Кто получит контроль над «Ростелекомом» после реорганизации «Связьинвеста»
Не так давно чиновники из Минэкономразвития заявили, что после реорганизации «Связьинвеста» государство может потерять контроль над объединенным «Ростелекомом». Минкомсвязи поспешило заявить, что этого не произойдет, и коллеги по цеху ошиблись в расчетах. Гендиректор «Связьинвеста» Евгений Юрченко заявил, что доля государства в операторе окажется не менее 53,2%. Кто ближе к правде в данном случае?
28 июня 2010 г. прошло собрание акционеров «Дальсвязи», на котором было принято решение о реорганизации компании в виде присоединения к «Ростелекому». Данное событие является знаковым для дочерних компаний «Связьинвеста». Во-первых, собрание акционеров «Дальсвязи» было последним среди собраний акционеров МРК (мы не принимаем в расчет «Дагсвязьинформ» в связи с небольшими размерами компании и невысокой значимостью для холдинга), поставив своего рода финальную точку в процессе подготовки к реорганизации холдинга и дав старт непосредственно реорганизации. Второй немаловажный момент – среди всех миноритариев МРК лишь миноритарии «Дальсвязи» высказывали наибольшее недовольство присоединением к «Ростелекому», а точнее – невыгодными, по их мнению, коэффициентами обмена акций. Соответственно, преодолев сопротивление с этой стороны, государство открыло дорогу для создания полноценного федерального оператора связи в России.
Отметим, государство, в целях страховки от неожиданностей, в виде недостаточного количества голосов для принятия решения о реорганизации, установило привлекательные коэффициенты конвертации акций МРК в акции «Ростелекома», без учета непропорциональных котировок, сложившихся на рынке перед запуском процесса реорганизации. Исходя из текущих рыночных цен акций МРК и «Ростелекома», а также утвержденных коэффициентов обмена акций, бумаги МРК (в том числе привилегированные) имеют потенциал роста в 20-60%.
Кроме этого, было принято решение о конвертации привилегированных акций МРК в обыкновенные акции «Ростелекома», что также нашло поддержку среди владельцев данных бумаг.
Дальнейшими шагами в ходе реорганизации холдинга будут чисто практические моменты: выкуп акций у несогласных акционеров, либо акционеров, не голосовавших по вопросу реорганизации, погашение долгов, если таковые будут предъявлены кредиторами, переоформление лицензий и т.п. действия, предусмотренные российским корпоративным законодательством.
|
Немаловажным вопросом является структура собственности вновь создаваемой компании. Очевидно, весь процесс реорганизации «Связьинвеста» планировалось провести таким образом, чтобы государство не потеряло контроль над вновь созданным холдингом. И пока что, исходя из текущих параметров реорганизации, контроль за государством останется, правда, над порядка 15% акций объединенного «Ростелекома» – косвенный
|
|
Один из важных вопросов в результате процесса реорганизации – выкуп акций у несогласных акционеров, либо акционеров, не голосовавших по вопросу о реорганизации. С учетом данных о кворумах на собраниях акционеров МРК и «Ростелекома», а также о количестве акционеров, поддержавших реорганизацию, максимально к выкупу может быть предъявлено от 16% уставного капитала («Центртелеком»), до 45% («Сибирьтелеком»). Правда, необходимо принимать во внимание стоимость чистых активов компаний, в результате чего доля выкупаемых акций значительно сокращается. По нашим оценкам, максимальный выкуп (в долях от уставного капитала) может быть в СЗТ (порядка 15% от общего количества акций в обращении). Причем, мы полагаем, что к выкупу в основном будут предъявлены обыкновенные акции МРК, т.к. для владельцев привилегированных бумаг были созданы заманчивые условия и им выгоднее дождаться конвертации акций в акции «Ростелекома». В случае с «Ростелекомом», скорее всего, к выкупу будут предъявлены привилегированные бумаги, т.к. значительная часть обыкновенных бумаг, так или иначе, контролируется государством. Кроме того, владельцы префов «Ростелекома» могут наиболее серьезно пострадать в результате реорганизации, что связано с определенными «хитростями» устава компании в отношении методики расчета дивидендов. Количество акций, предъявленных к выкупу, будет влиять на долю государства в объединенной компании.
Оценка объемов выкупа акций в ходе реорганизации «дочек» «Связьинвеста»
Также немаловажным вопросом является структура собственности вновь создаваемой компании. Очевидно, весь процесс реорганизации «Связьинвеста» планировалось провести таким образом, чтобы государство не потеряло контроль над вновь созданным холдингом. И пока что, исходя из текущих параметров реорганизации, контроль за государством останется, правда, над порядка 15% акций объединенного «Ростелекома» – косвенный. В настоящее время государство через «Связьинвест» контролирует около 50-51% уставного капитала в МРК и «Ростелекоме». Кроме этого, часть акций (в некоторых случаях значительная) контролируется компаниями, тем или иным способом связанными с государством (ВЭБ, «Газпромбанк», «дочки» данных структур и т.п.) – т.н. квазигосструктуры (КГС). По сути, это лица, которые являются в некоем роде номинальными держателями, и которые с высокой долей вероятности будут поддерживать решения и действия государства в ходе реорганизации. Кроме этого, сюда стоит отнести и менеджмент МРК, «Ростелекома» и «Связьинвеста». По нашим оценкам, общая доля владения в МРК и «Ростелекоме», подконтрольная государству а аффилированным с ним структурами и лицами, составляет по меньшей мере от 38% (в «Дальсвязи») до 67% (в «Ростелекоме») уставного капитала. Отметим, это минимальные оценки, основанные на официально раскрываемой структуре акционеров компаний, в которой могут быть не «видны» КГС. Например, в ряде МРК в числе акционеров числятся оффшорные компании, определить принадлежность которых к той или иной финансово-промышленной группе или государству невозможно.
|
Могут быть использованы различные механизмы получения контроля над «Ростелекомом». Основной – выкуп акций «Ростелекома», находящихся под контролем ВЭБа, представители которого заявляли о том, что банку неинтересно участвовать в капитале «Ростелекома»
|
|
Как мы упоминали выше, к выкупу может быть предъявлено до 15% уставного капитала МРК. Чем выше доля акций, предъявляемых к выкупу миноритариями (государству и КГС нет смысла предъявлять свои акции к выкупу как по экономическим, так и по политическим причинам), тем выше доля государства и КГС в объединенной компании. По нашим оценкам она может находиться в диапазоне от 58% (в случае отсутствия выкупа акций), до 62% (при максимально возможном выкупе). Отметим, эти оценки сделаны исходя из суммарной доли государства и КГС в создаваемой компании. Непосредственно на долю государства будет приходиться 43%-46%, что явно не дотягивает до контрольной доли. Именно этот факт, по всей видимости, и вызывает озабоченность и Министерства экономического развития (МЭР) и советника президента Леонида Реймана. Очевидно, что на время реорганизации это не является серьезной проблемой и государство идет на достижение своих целей с подобными рисками. Между тем, после завершения реорганизации вопрос контроля над «Ростелекомом» (мы сомневаемся, что государство готово с ним расстаться в пользу частных структур – пример 10-летней «приватизации» Связьинвеста показателен) станет более острым.
Мы предполагаем, что могут быть использованы различные механизмы получения контроля над «Ростелекомом». Основной – выкуп акций «Ростелекома», находящихся под контролем ВЭБа, представители которого заявляли о том, что банку неинтересно участвовать в капитале «Ростелекома». Напомним, в настоящее время ВЭБ контролирует порядка 30% обыкновенных акций компании. После завершения реорганизации его доля будет размыта до 6,9% (возможно, доля будет выше – зависит от объема выкупленных акций МРК). В любом случае, этой доли государству будет достаточно для того, чтобы получить контроль в «Ростелекоме». Основной вопрос – цена. Акции «Ростелекома» достались ВЭБу по цене 230 руб. за бумагу, в то время как рыночные котировки сейчас находятся на уровне 110-115 руб. И очевидно, что банк не будет продавать акции по рыночной цене.