10 июня '10

Чип и ВЭБ


Юлия Коптенкова

«Современные телекоммуникации России»,

Перипетии развития российской микроэлектроники в лице «Ангстрема»

Еще недавно все ждали объединения компаний «Ангстрем» и «Микрон» - те, кто, видимо, не хотел развивать конкуренцию на небольшом рынке, а желал монополизма и, как бы это описать словесно, «стабильности». Теперь разговоры об объединении структур поутихли и поднялись другие – о долге «Ангстрема» перед ВЭБом и тем, к чему такой долг может привести. То ли к госконтролю, то ли к прибавке веса в «Ситрониксе»…
 
В кредитных сетях
 
Близкие к ситуации источники уже озвучили в российских СМИ информацию, что зеленоградский «Ангстрем-Т», специализирующийся на производстве микрочипов, вот-вот отойдет в собственность «Внешэкономбанка». Всему причиной – долг завода по кредиту, который он не может выплатить. Размер занятых средств - 815 млн евро, их ВЭБ выделил «Ангстрему» весной 2008 года. Предприятие руководствовалось вполне понятными мотивами: необходимо было приобретать оборудование, технологии (компании AMD). Кроме того, планировалось создать завод по производству микрочипов 0,13-0,11 мк. Залогом по кредиту являются 100%-ный пакет акций «Ангстрем-Т», заводское оборудование, его территория, участок и то самое оборудование, под которое брался кредит. В мае «Ангстрем» утверждал, что кредитные дела идут хорошо, и никаких проблем с погашением нет. Однако все оказалось не так гладко.
Дело в том, что – как утверждают анонимные источники – у «Ангстрема» был льготный период, когда он мог и не возвращать проценты по кредиту с перспективой дальнейших выплат. Таковые должны были случиться, когда старый завод оптимизирует расходы, новый будет запущен, принося прибыль – то есть в конце 2008 – начале 2009 года. Как всегда, ситуацию ухудшил кризис (а также то, что сроки производства все затягивались). 
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», считает, что для рынка было бы позитивным событием, если намерение «Внешэкономбанка» осуществится: «Можно рассчитывать на то, что предприятие будет достроено и начнет работу. Значение его очень велико, даже если не принимать в расчет экономическую составляющую (налоги в бюджеты различных уровней, новые рабочие места и т.п.) как для отечественной микроэлектроники, так и для всей страны в целом. Запуск этого предприятия позволит выйти на новый этап в создании различных электронных устройств: более компактных, энергоэффективных, ресурсоемких. Найти применение новые чипы могут как в военной, так и в гражданской продукции».
Представители самого «Ангстрема» пока не решаются говорить о перспективах. Фактически предприятие – пионер в сфере микроэлектроники, и нет ничего удивительного в том, что при развитии проекта возникают сложности – такова официальная позиция компании. И банк, и Правительство прилагают все усилия, чтобы решить вопрос. ВЭБ сейчас не финансирует проект, утверждают «неофициальные» источники, и делать этого, видимо, не собирается. А председатель ВЭБ Владимир Дмитриев уже озвучил желание банка получить активы.
 


Смысл в объединении «Ангстрема» и «Микрона» очевиден как раз не для рынка, а для самих компаний. Их позиции бы усилились, сократились бы издержки, и проще было бы улаживать технические вопросы. Более того, речь идет и о гарантированной поддержке властей

 
 
Сила – в единстве?!
 
В памяти жива не столь давняя история (датированная мартом 2010 года) о том, как Минпромторг предложил объединить «Ангстрем» с другим российским производителем микроэлектроники – компанией «Микрон». С таким интересным предложением выступил замминистра промышленности и торговли Юрий Борисов. Г-н Борисов сослался на тот же кризис, только упомянул его в несколько ином ключе. Чиновник заявил, что объединение предприятий позволит избежать недозагруженности в условиях финансовой нестабильности и ужаса перед возможной всеобщей стагнацией.
Минпромторг не первый, точнее – не единственный, предложил слияние двух компаний. Еще в январе 2010 года ходила информация о проекте «Русский IBM», созданном рабочей группой при администрации Президента, и в рамках концепции проекта говорилось об увеличении эффективности развития отечественной микроэлектроники, в том числе с помощью слияния «Ангстрема», «Микрона» и Kraftway. Последние уверенно говорили об интересе к такому слиянию и готовности сначала обслуживать госнужды, а потом заняться более массовым производством. Специалисты прохладно приняли подобную идею: они увидели в проекте больше амбиций, нежели перспектив.
Зато интерес к проекту проявлял еще один игрок рынка - «Ситроникс», который принадлежит АФК «Система». Именно эта компания владеет «Микроном» и в свое время призывала к объединению, говоря о бесполезности конкуренции на все еще ограниченном российском рынке микрочипов. Главное, уверяло руководство компании, - сохранение научно-технической базы и появление новых центров исследований и разработок.
Смысл в объединении очевиден как раз не для рынка, а для самих компаний. Их позиции бы усилились, сократились бы издержки, и проще было бы улаживать технические вопросы. Более того, речь идет и о гарантированной поддержке властей. Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании Direct INFO, уверен, что в таком случае рынок бы монополизировался, поскольку «Ангстрем» и «Микрон» - основные его представители (занимают до 80% от общей доли).
Так или иначе, власти отнеслись к предложению Минпромторга осторожно. Пока результатов или каких-либо движений в этом направлении не делается, как и по части «Русского IBM».
 
Коллеги хотят быть ближе
 
Один из предполагаемых сценариев развития нынешней ситуации вокруг «Ангстрема» - переход компании в управление «Ситроникса». Интересно, что строительство завода микрочипов «Ситроникса» идет параллельно, а финансирование со стороны ВЭБа ему тоже очень нужно (компания уже получила в кредит $230 млн), как, кстати, и со стороны «Роснано».
Сам «Строникс» ранее заявлял, что конкретно «Ангстрем» ему неинтересен. О невыгодности активов говорят и аналитики: они предполагают, что дальнейшая диверсификация бизнеса скажется на компании отрицательно из-за снижения инвестиционной привлекательности. К слову, чистый убыток «Ситроникса» в четвертом квартале 2009 года увеличился в 4,8 раза (до $37,3 млн). Годовой итог - в 2,2 раза. Но акции компании в цене меняются несущественно.
 


Контроль над заводом со стороны государства усиливается. Вопрос только, будет ли его в дальнейшем контролировать непосредственно Правительство или все же производство достанется «Ситрониксу»

 
Подтверждением того, что «Ситрониксу» незачем получать «Ангстрем», кажется также то, что он уже хочет объединиться с другой структурой – ОАО «Концерн «Радиотехнические и информационные системы» («РТИ Системы»). Об этом было сказано еще в апреле, с упоминанием расчета на «огромное количество синергий».
 
Не «За что?», но «Зачем?»
 
«Внешэкономбанк» пока не раскрывает планов относительно завода «Ангстрем-Т». Некоторые утверждают, что самое логичное развитие событий – появление управляющей компании, нанятой банком, которая грамотно распорядилась бы полученными активами. Другие все же «сватают» предприятие «Ситрониксу». И для этого есть основания: представители компании упоминают, что, если «государство сочтет это необходимым», они рассмотрят возможные варианты действий. Есть также мнение, что бывшие акционеры предприятия когда-нибудь смогут выкупить завод обратно.
Дело не только в погашении кредита, считает Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»: «Возможно, что данная ситуация отражает изменение политической конъюнктуры в отношении рассматриваемой отрасли. Также, операция по изъятию актива может быть мотивирована затянувшимся строительством завода и устареванием оборудования, закупленного у AMD».
Некоторые, тем временем, не уверены, что «Ангстрем-Т» вообще перейдет «Внешэкономбанку». Дмитрий Баранов отмечает, что пока говорится только о намерении забрать предприятие, но это еще не значит, что об этом можно говорить как о свершившемся действии.
Ясно одно: контроль над заводом со стороны государства усиливается. Вопрос только, будет ли его в дальнейшем контролировать непосредственно Правительство или все же производство достанется «Ситрониксу». В обоих случаях первые лица не оставят без присмотра микроэлектронику. Но хотелось бы, чтобы остальные лица не предлагали новых гениальных идей по объединению всего и вся, поскольку здоровая конкуренция, если честно, все-таки иногда нужна рынку.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов