29 июля '10

Полезная дружба


Юлия Коптенкова

«Современные телекоммуникации России»,

После продажи «Мегафону» «Синтерра» начала решать свои проблемы

 
В последнее время «Синтерре» не везло в отношениях с властями и коллегами, приближенными к госструктурам. Роскомнадзор запрещал ей участвовать в перспективном проекте российско-азербайджанского трансграничного перехода. «Ростелеком» то опережал ее, используя все возможные средства, в конкурсе на участие в программе биопаспортов, то звал в качестве субподрядчика, то разрывал контракты и отношения. Однако после приобретения компании «Мегафоном» стало казаться, что дела компании идут в гору.
 
Национальный интерес
 
В мае 2009 года представители России и Азербайджана встретились на заседании межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. На форуме было решено строить трансграничный переход на участке Дербент - Губа. Тогда же «Синтерра» и азербайджанский национальный оператор «Азертелеком» договорились о создании совместного предприятия, в частности, для организации оптоволоконного перехода между двумя странами. Вскоре после этого российской компании Комиссией по федеральной связи и информационным технологиям, которой руководит глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, было дано разрешение на участие в строительстве, которое сулило немалые выгоды компании. Дело оставалось за малым - разрешением на проектирование перехода, которое требовалось получить от Роскомнадзора. Оператор подал заявку на проведение изыскательских работ для реализации проекта по строительству сети в ноябре 2009 года. Тут возникла загвоздка.
Роскомнадзор сразу не отказал «Синтерре», но и не ответил положительно, тогда как разрешение или уведомление об отказе с указанием причин должно быть выдано в течение трех месяцев со времени подачи соответствующего заявления. В середине апреля 2010 года Роскомнадзор в письме службы на имя гендиректора «Синтерры» Виталия Слизеня уведомил компанию о приостановке работ по выдаче разрешения, добавив, что сделано это было после получения письма из Минкомсвязи за подписью замминистра Наума Мардера. Как заявила служба, требовалась «дополнительная проработка системного проекта». Прежде всего, Роскомнадзор настаивал на том, что проект затрагивает стратегические интересы России, и «Синтерра» вмешивается в вопросы национальной безопасности.
Через год после российско-азербайджанского форума, в мае 2010 года, «Синтерра» подала в Арбитражный суд Москвы иск против Роскомнадзора, заявив о незаконности действий Роскомнадзора и обвинив ведомство в том, что оно задерживает строительство магистральной сети Россия - Азербайджан.
Начали говорить о том, что Роскомнадзор лоббирует интересы «Ростелекома», с которым «Синтерра» уже была не в лучших отношениях и которому невыгодно было бы появление альтернативного оператора на направлении Россия-Азербайджан. Прогнозы юристов относительно иска были весьма пессимистичны. «Коммерческая компания не вправе требовать от федеральной государственной службы принятия решения в ее интересах, если это противоречит политике государства», - отмечает Дмитрий Липатов, юрист Консалтинговой группы «Налоговик». Хотя теплилась надежда на то, что судебное решение будет принято в пользу бизнеса, но политическая подоплека была слишком уж явной.
 
Не поделили паспорта
 
Тем временем «Синтерра» боролась еще с одной структурой, некогда (как казалось) дружественной. В 2005 году компания подписала с «Ростелекомом» договор об аренде оптоволоконных линий. Как рассказывали анонимные источники, близкие к «Связьинвесту», контракт можно было разорвать только при возникновении задолженности, тогда как его срок действия истекал в 2014 году. «Синтерра», согласно документу, предоставляла «Ростелекому» 2500 км оптоволоконных линий, некоторые из которых принадлежали МРК «Связьинвеста», «Северо-Западному Телекому» – то есть при желании «Ростелеком» мог арендовать их напрямую.
 

 


В середине апреля 2010 года Роскомнадзор в письме службы на имя гендиректора «Синтерры» Виталия Слизеня уведомил компанию о приостановке работ по выдаче разрешения. Начали говорить о том, что Роскомнадзор лоббирует интересы «Ростелекома», с которым «Синтерра» уже была не в лучших отношениях и которому невыгодно было бы появление альтернативного оператора на направлении Россия-Азербайджан

 
 
В апреле 2010 года «Синтерра» предложила переоформить документы, поскольку использовала не все оговоренные в документе мощности. «Ростелеком» не захотел ничего менять, а «Синтерра» отказалась платить за неиспользованные ресурсы. У компании сформировалась задолженность, составившая 22 млн руб., причем срок задержки платежа - 100 дней, а это по условиям договора становилось основанием для его расторжения. Именно это «Ростелеком» чуть позже пригрозил сделать в июне. «Синтерра» также предъявила претензии, заявив, что не все мощности, за которые «Ростелеком» требовал погасить задолженность, она принимала от него.
Но история началась намного раньше. Связывают это, прежде всего, со сменой руководства в Минкомсвязи и «Связьинвесте». В марте 2009 года «Ростелеком» не стал сдавать «Синтерре» в аренду оборудование для «подсветки» оптического волокна, поэтому «Синтерре» пришлось перейти с сентября на аренду только «неподсвеченного» («темного») волокна.
Свою ложку дегтя добавила история с программой биопаспортов.  С 2007 года тендеры на на обслуживание организаций, занятых в системе изготовления загранпаспортов (который развивает Минкомсвязи), выигрывала «Синтерра».  В феврале 2010 года «Ростелеком» оказался единственным участником, допущенным к тендеру, поскольку, как официально было заявлено, «Синтерра» не перечислила в срок средства для залога. Компания пыталась оспорить итоги в ФАС, говоря об отсутствии условий, необходимых для выполнения контракта, и заведомо невыполнимых условиях по некоторым техническим требованиям. Но Федеральная антимонопольная служба не удовлетворила просьбы компании. Стоимость контракта составила 650,8 млн руб. Но в итоге победитель тендера все же привлек «Синтерру» в качестве субподрядчика – видимо, потому что сам бы не справился с задачей: слишком мало опыта.
 
Время списывать долги
 
Прошли переговоры «Синтерры» и «Ростелекома», и стороны все-таки сократили сумму взаимных претензий.  Окончательную сверку задолженности договорились провести до 1 августа. В новой версии договора в новом договоре суммы и конкретные направления арендуемых мощностей не указаны, отныне по каждому конкретному случаю будет заключаться дополнительное соглашение на рыночных условиях. Во всяком случае, новый договор действует до конца 2010 года.
 

 

 


Нормативная база, касающаяся трансграничного строительства и проектирования сетей связи, пусть и сформирована, но заключает в себе множество неточностей. В соответствующем постановлении Правительства говорится, что подобная деятельность и строящиеся линии не должны «наносить вред здоровью населения, окружающей среде, безопасности Российской Федерации и сопредельных с ней государств», препятствовать работе пограничных служб, работе инженерных сооружений и единой сети электросвязи страны

 
В то же время московский Арбитраж прекратил производство по иску «Синтерры» к Роскомнадзору: ведомство выдало оператору разрешение на проектирование трансграничного перехода. Изначально у «Синтерры» были формальные причины для подачи иска, отмечает Родион Юрьев, руководитель «Юридического бюро Юрьева»: «Заявитель по настоящему делу должен был ссылаться на два простых факта: документы были поданы, а в установленный срок ответ на них получен не был. В соответствии с действующим процессуальным законодательством бездействие государственного органа должно было быть признано незаконным. В то же время надо понимать, что у государственного органа, тем более в сфере высоких технологий всегда есть «лазейки» для того, чтобы отказать, сославшись, например, на технические проблемы». Г-н Юрьев предполагает, что выдача Роскомнадзором разрешения произошла после подачи заявления в суд лишь по случайности. «Хотя, не исключено, что эта подача изначально была нацелена не на практический результат, а на создание информационного повода», - добавляет он.
Можно связать конфликт и с тем, что нормативная база, касающаяся трансграничного строительства и проектирования сетей связи, пусть и сформирована, но заключает в себе множество неточностей. В соответствующем постановлении Правительства говорится, что подобная деятельность и строящиеся линии не должны «наносить вред здоровью населения, окружающей среде, безопасности Российской Федерации и сопредельных с ней государств», препятствовать работе пограничных служб, работе инженерных сооружений и единой сети электросвязи страны. «Вполне традиционно, в таких случаях, что определенность, сформулированных правил оставляет желать лучшего», - говорит Эдуард Бабанов, адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и партнеры». - Очевидно, что никто с определенностью не скажет, создает ли помехи планируемая линия связи содержанию государственной границы Российской Федерации, выполнению задач пограничными органами и пограничными войсками. Содержит ли она угрозу здоровью населения, окружающей среде, экологической и иной безопасности Российской Федерации и сопредельных с ней иностранных государств». Естественно, при наличии двух различных трактовок в судебной инстанции за «более верную» примут ту, которая отражает мнение госорганов.
Примечательно, что все позитивные изменения, которые происходят с «Синтеррой», начались после того, как компанию у «Промсвязькапитала» приобрел «Мегафон». Еще в мае «Ростелеком» направлял «Синтерре» письмо с предложением купить 100% акций за $435 млн без учета долга («Ростелекому» были интересны, прежде всего, база корпоративных клиентов и сеть оператора в некоторых регионах). Чуть позже предложение было отозвано. Причиной стал пресловутый конфликт. «Мегафон» колебался в оценках «Синтерры»: в апреле 2009 года она составляла $760 млн (то есть $400 млн без учета долга). В октябре в связи с конфликтом с «Ростелекомом» оценка снизилась до $560 млн ($200 млн без долга). В итоге, тем не менее, «Мегафон» выкупил 100% компании за $745 млн ($395 млн без долга).
Генеральным директором «Синтерры» вместо Виталия Слизеня теперь является заместитель гендиректора «Мегафона» по развитию направления международной и междугородней связи Константин Солодухин. «Потепление» отношений с «Ростелекомом» и Роскомнадзором, учитывая эти факторы, выглядит более чем логичным. «Поменялось руководство в регуляторе отрасли и страые связи ушли в прошлое. У «Мегафона» с «Ростелекомом», думаю, будет все хорошо, и не думаю, что могут возникнуть подобные трудности в ближайшее время», - отмечает Денис Кусков, руководитель ИАА «Неделя сотовых технологий».
Финансово «Синтерра» уже начала выигрывать. В частности, она освободилась от валютной долговой нагрузки. Ожидается, что в будущем курсовая разница не будет оказывать существенное влиять на показатель чистой прибыли компании. Многие эксперты говорят о том, что оператор будет показывать весьма высокую маржинальность через два-три года.
Перспективы выглядят действительно неплохими. Но не стоит забывать, что ни одно ведомство или компания не застрахованы от новых кадровых перестановок. В ближайшее время «Синтерра» вряд ли опять пострадает от «изменчивого» «Ростелекома» или претензий Роскомнадзора. Но до выхода на серьезные показатели еще есть время, а оно не жалеет никого.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов