Тарифы для госоператора и «большой тройки» могут стать одинаковыми
Действия Минкомсвязи стабильно беспокоят сотовый рынок, но на этот раз ведомство вот-вот вторгнется в глубоко личное – отношения между операторами. Поддержанные министерством поправки в закон «О связи» в дальнейшем грозят обернуться госрегулированием межоператорских тарифов. И это очень не нравится крупным компаниям. Если раньше в заговоре обвиняли их, то теперь самым чутким (или самым нервным?) кажется, что запахло властным заговором.
Объединяйтесь!
21 июня Минкомсвязи объявило о том, что поддерживает поправки в закон «О связи», которые еще в апреле 2008 года внес в Госдуму депутат Максим Коробов. Г-ну Коробову пришлось прождать немало, но, видимо, ждал он не зря. Есть все основания ждать, что вскоре межоператорские тарифы «большой тройки» будет регулировать само государство. Предложенные поправки распространяют понятие «существенный оператор» на компании сотовой связи.
«Существенными» становятся, согласно бумаге, предприятия сотовой связи, которые обладают не менее не менее чем 25% номеров на территории конкретного субъекта РФ либо всей страны (то есть определяющей становится доля в общероссийском трафике). А таковыми на данный момент являются «Мобильные телесистемы», «Вымпелком» и «Мегафон». Согласно статистике AC&MConsulting на апрель 2010 года, МТС обслуживали почти 33% от глобальной абонбазы страны, «Вымпелком» - немногим менее 25%, столько же – «Мегафон». Последние два могут быть признаны «существенными» в отдельных регионах, абсолютным лидером остается МТС.
На данный момент «операторы, занимающие существенное положение на рынке» - это компании-лидеры в сфере связи общего пользования, владеющие не менее чем 25% телефонных номеров внутри регионального телефонного кода. Также к этой категории относятся те компании, которые пропускают в данной географически определенной зоне нумерации не менее 25% трафика. В отношении сотовой связи такая классификация не столь очевидна. Один и то же номер того или иного оператора может использоваться в разных зонах. Но поправки к закону «О связи» готовы в лучших традициях космополитизма рушить границы и объединять разрозненные регионы. И за это выступает не только Минкомсвязи. Поправки уже были поддержаны комитетом Государственной Думы РФ по информационной политике, информтехнологиям и связи, но с оговоркой: Комитет «поднимет руку «за», если Правительство тоже даст положительный отзыв.
На такое повышенное внимание у властей есть основание, вспоминает Эльдар Вагабов, аналитик ИК «Финам»: «Последней каплей для госорганов стало разбирательство ФАС в отношении стоимости роуминга в начале весны этого года. Если вспомнить, то претензии властей сводились к дороговизне роуминга, тогда как сотовые компании объясняли это несовершенством системы межоператорских расчетов». Напомню, в марте ФАС возбудила уголовное дело, ссылаясь на высокие расценки на международный роуминг «большой тройки». Как и предсказывали тогда все, кто следил за процессом, быстро дело не завершилось…
|
МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» уже поспешили заявить о неэффективности такой меры. Из-за высокой конкуренции на рынке операторы стремятся повысить лояльность клиентов, и фактически рынок регулирует себя сам. Принятие нормативно-правового акта, уточняющего положения закона «О связи», только замедлит развитие бизнеса
|
|
«Если бы операторы «большой тройки» были более «скромными», они не привлекли бы к себе такое внимание», - отметил Денис Кусков, руководитель ИАА «Неделя сотовых технологий» - Они давно показали, что хотят создать неравные условия по пропуску трафика для себя и регионалов».
Кто есть ху
Сегодня «существенные» игроки – это межрегиональные компании «Связьинвеста», МГТС и прочие крупные операторы фиксированной связи. Именно на них приходятся местные городские номера. И им приходится общаться с Федеральной службой по тарифам, которая регулирует тарифную политику, касающуюся звонков между операторами. Межоператорские платежи являются весомой частью стоимости связи – как мобильной, так и сотовой связи. Это важно: для крупных игроков госконтроль, таким образом, чреват урезанием доходов, а может быть, - и невозможностью снижать тарифы для абонентов. И представителям «большой тройки» это кажется совсем не либеральной, а самой что ни на есть реакционной мерой.
МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» уже поспешили заявить о неэффективности такой меры. Из-за высокой конкуренции на рынке операторы стремятся повысить лояльность клиентов, и фактически рынок регулирует себя сам. Принятие нормативно-правового акта, уточняющего положения закона «О связи», только замедлит развитие бизнеса. Также, обсуждая нововведение, говорят и о том, что в антимонопольном законодательстве России уже присутствует термин «доминирующий участник рынка». Стоит ли, вопрошают игроки рынка, плодить схожие термины? Еще одна опасность, о которой они упоминают – возможность коррупции и лоббирования чьих-то конкретных интересов со стороны госведомств.
|
Теоретически могут быть достигнуты равные условия для всех игроков в регионах. Такие компании как СМАРТС, Tele2, «Мотив» сегодня зачастую зависят от милости крупных предприятий
|
|
Ирина Скворцова, аналитик ИК «Атон», заявляет, что, прежде всего, меры по контролю со стороны госорганов затронут сферы интерконнекта и роуминга: «Цены «существенных операторов» будут регулироваться, как и цены тарифов «обычной» связи, и это может негативно сказаться на компаниях. Для абонентов вряд ли изменится многое, хотя из-за шумихи цены могут несколько снизиться».
Ряд экспертов беспокоится о том, что поправки будут тормозить развитие инновационных технологий. Эльдар Вагабов связывает это с падением доходов операторов: «Законодательное ограничение сборов и тарифов будет тормозить рост выручки операторов. Соответственно, их благосостояние будет расти более медленно. Бюджеты сократятся (в т.ч. и программы капиталовложений), развитие технологий и внедрение сетей нового поколения замедлится. Ничего хорошего сотовым компаниям это не принесет».
Остается вопрос, каким образом будут зафиксированы тарифы. Будет ли это только «потолок» или цены будут установлены одни для всех. «Если будет установлена только некая высшая планка, то, думаю «потолок» будет выбран адекватный», - заявил Денис Кусков. Теоретически таким образом могут быть достигнуты равные условия для всех игроков в регионах. Эксперт упомянул такие компании как СМАРТС, Tele2, «Мотив», говоря о том, что их более крупные сотовые коллеги заняли доминирующее положение на рынке. Мелкие предприятия сегодня зачастую зависят от милости крупных.
Четвертый не лишний
В самой по себе идее контроля тарифов связи нет ничего негативного. Но не будет ли это закреплением фиксированных тарифов, единых для госкорпораций и операторов, ниже которых уровень цен не опустится? В таком случае абоненты проиграют.
Можно предположить, что здесь не обошлось без интереса к строящемуся четвертому федеральному чемпиону. В случае, если тарифы будут намертво закреплены, вполне вероятно, что появившийся из союза МРК и «Ростелекома» игрок при некоторых маркетинговых усилиях и, возможно, административном давлении выбьется в лидеры. Пусть не в центре, но в регионах – а именно они сейчас интересуют операторов, тем более, «молодых».
Неисчерпаемый лимит
В начале 2009 года Правительство РФ, как и Минкомсвязи, не одобрило инициативу депутата Коробова. Было объявлено, что наличие у компании 25% всех телефонных номеров, зарегистрированных на территории субъекта, само по себе не является недостаточным основанием для признания ее «существенным оператором». А изменения в ФЗ «О связи» дали бы почву для противоречий между законодательством в области связи и антимонопольным законодательством – тут Правительство вспомнило то понятие «доминирующий участник рынка».
В официальном отказе упоминалось и возможное замораживание тарифов. Власти опасались, что цены для абонентов больше не будут снижаться. Г-н Коробов утверждает, что в новой редакции поправок все эти замечания учтены – при этом, правда, упоминая первым делом то, что учитываться будет доля оператора в трафике.
Но далеко не всем выдвинутые в новом документе условия кажутся приемлемыми. Александр Шуголь, директор департамента телекоммуникационного консалтинга J’son & Partners, уверен, что выбранные 25% - слишком низкий показатель для признания игрока «занимающим существенное положение»: «Куда более правильным представляется порог в 51%. Иначе, выходит, в Москве будет три «существенных оператора»? Также должны быть введены региональные ограничения: иначе «существенные операторы» появятся в селах, деревнях, в рамках одного дома… Необходимый порог – субъект Федерации, то есть область край, крупный город».
Скорее всего, Правительство поддержит эту инициативу. Остается только надеяться, что проект Максима Коробова был переработан подходящим для рынка образом. И еще – что он будет работать, и за его соблюдением будет кто-то наблюдать. Хотя тут хочешь – не хочешь, а приходят в голову мысли о коррупции: все-таки бороться с ней у властей пока выходит хуже, чем регулировать технологии связи.