Виртуальный оператор для ГЛОНАСС
«Навигационно-информационные системы» (НИС) получили лицензию MVNO-оператора. Теперь структура, причастная самым непосредственным образом к АФК «Система», будет предоставлять свои услуги в рамках проекта «ЭРА ГЛОНАСС». Похоже, что MVNO-сегмент в России пошел по некоему новому пути развития. Из-за чего и, что самое главное, куда?
НИС спешит на помощь
Учредителями ОАО «Навигационно-информационные системы», появившегося пару лет назад, стали АФК «Система» и Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (РНИИ КП). В конце мая 2010 года НИС получили лицензию виртуального оператора сотовой связи. В роли MVNO-оператора компания будет работать в рамках весьма серьезного госпроекта - «ЭРА ГЛОНАСС» (соответственно, «экстренное реагирование при авариях» и «глобальная национальная спутниковая система»).
Суть программы – в том, что на общественный автотранспорт, машины, перевозящие опасные грузы, и прочие автомобильные средства передвижения «повышенной социальной важности» будут устанавливаться терминалы ГЛОНАСС, которые смогут осуществлять двустороннюю связь и те, в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия, в автоматическом режиме будут отправлять сведения о случившемся в специальный информационный центр. Собственно, роль оператора – в обеспечении связи.
НИС получили лицензию, действующую до мая 2015 года и распространяющуюся на Москву и Московскую область. Впоследствии, как заявляют в самой компании, подобные лицензии планируется получить и в ряде других регионов. А запуск сети (точнее, первой ее очереди) произойдет до конца 2011 года.
Важно ли было оформлять лицензию MVNO-оператора – в этом усомнился Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании Direct INFO: «Мне кажется, НИС мог не получать эту лицензию, а услуги могли оплачиваться от лица абонента какой-либо компании. Это скорее процессуальный шаг».
ГЛОНАСС на защите масс
Сам проект ГЛОНАСС появился еще в Советском союзе. Первый спутник серии «Глонасс» выведен на орбиту 12 октября 1982 года, а официально принята в эксплуатацию система была 24 сентября 1993 года. Тогда орбитальная группировка ГЛОНАСС насчитывала 12 спутников. К середине 90-х количество спутников увеличилось вдвое, но потом проект перестали финансировать, да и ряд спутников вышел из строя, поэтому для программы наступили не лучшие времена. В 2001 году была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», которая «реанимировала» ГЛОНАСС (проектом, к слову, занималось МВД). Сроки этапов ее реализации менялись, но, как бы то ни было, программа стала развиваться снова. В 2009 году она получила новый толчок, и многие недоумевали – на дворе кризис, стоит ли тратить деньги из госбюджета на развитие спутников. Стоит, убеждали их представители власти и заинтересованные лица. «В условиях кризиса России необходимо сделать решительный шаг от сырьевой экономики в сторону высоких технологий. Глобальная навигационная система ГЛОНАСС как нельзя лучше подходит на роль локомотива инновационного развития отечественной экономики», - рассказывал тогда генеральный конструктор ГЛОНАСС, профессор Юрий Матэвич. Довольно сложно оценить, какой вклад успела внести система в экономику России, но аспекту безопасности уже тогда было уделено внимание.
|
Пока еще неясно, кто из не виртуальных, а реальных операторов будет сотрудничать с НИС. А без участия операторов не обойтись, причем их надо именно несколько. Иначе всегда остается опасность обрыва связи. Насколько известно, пока никто из крупных сотовых операторов (включая, казалось бы, наиболее «близких» МТС) не заявил об интересе к проекту
|
|
В ноябре 2009 года вовсю трубили о проекте «ЭРА ГЛОНАСС». Он фактически аналогичен используемой в Европе системе eCall. Уже «обкатанная» программа» позволяет, к примеру, в Австрии спасти до 50 тыс. человек в год – таковы статистические данные НИС.
Отличие двух систем в том, что в eCall используется технология Cell-ID: положение телефона, с которого поступает сигнал, определяется с помощью измерения удаленности аппарата от расположенных поблизости базовых станций сотовой связи, основой для которого становится оценка задержки при обмене данными. В нашем случае речь идет об использовании все той же системы ГЛОНАСС.
Ищу партнера
Пока еще неясно, кто из не виртуальных, а реальных операторов будет сотрудничать с НИС. А без участия операторов не обойтись, причем их надо именно несколько. Иначе всегда остается опасность обрыва связи. Насколько известно, пока никто из крупных сотовых операторов (включая, казалось бы, наиболее «близких» МТС) не заявил об интересе к проекту.
Известно, что всего на «ЭРА ГЛОНАСС» выделят 3,9 млрд руб., а ее единственным исполнителем является НИС. При этом затраты самой компании на развитие проекта будут значительно ниже, уверен Алексей Кондрашов: «НИС это сулит немалую выгоду. Проблем с производством необходимой техники, микросхем, заключению контрактов с сотовыми операторами быть не должно, и все это не повлечет серьезных затрат».
|
Многие эксперты заявили, что проект МТС и Х5 останется нишевым и не пойдет «в народ». Такая ситуация, надо сказать, типична для MVNO-проектов в России, где подобными проектами занимаются «Корбина», «Мегафон» или «Вымпелком». В общем-то, касательно виртуального оператора для ГЛОНАСС можно сказать то же – только ниша здесь совсем другая
|
|
Но сами операторы в рамках проекта вряд ли получат значительную выручку – речь ведь идет о службе экстренной помощи. Новые абоненты вполне могут «встать под флаги» той или иной компании, но о деньгах здесь говорить, по всей видимости, не приходится.
«Для операторов это может стать лишней нагрузкой на сеть, но, так или иначе, экстренные службы есть у всех операторов. Возможен вариант, когда всех их обяжут работать в рамках проекта – в случае, если такое решение будет принято на серьезном государственном уровне. Либо, если затраты будут компенсированы или это будет каким-то образом выгодно самому оператору, возможно сотрудничество с МТС», - заявила Маргарита Зобнина, управляющий директор Dynargie.
«Виртуальные телесистемы»
В мае 2010 года МТС совместно с Х5 Retail Group объявили о создании MVNO-оператора. В этом тандеме обязанности распределялись следующим образом: мобильная компания предоставляет около 1 млн номеров, полный пакет услуг связи и сервисы (роуминг, мобильный Интернет, SMS и MMS), а ритейлер занимается оказанием услуг под собственным брендом. Привлекать клиентов предполагается, в частности, за счет бонусной программы, которую запустит оператор, связанной с сетями «Перекресток» и «Карусель».
Многие эксперты заявили в связи с этим, что проект МТС и Х5 останется нишевым и не пойдет «в народ». Такая ситуация, надо сказать, типична для MVNO-проектов в России, где подобными проектами занимаются «Корбина», «Мегафон» или «Вымпелком». В общем-то, касательно виртуального оператора для ГЛОНАСС можно сказать то же – только ниша здесь совсем другая.
Сама специфика работы отечественных виртуальных операторов, подчеркивают эксперты, такова, что не всегда одна сторона может пойти на компромисс – и именно это затрудняет развитие систем подобного типа. Владимир Кудряшов,эксперт J'son & Partners, говорит, что данный случай – один из тех немногих примеров, когда создание виртуального оператора оправданно: «Во-первых, НИС (при условии выполнения планов по расширению географии лицензии) получит возможность обеспечить предоставление услуг на максимально возможной территории путем комбинирования инфраструктур MVNO. Принцип здесь простой: неразвита инфраструктура на данной территории у какого-то оператора? Привлекаем другого! Во-вторых, это позволит НИС унифицировать интерфейсы взаимодействия абонентских устройств с сетевой инфораструктурой: вне зависимости от того, мощности какого MVNO используются, работа абонентских устройств с сетью производится в рамках единого интерфейса». Проект повлияет и на повышение качества услуг связи, уверен аналитик: «Значительно упрощаются бизнес-процессы и повышается привлекательность сервисов: потребитель получает все услуги от одной компании, которая полностью отвечает за их качество».
Тем не менее, проект может получить более коммерчески обоснованное продолжение. «В системах дистанционного мониторинга автотранспорта информация с бортовых датчиков обычно передается на диспетчерский пункт через GPRS. – рассказывает Владислав Кочетков, назначенный на должность президента - председателя правления ИК «Финам» (с чем редакция СТР от всей души его поздравляет). - Соответственно, специализированный виртуальный оператор, предлагающий комфортные тарифы на передачу данных, мог бы быть востребован при развитии различных сервисов на базе ГЛОНАСС».
Вопрос только в том, насколько нужно самим НИС развивать другие направления проекта. Впрочем, в рамках более долгоиграющей, чем «ЭРА ГЛОНАСС», программы, это кажется вполне возможным. Для остальных (потенциальных) участников со стороны сотового рынка выгода, опять же, не столь очевидна. Хотя проект может стать полезным точки зрения PR. Компания, с которой работает государство для оказания услуг связи в экстренных ситуациях, будет вызывать у потенциальных клиентов доверие. С этой точки зрения «обязаловка», безусловно, может оказаться выгодной – в таком случае вопрос, кто станет сотрудничать с проектом, кажется, отпадает, несмотря на заявления пресс-службы «первого номера в большой тройке».