27 июля '10

Частотная война


Игорь Чесноков

ИА «Интегрум», руководитель отдела маркетинга и аналитики

Минобороны в борьбе за диапазон

В историческом масштабе в Российской Федерации молодая рыночная экономика. А предшествующие десятилетия господства милитаризованной командной системы оставили после себя достаточно тяжелое наследство. В контексте телекома это проявляется в войнах за частоты, принадлежащие Минобороны. Интересно, что раньше война носила характер позиционной, а владельцы частот придерживались защитной тактики в отношении операторов «большой тройки» и даже других государственных структур, поддерживающих идею передачи актива рынку.
 
Недавние предложения Минобороны говорят о том, что военные не чужды рыночного мышления, и осознают ценность находящихся в их распоряжении активов. Речь идет о предложении передачи компании «Основа телеком» частот в диапазонах 2,3-2,4 и 2,5-2,7 ГГц.
Данная компания создана в июне 2010 года «Воентелекомом» и «Айкоминвестом». При этом на долю «Воентелекома», 100% которого принадлежит Минобороны, приходится блокирующий пакет молодого предприятия. Очевидно, что реализовывать операции такого рода военные без поддержки рыночного капитала не могут. Эту роль на себя берет «Айкоминвест».
Идея инициаторов проекта заключается в том, чтобы создать на базе «Основы телеком» федеральную систему доступа в широкополосный Интернет. Ресурсы этой системы будут доступны для других игроков рынка. Изначальная концепция имеет рациональное зерно, однако сам факт того, что в качестве строителя такой системы предлагается компания, созданная месяц назад, вполне можно оставить без комментариев, равно как и реальные цели такой деятельности.
 

 


Маленькие компании не являются угрозой развитию рынка. Предприятия такого рода зачастую динамичны и имею определенные преимущества перед крупными игроками рынка, которые в силу сложной организационной структуры медленнее реагируют на изменения рынка. Однако в вопросах развития систем национального масштаба приоритет должен отдаваться частно-государственному партнерству

 
 
Возникновение ситуаций, подобных вышеописанной, по-прежнему возможно, в результате отсутствия прозрачных механизмов распределения частот, подвергающихся демилитаризации. В то же время наличие качественно проработанной и формализованной процедуры распределения активов существенно снизит риски, угрожающие развитию инновационных технологий связи в Российской Федерации.
При этом маленькие компании не являются угрозой развитию рынка. Предприятия такого рода зачастую динамичны и имею определенные преимущества перед крупными игроками рынка, которые в силу сложной организационной структуры медленнее реагируют на изменения рынка. Однако в вопросах развития систем национального масштаба приоритет должен отдаваться частно-государственному партнерству. Причем рынок должен быть представлен крупным бизнесом, способным качественно применить свой опыт, а также финансовые и инфраструктурные возможности. Не следует отвергать и возможность сотрудничества с зарубежными инвесторами, которые способны привнести в российское частно-государственное сотрудничество соответствующие стандарты качества работы.
Вероятно, что оптимальным вариантом развития ситуации стало бы создание национальной системы широкополосного доступа совместными усилиями, где крупный бизнес возьмет на себя решение инфраструктурных вопросов, а государство обеспечит оперативное решение сложностей с Минобороны. Это потребует политической воли, поскольку неопределенность в вопросах распределения частот и развития LTE  уже сейчас привела к возникновению конфликта интересов. Неопределенность государственной политики в вопросах такого рода также зачастую приводит к потенциально коррупционным ситуациям.
 
Конверсия
 
Другой вопрос, заслуживающий внимания, - эффективность конверсии. В данном отношении также присутствуют проблемы, требующие оперативного решения. В частности, процесс высвобождения частот можно ускорить. По-прежнему не решен вопрос о партнерстве бизнеса и государства в вопросах финансового обеспечения конверсии. Также присутствует информация и о том, что в отдельных случаях официально переданные операторам частоты на практике высвобождены не были.
В таких условиях говорить об инвестициях бизнеса в расчистку диапазонов не приходится, поскольку без отработанных механизмов контроля расходуемых средств риски растут, а отдача от таких вложений не определена. Тем более, в условиях, когда Министерство обороны начинает демонстрировать признаки экономической активности, не входящей в изначальные компетенции данного ведомства. Работа государства и бизнеса подразумевает конструктивное сотрудничество, в рамках которого рынок берет инициативу на себя, а регуляторы и задействованные ведомства обеспечивают условия для эффективного достижения поставленных задач. Конечно, когда государственные структуры начинают играть на поле, где должен доминировать частный капитал, о темпы развития рынка снижаются. И если уже Минобороны пытается стать игроком на телекоммуникационном рынке, ситуация заслуживает внимания.
Сам по себе вопрос распределения частот между компаниями решается достаточно просто при наличии двух значимых составляющих. Первое – соответствующее решение об ограничении непрофильной деятельности ведомства. Второе – решительное изъятие активов, и распределение их посредством аукционов либо тендеров. При этом участникам рынка должны быть созданы благоприятные условия в части финансовой поддержки процесса. Например, известно, что одним из основных аргументов военных является наличие устаревшего оборудования связи, которое не поддается перенастройке и нерационально использует частотный ресурс. Помимо организационной поддержки ускоренному решению такой проблемы может поспособствовать закупка необходимого оборудования представителями рынка.
 
Распределение и технологическая нейтральность
 
На текущий момент очевидна потребность в качественной проработке вопросов распределения частот между участниками рынка. В данном контексте Российская Федерация находится в достаточно выгодных условиях. Это именно тот случай, когда относительная отсталость рынка позволяет своевременно изучить зарубежный опыт, и избежать ошибок, которые уже были совершены другими государствами в ходе поиска оптимального решения.
 
 

 


Министерство обороны начинает демонстрировать признаки экономической активности, не входящей в изначальные компетенции данного ведомства. Работа государства и бизнеса подразумевает конструктивное сотрудничество, в рамках которого рынок берет инициативу на себя, а регуляторы и задействованные ведомства обеспечивают условия для эффективного достижения поставленных задач

 
Примечателен опыт западноевропейских государств, где в 2000 году за право использования 3G-частот германские операторы были вынуждены заплатить 43,79 млрд евро, британские, в свою очередь, - более 36 млрд евро. Естественно, что такие траты поставили под угрозу рентабельность бизнеса. Ошибки были учтены, и распределение LTE-частот было проведено с применением более лояльной ценовой политики. В качестве примера можно привести Финляндию в 2009 году, где расходы операторов на покупку перспективных частот составили 3,8 млн евро. Кстати, до прошлого года финны распределяли частотный ресурс по аналогичной с Россией модели, т.е. посредством конкурсов. Новые законодательные инициативы утвердили аукционы вместо конкурсов. Также был формализован вторичный рынок лицензий. По аналогичной модели проводятся конкурсы и в других европейских странах, таких как Австрия, Бельгия, Великобритания, Италия, Нидерланды.
Вероятно, что это наиболее цивилизованная форма передачи частот бизнесу, поскольку она позволяет решить целый комплекс задач, которые стоят и перед российским телекомом сегодня. В первую очередь - средства, полученные в результате аукциона, позволят регуляторам провести качественную конверсию частот. Например, вырученные деньги можно вложить в технологическое обновление устаревшего оборудования связи, применяемого Министерством обороны. Также, аукцион снижает риск попадания «случайных» компаний в ход процесса, поскольку серьезными позициями на таких торгах естественным образом будут обладать наиболее развитые и стабильные в финансовом плане предприятия.
Следует сделать оговорку, что все плюсы данной процедуры будут актуальны лишь в случае ее качественной организации, и в особенности от чистоты на предмет коррупции.
Отладка процедур такого рода при учете специфики российской законодательной работы требует времени, это закономерно. На время этого процесса хорошую службу могло бы сослужить законодательное закрепление принципа технологической нейтральности, которое позволит операторам самостоятельно принимать решения о назначении полученных частот. Особенности нынешнего законодательства в области лицензирования услуг связи не позволяют операторам использовать уже имеющиеся в распоряжении частоты для развития LTE. Законодательное закрепление такой меры позволит не только успешно пройти период отладки процедуры передачи частот, но и свести к минимуму последствия от противостояния Минобороны.
 
Перспективы
 
Развитие современных технологий связи - один из важных элементов модернизации российской экономики, обозначенный на высшем уровне государственной власти. Реальные перспективы успешного становления LTE в России зависят от качества решения обозначенных в данном материале проблем, а именно:
 
  • Наличие прозрачного и качественного механизма распределения частот, основанного на аукционной, либо конкурсной основе;
  • Обеспечение эффективной конверсии частот и преодоление пассивного сопротивления Минобороны;
  • Ограничение непрофильной рыночной активности оборонного ведомства и предотвращение манипуляций с частотным ресурсом со стороны дочерних предприятий Министерства.
 
Зависит качество развития LTE и от самих операторов. Некоторое время назад наиболее трендовой темой был запуск 3G, преодоление аналогичных трудностей с получением частот, критика госструктур за низкую мобильность в части предоставления диапазонов. Об успешном запуске сетей третьего поколения компании доложили уже давно. А чтобы понять, насколько эффективным он был в реальности, достаточно активно пользоваться мобильным интернетом в столичном регионе. Не потребуется длительного времени для того, чтобы сделать неутешительные выводы: сети третьего поколения не обеспечивают решения пользовательских задач в силу малого охвата и медленных темпов развития. Подавляющее количество времени на дисплее телефона изображена пиктограмма «E», что значит Edge, а не 3G. Однако, вопросы PR сопровождения выполнены полностью, компании стали официальными поставщиками связи третьего поколения, что было растиражировано СМИ и возымело должный информационный эффект.
О реальной модернизации экономики можно будет говорить лишь в случае достижения равновесной ситуации, при которой государство сможет обеспечить бизнесу комфортные условия для развития, а предприятия рынка начнут более активно осваивать соответствующие технологии.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов