18 июня '10

Back together again


Сергей Поштык

«Современные телекоммуникации России»,

Компании связи и салоны заключают перемирия

 
Летом 2009 года МТС и «Евросеть» крупно поспорили. После чего, как все мы знаем, очень долго даже не смотрели друг на друга, но в итоге все же решили «остаться друзьями», хотя былого чувства друг к другу у компаний уже нет. Недавно появились новости об одном еще более долгом конфликте – «Мегафона» и «Связного», новости более радужные для обоих. Впрочем, в первом случае были иные мотивы, а во втором – иное время.
 
Оттепель
 
Столичные салоны «Связной» снова приобрели небольшой сине-зеленый оттенок. После трех лет взаимного бойкота туда вернулся «Мегафон».
Если в других российских городах оператор и ритейлер продолжали сотрудничество все это время, то в Москве в июле 2007 года они решили «переосмыслить отношения», следствием чего стало расторжение контракта. Причина банальна – деньги. Но, надо сказать, и «Мегафон» не горел желанием сотрудничать, во что бы то ни стало, и потому предлагал ритейлеру почти в два раза меньшие суммы, чем сулили другие операторы. Поэтому «Связной» решил, что лучше поручить продажу контрактов и прочие услуги иным представителям сотового бизнеса (и до сих пор сотрудничает с «Вымпелкомом» и МТС). Хотя это версия самого «Связного».
«Мегафон» утверждает, что предъявлял партнеру претензии именно по части сервиса. Тот не слишком активно подключал абонентов.
Теперь московские салоны «Связного» возобновили продажу контрактов и модемов «Мегафона» и возобновили прием платежей от абонентов оператора. Вся деятельность ведется на стандартных для мобильного оператора условиях, никаких дополнительных бонусов или преференций.
Конъюнктура изменилась, и у обеих сторон возродился интерес друг к другу, отмечают отраслевые эксперты. «На насыщающемся рынке «Мегафон» проявляет интерес к растущей сети продаж, – говорит Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании Direct INFO. – По всей видимости, причина конфликта – а именно, сумма, о выплате которой договаривался оператор с ритейлером – устранена, и теперь они могут возобновить совместную деятельность».
Порознь оператору и ритейлеру было не так уж одиноко. «Связной» сразу же после расставания заключил контракт с МТС. А «Мегафон» в марте 2009 года подписал соглашение с «Евросетью». Объем контракта, рассчитанного на 1,5 года - $146 млн, и в общей сложности «Евросеть» должна подключить 7,2 млн абонентов. «Эта размолвка не повлияла на бизнес «Мегафона» или «Связного», даже пошла на пользу в свое время. Сейчас для компаний более выгодно объединение», - отметил Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group.
 
Все семьи счастливы одинаково…
 
В ноябре 2009 года МТС и «Евросеть» подписали соглашение об урегулировании всех споров и заключении мира в судах, где совсем еще недавно шла ожесточенная борьба двух представителей разных сегментов одного сотового рынка. Представители сети в итоге обязались выплатить траншами остаток долга (501 млн руб.) за два года. «Евросеть» тогда заявила, что собирается проводить переговоры о возвращении МТС в свои салоны, а МТС – что ждет окончательного погашения долга.
 


Проиграли, первым делом, абоненты. Но и они - только в том смысле, что платить за услуги своего оператора им теперь пришлось чуть дальше привычного. Что до «Евросети», то ритейлер в каком-то смысле потерял свои позиции на рынке мобильных платежей: его доля снизилась с 10 до 6% при общем объеме платежей в салонах за 2009 год в 36,5 миллиарда рублей. Тем не менее, версии опять разнятся: «Евросеть» утверждает, что общий объем по платежам составил 51,6 млрд руб. – то есть около 8% рынка

 
Конфликт, который разорвал их отношения (казалось бы, надолго, к радости конкурентов), начался после того, как в ноябре 2008 года «Вымпелком» выкупил 49,9% акций «Евросети» (ранее Александр Мамут приобрел ритейлера у Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева). А в марте 2009 года МТС обвинили «Евросеть» в том, что компания проводила политику переманивания клиентов к конкуренту, после чего оператор потребовали изменить условия сотрудничества, касающиеся приема платежей, но так и не добился своего. В результате в апреле совместная работа компаний была прекращена.
Факт, что ритейлер мог давать преимущества какой-либо компании, признавали и на рынке, упоминая, что это, вообще-то, бизнес, и ничего сверхъестественного не произошло. Некоторые предположили, что для МТС это был повод уйти: компания уже хотела развивать свою собственную розничную сеть, и такое сотрудничество ей начинало становиться ненужным.
В итоге проиграли, первым делом, абоненты. Но и они - только в том смысле, что платить за услуги своего оператора им теперь пришлось чуть дальше привычного. Что до «Евросети», то ритейлер в каком-то смысле потерял свои позиции на рынке мобильных платежей: его доля снизилась с 10 до 6% при общем объеме платежей в салонах за 2009 год в 36,5 миллиарда рублей. Тем не менее, версии опять разнятся: «Евросеть» утверждает, что общий объем по платежам составил 51,6 млрд руб. – то есть около 8% рынка. Руководство «Евросети» утверждает, что, если в первой половине года произошло снижение объема платежей через кассы из-за отключения МТС, то во второй половине года объем начал восстанавливаться. Причиной этому стали платежи за новые услуги -  оплату авиа- и железнодорожных билетов, оплата услуг региональных операторов, онлайн-заказов по каталогам, кредитов, страхования и новых интернет-сервисов.
Конфликт формально завершился, но абоненты МТС все еще не могут оплачивать услуги своего оператора через терминалы «Евросети».
«Вымпелком» конфликтовал с «Мобильными телесистемами» и лично. Так, в феврале 2010 года вице-президент по продажам «Вымпелкома» Александр Баринов объявил, что оператор прекращает принимать платежи в ряде салонов связи (в том числе - МТС) и требует обеспечить в течение 10 дней невозможность приема платежей от своих абонентов как в кассах салонов, так и в терминалах. Это обосновали договором между двумя операторами, который предусматривал продвижение в салонах одного продукции другого: размещение в салонах рекламно-информационных материалов, специального оформления точек продаж. Кроме того, было сказано, что условия оплаты для абонентов «Билайна» в салонах МТС непривлекательны (комиссия при внесении платы составила 5-7%). Но МТС прямо говорили, что создавали монбрендовую сеть, чтобы (все-таки) продвигать себя, а комиссию устанавливают владельцы платежных систем. К тому же, салоны в таком случае – более опасное место для оператора-конкурента, уверен Сергей Либин, младший аналитик ИФК «Метрополь»: «Аргументы по поводу отсутствия рекламных материалов в салонах МТС выглядят несколько нелогичными. Здесь мы скорее согласны с аргументами МТС, что риск переманивания абонентов при оплате в салоне прямого конкурента выше, чем в других местах».  
 
Времена меняются
 
Если на момент конфликта «Евросети» и МТС «Мегафон» был номером третьим из «большой тройки», то сейчас он уже рвется выше, и небезуспешно. Во всяком случае, если верить последнему отчету AC&M Consulting, за апрель 2010 года абонентская база «Мегафона» составила 52,038 млн человек, тогда как у МТС этот показатель равен 69,73 млн, а у «Вымпелкома» - 50,83 млн. Консалтинговая компания утверждает, что «Мегафон» опередил «Вымпелком» (который традиционно был на позицию выше) еще в марте. Оператор (который стало «номером вторым» еще в марте, согласно тому же исследованию AC&M Consulting) с гордостью рассказывает, что все это – результат последовательной реализацией ранее намеченной стратегии развития.
 
 


Отношения «Связного» с МТС или «Вымпелкомом» после заключения мира между ритейлером и «Мегафоном» не изменятся. Сотрудничество с ним все же не играет ключевой роли для операторов

 
 
Ирина Скворцова, аналитик ИК «Атон», заявляет – вполне логично, что оператору понадобилось больше пространства для продвижения собственной продукции: «У МТС есть своя монобрендовая сеть, у «Вымпелкома» - «Евросеть». На данный момент «Мегафон» лидирует по количеству новых абонентов и, возможно, теперь компания собирается повышать и качество базы». Представители «Вымпелкома», к слову, говорят о необъективных результатах подсчета, связанных с неправильными методами подсчета (не учитываются абоненты, пополнившие баланс, но так и не воспользовавшиеся услугами за отчетный период, клиенты, которые давно не пользуются услугами связи). Хотя это доводы непосредственно «Вымпелкома», но «Мегафону» явно необходимо не только привлекать, но и удерживать клиентов.
Отношения «Связного» с МТС или «Вымпелкомом» после заключения мира между ритейлером и «Мегафоном» не изменятся. Сотрудничество с ним все же не играет ключевой роли для операторов. «Связной» - крупный салон, но не крупнейший, - подчеркивает Алексей Кондрашов. – Он не поможет «Мегафону» существенно повысить свои показатели, но на несколько процентов они, безусловно, поднимутся». То же самое можно сказать и о самом «Связном»: для него сотрудничество с «Мегафоном» полезно. Он ведь вполне себе «видный жених», недавно, например, приобрел «Синтерру» (пусть не в лучшем состоянии, но с перспективой на будущее). В итоге все остаются при своем -пусть и в небольшом, но в плюсе.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов