборудования в Роскомнадзоре. Ведомство утверждает, что ошибка была допущена на втором этапе – то есть он должен жаловаться на собственное разрешение. Похожую ситуацию мы могли наблюдать с «Синтеррой». Законодательство в области регулирования радиочастотного спектра не работает. «Скартел» имеет хорошие позиции в суде, поскольку Роскомнадзор не имел права отменять свои же решения. Речь идет только об ответственности лиц, которые подписывали документ. Судя по всему, настало время принимать серьезные кадровые решения. Ответственные должности занимают люди, которые не понимают специфики работы. В данном случае, видимо, репутацией компании пожертвовали ради репутации отдельных лиц».
Владимир Юрасов, адвокат
Московская коллегия адвокатов «Князев и партнеры»
«Решение вопроса зависит от того, как понимается характер частот. Если воспринимать их как природный ресурс, то изъятие из пользования приравнивается к изъятию имущества. В таком случае суд должен удовлетворить требования «Скартела». Но судебная практика идет по другому пути и оценивает выдачу частот как некое дозволение властей пользоваться ими. Так или иначе, у суда есть основания рассматривать законность действий Ростелекома, а закон не предусматривает одностороннего отзыва лицензии с его стороны. Хотя за последнее время было много сулов, в которых Роскомнадзор в итоге заключал мирное соглашение и отказывался от претензий».