21 июня '10

Еще чуть прозрачнее


Юлия Коптенкова

«Современные телекоммуникации России»,

Монополистов попросят раскрыть информацию

 
Постановление «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в области оказания услуг связи» должно облегчить жизнь рынку и, возможно, усложнить жизнь таких компаний как «Связьинвест». К оператору, кстати, давненько присматривались антимонопольные органы. Но не будут ли нынешние меры чистой формальностью?
 
Теория
 
Российское Правительство утвердило постановление от 9 июня 2010 года N 401 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в области оказания услуг связи». Один из основных критериев попадания корпорации под действие закона, который определил состав и порядок обнародования сведений монополистами, которые оказывают услуги электросвязи и почтовой связи – контролируемость государством. Суть закона – в том, что компании должны обеспечивать свободный доступ к информации о своей «регулируемой деятельности» неограниченному кругу лиц, какую бы цель перед собой эти лица не ставили. В разработке всех сопутствующих документов участвуют Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ) и непосредственно Министерство связи и массовых коммуникаций, которые в течение трех месяцев утвердят формы, сроки, периодичность раскрытия информации и правила заполнения указанных форм. Информация будет появляться, согласно документу, на своем официальных сайтах или на каких-либо иных – если «публичное место» определит Правительство РФ. В первом случае монополист будет обязан разместить ссылку на ресурс в официальных печатных изданиях – либо, если «интернетизация» не затронула какой-то край нашей страны, на территории которого субъект естественных монополий оказывает услуги, там сведения будут опубликованы в самих печатных СМИ. Сама информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Закон также предусматривает личный интерес граждан к работе компаний. Монополист обязан не позднее 20 календарных дней со дня поступления индивидуального запроса предоставить потребителю всю нужную информацию.
Обязательными к раскрытию являются сведения о предельных уровнях тарифов на услуги общедоступной электро- и почтовой связи, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности субъектов, об основных потребительских характеристиках услуг компаний и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества.
Это касается и информации об инвестиционных программах. Среди раскрываемых сведений - отчеты об их реализации, о целях и задачах, размере прогнозируемых потребностей в финансовых средствах для реализации программы, об оценке экономической эффективности инвестпроекта и, естественно, о совокупных затратах на реализацию.
Важным пунктом является обнародование данных о наличии технической возможности доступа к услугам и регистрации заявок на присоединение сетей электросвязи. Также компании должны разглашать порядок выполнения «технологических, технических и других мероприятий, связанных с присоединением к инфраструктуре субъектов естественных монополий /присоединением сетей электросвязи».
 
 
Участники
 
Новый документ адресован не в последнюю очередь межрегиональным дочерним компаниям «Связьинвеста», среди которых «Ростелеком», «Московская городская телефонная сеть», «Таттелеком», «Башинформсвязь» и прочие. При этом сами компании утверждают, что не скрывают ничего и сейчас. Но «дочки» госхолдинга готовы быть еще более открытыми, если того потребует Правительство РФ, заявляют представители компании.
 
 


Можно вспомнить некоторое количество судебных разбирательств и конфликтов с участием главного звена «Связьинвеста» - «Ростелекоме». Суд с «Синтеррой» или разбирательства с «Комстаром» - типичные примеры неоднозначной политики компании, уверены многие

 
Фактически новые требования во многом соответствуют и стандартам раскрытия информации МГТС, как уже поспешили сообщить в компании «Комстар-ОТС», которая контролирует оператора. Среди таковых - сведения о доходах и расходах по регулируемым услугам, которые регулярно предоставляются ФСТ и Федеральное агентство связи.
Татьяна Толмачева, директор по развитию бизнеса по России и СНГ Frost & Sullivan, рассказывает, что на данный момент существует множество статистических данных, которые необходимо предоставлять МРК контролирующим органам: «Все межрегиональные компании признаются занимающими существенное положение на рынке, а также контролируются положениями закона о компаниях-обладателях естественных монополий. Таким образом, они уже сегодня находятся под пристальным вниманием, и для них существует множество форм отчетности. Новый законодательный акт говорит лишь о том, что нужно придерживаться существующих норм».
Впрочем, некоторые специалисты упоминают иные аспекты. Владислав Кочетков, президент-председатель правления ИК «Финам», говорит о не всегда публичной истории взаимоотношений тех же МРК «Связьинвеста» и альтернативных компаний: «Здесь сложно давать оценки, т.к. конфликты между монополистами и независимыми операторами далеко не всегда доходят до судов. Часто приходится слышать, что МРК «навязывают» небольшим игрокам свои условия присоединения, но справедливость таких обвинений я оценивать не возьмусь».
Можно вспомнить некоторое количество судебных разбирательств и конфликтов с участием главного звена «Связьинвеста» - «Ростелекоме». Суд с «Синтеррой» или разбирательства с «Комстаром» - типичные примеры неоднозначной политики компании, уверены многие. В первом случае - «Синтерра» стала партнером «Ростелекома» по программе биопаспортов, правда, стала им уже после того, как была смещена со своего места подрядчика, занимаемого несколько лет. Однако союз оказался некрепким: холдинг решил, что миром отношения с альтернативным оператором все-таки не завершатся, решив расторгнуть договор. Во втором случае - «Ростелеком» обратился в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на «Комстар», который подозревается в недобросовестной рекламе и навязывании своих услуг московским пользователям. «Ростелеком» также распространил среди своих абонентов извещения, в которых предупреждает о нарушении их же прав, упоминая о предложениях «Комстара» поменять оператора МГ/МН-связи. И это все – новейшая история.
Антон Богатов, ведущий юридический консультант TeliaSonera, заявил, что российский рынок на своем нынешнем этапе развития во многом сам это позволяет: «Ростелеком» славится монополистскими настроениями, как и остальные компании «Связьинвеста». В США не зря боролись с монополизмом: там понимают, что развитие рынка невозможно при таком «одностороннем» контроле».
 
Практика
 
Идея о том, что монополисты в области связи будут разглашать информацию «по первому зову» и о повышении прозрачности рынка, безусловно, заслуживает только положительной оценки. Тем не менее, остается ряд вопросов и некоторые моменты, которые пока не понятны уму простых смертных (до окончательного принятия уже разработанных правил, по крайней мере). Сам перечень информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, которая должна находиться в свободном доступе, уже содержится в Федеральном законе «О естественных монополиях», тут «новаторство» проявлено именно для сферы связи. Но как раз эта область включает кучу аспектов, которые довольно трудно учитывать, исходя из общих положений. Именно эту проблему и решают сейчас ФСТ и Минкомсвязи.
 
 


Альтернативные операторы могут ничего не получить от принятия закона. То же обязательство публиковать технические и экономические условия присоединения других сетей – не нововведение. Условия доступа к сетям уже давно являются публичными

 
Тем временем, представители и наблюдатели рынка гадают, что же изменится в сфере связи на самом деле. Владислав Кочетков отмечает, что саму идею постановления можно, конечно, расценивать как позитивную: «Например, в открытом доступе появится информация о себестоимости регулируемых услуг, о возможности заключения договора присоединения и т.д. Как минимум, это сделает деятельность монополий более прозрачной, снизит возможности для злоупотреблений». Но при этом, добавляет эксперт, никто не гарантирует, что к раскрытию информации игроки пойдут лишь формально, «предоставив некий минимум, который фактически не приведет к заметному росту уровню открытости монополиста». Да и само раскрытие информации еще не гарантирует недискриминационные условия присоединения.
Таким образом, альтернативные операторы могут ничего не получить от принятия закона. То же обязательство публиковать технические и экономические условия присоединения других сетей – не нововведение. Условия доступа к сетям уже давно являются публичными.
А что получат обычные абоненты? Чисто теоретически – любому гражданину не смогут отказать в установке телефона из-за «технических проблем» без детального описания, что же конкретно за проблемы мешают делу. Но возможности поменять оператора у людей не появится. Таким образом, мы получаем еще одно не очень-то нужное рынку постановление. Если, конечно, Минкомсвязи и ФСТ не внесут в документ какие-то новые детали, которые бы помогли игрокам и абонентам. Но для этого нужен диалог – а ведомства у нас грешат пространными монологами. 






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов