Стратегия развития «Почты России» предполагает развитие финансово-банковского бизнеса и денежных переводов
ФГУП «Почта России», похоже, избавляется от давления стагнирующего традиционного бизнеса пересылки писем и бандеролей. Сейчас все активнее оператор развивает другие виды услуг, прежде всего, речь идет о финансово-банковской деятельности. Именно она станет одним из основных направлений стратегии развития почты на ближайшее время.
Совет да выручка
Консалтинговая компания Boston Consulting Group подготовила новую концепцию развития «Почты России», а концепция реорганизации ФГУП была представлена на совещании в Россвязи. Об этом недавно рассказал гендиректор оператора Александр Киселев, упомянув, что основными приоритетами станут развитие финансово-банковских услуг и денежных переводов (а также платежей), защита от конкуренции, продвижение услуг экспресс-почты, оптимизация логистики и развитие розничной торговли. Последнее, впрочем, коснется только филиалов компании, расположенных в сельской местности.
Совсем недавно представители почтового оператора говорили о том, что наиболее активно развивающийся сегмент услуг, предоставляемых компанией – экспресс-доставка. Так, по итогам 2009 года «EMS Почта России» заняла 16% рынка экспресс-доставки (показатель 2005 года - 7%), а выручка составила 1,8 млрд руб. Именно этот сегмент советуют развивать консультанты Boston Consulting. Также они рекомендуют обратить более пристальное внимание к рынку денежных переводов. Доля «Почты России» в этом сегменте снижается последние годы: в 2006 году, когда оператор начал предоставлять услуги, у нее было 69% рынка, а в 2006 году - уже 51%. Тем временем этот рынок ждут неплохие результаты в 2010 году: ожидается, что его объем составит более $133 млрд. BCпредлагает «Почте России» сосредоточиться на двух направлениях: защите и наращивании доли. Последнее же возможно благодаря достойному обслуживанию клиентов, увеличению самого спектра услуг, хорошей скорости переводов, сотрудничеству с новыми партнерами и развитию альтернативных каналов приема платежей и переводов.
По всей видимости, почтового оператора ждет «внутреннее разделение»: будут выделены в качестве отдельных бизнес-единиц (к 2011 году) «Розница», «Финансовые услуги» (именно к ним будет относиться проект Почтового банка) и, конечно же, «Посылки и письма». Также возможно деление по территориальному признаку – выделение 13 макрорегиональных центров либо 8 - по федеральным округам. Подобную стратегию применяют «Связьинвест», операторы «большой тройки» и «Сбербанк».
За 2009 год оператор заработал 96 млрд руб., а чистая прибыль - 306 млн руб. Это показательно, поскольку является своего рода рекордом последних лет (по показателям начиная с 2005 года). Андрей Клапко, аналитик «Пробизнесбанка», говорит, что сейчас можно видеть явный переход ФГУП на более высокомаржинальные услуги.
|
На данный момент, безусловно, стоит ожидать кадровых и организационных перемен, но они не будут радикальными, поскольку уже внедряются другие стратегии по «избавлению» от убыточности – прежде всего, это введение новых услуг, и главным образом они касаются финансово-банковского сектора |
|
При этом у «Почты России» существует долговая нагрузка, которая по результатам первого квартала 2010 года составила 12 млрд руб. Ожидается, к тому же, что развитие в стране ШПД вызовет падение выручки от пересылки писем, и она составит всего лишь 2-4% от общего объема.
Предложенные консалтинговыми специалистами меры, согласно прогнозам, помогут сэкономить до 6 млрд руб. в год. Что касается потерь, касающихся непосредственно выручки от писем, то они должны уменьшиться на 0,4-1 млрд руб.
Ряд экспертов предлагает также иные варианты действия. Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования ИК«Энергокапитал», уверен, что в сегменте передачи писем «нарастить рентабельность направления позволит оптимизация численности персонала, а также снижение издержек за счет реформирования процесса управления в регионах». О подобных мерах ранее говорили и представители самой «Почты России». Но, стоит отметить, тогда предприятие находилось в худшем, чем сейчас, положении. На данный момент, безусловно, стоит ожидать кадровых и организационных перемен, но они не будут радикальными, поскольку уже внедряются другие стратегии по «избавлению» от убыточности – прежде всего, это введение новых услуг, и главным образом они касаются финансово-банковского сектора.
Почта форсирует конкурентов
В июле 2010 года «Почта России» начала предоставлять новую услугу– срочный перевод «Форсаж», контрольный срок которого – не более часа (то есть в среднем скорость перевода должна составлять около нескольких минут). Оператор обещает, что в самое ближайшее время услугой смогут воспользоваться клиенты более чем 12 тыс. отделений в крупнейших населенных пунктах России. Далее будет увеличиваться количество филиалов, оснащенных защищенными онлайн-каналами связи, а с ними – и число потенциальных клиентов новой услуги.
|
Если говорить о рынке денежных переводов, то здесь оператора ждет конкуренция – во-первых, со стороны традиционного представителя рынка «Сбербанка». Тем не менее, сейчас у почтовых отделений явное количественное преимущество по клиентам, желающим перевести деньги, перед банком. Но на рынок выходят и новые игроки. Например, им интересуются представители «большой тройки». Услуги денежных переводов предоставляют «Евросеть» и «Связной»
|
|
Представители почтового оператора подчеркивают, что по скорости прохождения «Форсаж» не будет уступать подобным переводам лидеров рынка, а по количеству точек обслуживания и географии предоставления услуги превзойдут их. Помимо скорости, предполагается привлекать клиентов ценовой политикой, которая должны быть привлекательнее, чем у лидеров российского рынка денежных переводов. В качестве примера представители оператора приводят цену пересылки суммы в 8 тыс. рублей: она обойдется клиенту в 136 рублей (при переводе более 7500 рублей клиент доплачивает 1,7% от суммы, а при меньшем объеме действует фиксированный тариф в 300 руб.).
Если говорить о рынке денежных переводов, то здесь оператора ждет конкуренция – во-первых, со стороны традиционного представителя рынка «Сбербанка». Тем не менее, сейчас у почтовых отделений явное количественное преимущество по клиентам, желающим перевести деньги, перед банком. Но на рынок выходят и новые игроки. Например, им интересуются представители «большой тройки», которые сейчас, ввиду высокой конкурентности и заполненности сотового рынка, ищут новые направления развития, причем, как известно, берутся за дело с основательной маркетинговой хваткой. Интерес виден и со стороны сотового ритейла, который сотрудничает с платежными системами и банковскими структурами. Услуги денежных переводов предоставляют «Евросеть» и «Связной». Сергей Захаров, старший аналитик ИФК «Алемар», заявил, что стремление салонов расширить «продуктовую линейку» вполне понятно, впрочем, при этом нужно учитывать специфику работы ритейла и операторов: «Перспективы направления денежных переводов зависят от рентабельности этой услуги для ритейлеров, поскольку наблюдается тенденция перехода салонов связи под контроль операторов, а последним важно сохранить приемлемый уровень общей рентабельности своего бизнеса».
На данный момент у «Почты России» есть некоторые преимущества перед конкурентами. Прежде всего, это филиальная сеть, которая состоит из примерно из 42 тыс. отделений. К тому же, через «Сбербанк» идет меньше денежных переводов, чем через почту: ее доля рынка составила в 2009 году 45%. Но это также говорит и об отрицательном росте, поскольку ранее показатель составлял 60%.
Представители Boston Consulting уверены, что главный ключ к успешному развитию оператора – изменение организационной модели. Вполне логичное замечание, если учитывать, что «Почта России» на протяжении последних 5 лет является убыточным предприятием. Тем не менее, сейчас ФГУП активно пытается преломить тенденцию за счет новых проектов. Естественно, это потребует и инвестиций. Но, учитывая рост новых услуг, можно предположить, что они могут исходить не только от государства.