8 июля '10

ГЛОНАСС пойдет на экспорт

Президент РФ Дмитрий Медведев поручил найти новые способы коммерческого использования системы ГЛОНАСС за рубежом, подведя итоги заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое прошло 19 июня 2010 года. Роскосмос и Минэкономразвития должны до 1 декабря представить свои проекты, касающиеся этого вопроса. В частности, предполагается, что будет развиваться практика создания совместных предприятий с иностранными игроками.
«Российские космические системы» (РКС) подписал в мае 1020 года договор компанией-производителем спутниковых систем Trimble Navigation Group (США). В рамках сотрудничества компаний было создано первое российско-американское совместное предприятие - ООО «Руснавгеосеть». Основная цель компании - коммерциализация ГЛОНАСС в России и СНГ в среде как государственных структур, так и крупных предприятий. Премьер-министр Владимир Путин в марте 2010 года в рамках официального визита в Индию подписал меморандум о намерении организовать совместное предприятие по производству телематических терминалов на базе ГЛОНАСС на территории страны.
Отраслевые эксперты говорят о том, что на данный момент орбитальная группировка для российского ГЛОНАСС слишком мала количественно. Одним из непременных условий развития является увеличение числа спутников, а также замена старых на более новые аппараты. Для проекта, о котором сказал Дмитрий Медведев, необходимо, чтобы отечественные системы не уступали по качеству зарубежным, а пока они не позволяют добиваться таких же результатов (по части скорости действия и точности определения). Поэтому некоторые специалисты скептически относятся к озвученной идее продвижения за рубежом.
Страны, которые в потенциале могут заинтересоваться российскими навигаторами – это, прежде всего, те, которые из политических или экономических соображений отказываются от американской системой навигации. В частности, это страны Персидского залива, также партнерство может быть достигнуто в этом направлении с Индией. Для этого российская сторона, помимо прочего, должна предложить выгодные условия сотрудничества. Возможно, для увеличения качества производимой продукции будет плюсом участие независимых компаний.


Эксклюзивные комментарии:

Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»

«До недавнего времени перспективы коммерциализации системы ГЛОНАСС были преимущественно неопределенными. Это было обусловлено неполным комплектованием орбитальной группировки спутников, а также отсутствием у российских вендоров опыта разработки персональных приемников по аналогии с GPS. В таком виде система могла быть коммерчески привлекательна только для внутреннего рынка РФ (в контексте обеспечения государственных нужд), а также для стран, которые по политическим либо экономическим причинам не пользуются американской системой навигации. В таких условиях подход, в соответствии с которым продвижение ГЛОНАСС на международный рынок будет осуществляться с использованием совместных предприятий с зарубежными вендорами, оправдан, и наиболее перспективен. При учете того, что в ближайшее время будет завершено комплектование орбитальной системы спутников, опыт зарубежных компаний позволит достаточно быстро и качественно разработать решения для коммерциализации системы. Привлекаемые предприятия являются независимыми от государства, а следовательно, заинтересованными в качественной реализации совместных проектов. При учете данного фактора, вполне возможно успешное продвижение ГЛОНАСС как решения для бизнеса и военных заказчиков на территории СНГ, а также развивающихся государств. Успешное развитие ГЛОНАСС как элемента популярных мобильных устройств потребительского рынка на текущий момент маловероятно. Следует также отметить, что успех продвижения на относительно свободных рынках будет зависеть не только от усилий и опыта зарубежных партнеров, но и от того, какие условия и качество кооперации обеспечит российская сторона».
 



Галина Большова, независимый отраслевой аналитик

«Не думаю, что зарубежные страны заинтересует сотрудничество с российским ГЛОНАСС-проектом. Скажем, в Европе и США уже производятся GPS-приемники, которыми пользуются, в том числе, российские компании. Другое дело, что привлечение к производству оборудования для приемников GPS-ГЛОНАСС зарубежных компаний – это будет выгодно всем. Но потребителями этих двухрежимных приемников станут, скорее всего, российские компании, а спрос будет стимулирован регуляторными правилами. Ведь сегодня, когда для GPS-системы запускаются спутники четвертого поколения, система ГЛОНАСС в силу неполной группировки и глубокой старости спутников имеет ограничения в доступности до нескольких часов (почти половина аппаратов работает от 10 до 14 лет при сроке активного существования 4 года). Согласятся ли зарубежные пользователи на такое? Группировка нуждается в интенсивном обновлении, а. в сентябре запланирован запуск лишь одного нового аппарата. Планы обновления всей группировки покрыты тайной. В такой ситуации мне кажется, у программы «ГЛОНАСС для зарубежного потребителя» перспектив крайне мало».



Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO

«Если удастся снизить стоимость оборудования и при этом увеличить спутниковую группировку, коммерческая эксплуатация вполне возможна. Пока количество спутников не позволяет добиваться достаточной скорости и точности в поределении месторасположения. Необходимо, чтобы российские навигаторы были сопоставимы по качеству с американскими GPS-приборами. Если создать нормальные условия для функционирования системы, то продвижение может быть успешным. Возможно, потребителями российской продукции станут Индия и страны, которые «с осторожностью» относятся к подобным системам, напрмиер, страны Персидского залива».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов