29 июня '10
ФАС выступила против изменений в закон «О связи»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против поправок во вторую статью закона «О связи». Проект, внесенный министерством, предполагает настаивает выделение среди операторов в категорию «существенных» тех, кто занимает на определенной территории от 25% номеров. Также ФАС отказалась согласовать подготовленный Минкомсвязи проект официального отзыва правительства РФ на законопроект.
Согласно предлагаемым изменениям, в категорию «существенных операторов» попадут представители сотовой связи. Таким образом, межоператорские тарифы «большой тройки» будут регулироваться Федеральной службой по тарифам. Сама ФАС заявляет, что это негативно скажется на потребителях. Служба обуславливает это тем, что рынок крайне конкурентен, и подобные меры могут привести к росту издержек предприятий.
В 2001 году при обсуждении новой редакции ФЗ «О связи» ФАС предлагала применять государственное регулирование, опираясь на концепцию доминирования, а не на технические критерии.
Ряд экспертов отмечает, что на рынке, действительно, наблюдается серьезная конкуренция, и он вполне может регулироваться самостоятельно. Для этого нужно минимальное вмешательство властей в дела операторов. Именно этой позиции придерживается ФАС. Но при этом имеют место монополизация и создание неравных условий для федеральных и региональных игроков. Это касается деятельности как «Связьинвеста», так и «большой тройки». Для эффективного контроля, уверены аналитики, достаточно признать доминирующее положение компании на рынке.
Пока достаточно трудно говорить, будут ли приняты поправки к закону «О связи». Федеральная антимонопольная служба может найти поддержку в лицее самих операторов. Возможно, ФАС и Минкомсвязи будут вынуждены искать некий компромисс. Так или иначе, согласование закона займет немало времени.
Эксклюзивные комментарии:
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«С моей точки зрения, есть два момента на которые хотелось бы обратить внимание. Первое - это то, что государству лучше минимально вмешиваться в коммерческие вопросы компаний. У нас во всех регионах есть здоровая конкуренция, как минимум, 3 -4 сотовых оператора, и даже лидер не может завышать цены, поскольку абоненты перейдут к конкурентам. А «Связьинвест» работает по-другому, у его МРК нет конкурентов по фиксированной телефонии, и как бы он не завышал цены, абонентам будет уйти некуда. А второе - это вопрос, связанный с выстраиванием отношений между федеральными и региональными операторами. «Большая тройка» давно хотела выстроить неравные отношения по ценам за приземление трафика, поэтому для обеспечения равных условия для деятельности компаний все же желательно, чтобы кто-то ограничивал аппетиты федералов. Для этого нужно организовать хороший процесс мониторинга тарифов и выявления не законных действий».
Татьяна Менькова, аналитик
ИК «Финам»
«Ответ на вопрос, будут ли приняты поправки к закону «О связи», не относится к категории очевидных. Скорее всего, в результате согласований мы увидим некий средний вариант, который бы устраивал и регулятора рынка – Минкомсвязи, и ФАС, и участников рынка. Вполне возможно, процесс обсуждений и согласований займет достаточно много времени. Позиция ФАС вполне понятна – служба выступает против регулирования цен на рынках в состоянии конкуренции – к ним, безусловно, относится и телекоммуникационный сектор, в особенности – сотовая связь. В условиях насыщенной конкурентной среды ценообразование происходит рыночным способом, а если же передать регулирование межоператорских тарифов ФСТ, то это найдет свое отражение в увеличении цен на услуги для потребителей. Плюс, оператору вполне достаточно признания доминирующим на рынке, чтобы находиться под пристальным вниманием со стороны антимонопольного ведомства, чего, по мнению ФАС, вполне хватает для эффективного регулирования ситуации на рынке. Таким образом, выступая против предложенных поправок, ведомство стремится ограничить возможность необоснованного расширения количества операторов, подлежащих госрегулированию. Безусловно, исходя из этого, операторам сотовой связи позиция ФАС более интересна и находит с их стороны поддержку».
Татьяна Толмачева, директор по стратегическому развитию бизнеса
CISCO
«Разговоры об этой инициативе идут уже давно. В первую очередь это интересует компании «Связьинвеста», который является оператором фиксированной связи, существенным оператором и лицензиатом одновременно. У ФАС в этом отношении своя методология, основанная на определении продуктовых границ рынка (по географическим критериям либо свойству услуг). Остается вопрос, можно ли в рамках данного закона сотовую связь приравнивать к фиксированной. С одной стороны, существует некая несправедливость: сотовые операторы также могут занимать существенное положение. С другой, «Связьинвест» пытается вывести свои компании из-под категории монополиста и добиться признания «большой тройки» существенным оператором. В перспективе все будет зависеть от того, сумеет ли ФАС доказательствами отстоять свою позицию. Нельзя рассматривать всю территорию России как границы для существенного оператора. Намного более логично основываться на лицензионной зоне предоставления услуг. Но тогда возникает вопрос, можно ли оператора, который является существенным в нескольких регионах, рассматривать как существенного в федеральном масштабе. Так или иначе, был создан прецедент, и от его разрешения будет зависеть очень многое на рынке связи».