27 мая '10

Мимо цифр


Сергей Поштык

«Современные телекоммуникации России»,

Региональные каналы не попадут в мультиплекс

 
Региональные теле- и радиоканалы всерьез обеспокоены перспективой цифровизации России, причем в последнее время – в отнюдь не позитивном ключе. После заялений со стороны Минкомсвязи, что в цифровых мультиплексах регионалов не будет, вещателям остается «много думать» - либо продолжать попытки попасть в федеральный пакет каналов, либо сотрудничать с кабельными и спутниковыми сетями. А вопрос, кто же попадет во второй мультиплекс, тем временем так и остается нерешенным.
 
Интересное предложение
 
Последний день выставки «Связь-Экспокомм-2010», помимо прочего, ознаменовался заседанием «Цифрового альянса России», на котором заместитель главы Минкомсвязи Александр Жаров заявил, что региональным теле- и радиоканалам, желающих попасть в общефедеральный цифровой мультиплекс, лучше оставить подобные мысли. Второй мультиплекс, так же, как и третий, успешно обойдется без них, уверено министерство. Вместо этого регионалам предлагается сотрудничество с кабельными и спутниковыми каналами. Г-н Жаров предложил собрать представителей рынка и «сообща найти другую опорную среду, на которой каналы смогут зарабатывать деньги, например, DVB-H или IPTV».
Замминистра связи и массовых коммуникаций Александр Жаров заявил, что у региональных каналов появляются новые возможности, новые среды вещания. Он призвал, в том числе, продавать контент. Тем каналам, которые производят не так много программ, он предложил обратиться к мобильным ТВ-вещателям – ведь им нужны «многочисленные ролики». Отрасль восприняла такое предложение с негодованием. Фактически для многих региональных каналов подобное предложение означает смерть. Не говоря уже о желании выйти на общегосударственный масштаб, которому теперь, похоже, так и суждено остаться мечтой. «В целом, с точки зрения технического охвата и, соответственно, объема возможных рекламных доходов, задача вхождения в федеральные мультиплексы остается для локальных телеканалов наиболее актуальной», - заявляет Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».
 
Россию оцифровывают  
 
Мультиплексы создаются в рамках программы по цифровизации российского теле- и радиовещания, которая рассчитана до 2015 года. Именно к этому сроку на территории страны должно установиться безоговорочное господство «цифры», которая полностью заменит аналоговое вещание. Но к этому вопросу мы еще вернемся, а пока вспомним, что называется, как все начиналось.
В сентябре 2009 года был разработан и согласован с Минобороны частотно-территориальный план для первого цифрового мультиплекса. В декабре Правительство РФ утвердило ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ до 2015 года» и решило выделить на прогресс 122,445 млрд руб. Объем средств из федерального бюджета  - 76,366 млрд руб. 61,662 млрд руб. распределяется через Роспечать, Россвязь выделит 13,2 млрд руб., а Минкомсвязи – скромный 1,48 млрд. Средства распределятся так: на строительство наземной сети РТРС - 27,127 млрд, на развитие цифрового вещания - 13,994 млрд, создание многофункциональных спутников потребует, согласно программе, 13 млрд, распространение обязательных теле- и радиоканалов в переходный период - 19,6 млрд, создание системы перевода в «цифру» архивных материалов - 1,17 млрд, «проведение информационно-разъяснительной кампании среди населения» - 1,2 млрд, а управление реализацией программы - 279 млн руб. Все остальное должны финансировать сами исполнители, но уже из внебюджетных источников. А «индивидуальная цифровизация» (в виде покупки ресивера) ложится на плечи граждан.
 


 Замминистра связи и массовых коммуникаций Александр Жаров заявил, что у региональных каналов появляются новые возможности, новые среды вещания. Он призвал, в том числе, продавать контент. Тем каналам, которые производят не так много программ, он предложил обратиться к мобильным ТВ-вещателям – ведь им нужны «многочисленные ролики». Отрасль восприняла такое предложение с негодованием. Фактически для многих региональных каналов подобное предложение означает смерть

 
 
Первый мультиплекс был запущен в России в феврале 2010 в селе Шереметьево Хабаровского края (Вяземский район). Его пакет, по соответствующему указу Президента, включает 8 федеральных телеканалов и 3 радиостанции: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», НТВ, «Петербург-Пятый канал», «Детско-юношеский канал», сформированный из программ каналов «Бибигон», «Теленяня», ВГТРК и «Первого канала», а также «Радио России», «Маяк» и «Вести ФМ». Изначально говорилось о 20, а то и 24 каналах – но внезапно подвела неспокойная экономическая обстановка. Кажется, подобным образом в России каждый раз оказывается неожиданностью снег зимой. К слову, много говорится о том, что список каналов, которым было уготовано попадание в первый мультиплекс, был составлен еще в конце 2008 года.
Теперь оставшиеся в стороне от глобальных процессов каналы будут оцифровывать постепенно. Очевидно, они «переедут» во второй и третий мультиплексы. Какие именно каналы будут включены в эти мультиплексы - пока неясно, Национальная ассоциация телерадиовещателей никак не придет к общему мнению, а периодически советы дают властные структуры. Обсуждения ведутся, перерастают в дискуссии и, хотя пока до драки дело не дошло, но предложения «уняться» уже, кажется, звучат…
 
Потеря или приобретение?
 
Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев на расширенном заседании Коллегии Минкомсвязи торжественно заявил: «В первой очереди строительства уже в нынешнем году сети цифрового телевещания будут созданы в 12 регионах. С декабря 2009 года ФГУП «Космическая связь» приступило к распространению программ первого мультиплекса на вещательные зоны «А» и «Б» (Сибирь и Дальний Восток) в стандарте MPEG4. Не забываем и про западные границы. С опережением графика и при финансовом участии региональных властей в девятом году началась цифровизация телевещания в Калининграде, Ленинградской области».
 


Операторы DVB-H и IPTV, уже заявили о готовности сотрудничать с региональными каналами. Они готовы покупать контент, но тут, во-первых, появляется серьезная конкуренция, а во-вторых, явно неравноценны перспективы вещания через мультиплекс и через, скажем, спутниковые каналы

 
Руководитель информационно-аналитического центра Национальной ассоциации телерадиовещателей Владимир Лившиц в то же время предложил включить в первый мультиплекс еще один канал, настаивая, что «это решило бы многие проблемы регионального вещания». Тем не менее, позицию министерства мы знаем.
Сергей Захаров, старший аналитик ИФК «Алемар», уверен, что это единственный логичный вариант развития цифрового телерадиовещания: «Можно рассуждать о преимуществах и недостатках подобного подхода, но альтернативы я не вижу. Региональных компаний очень много, учитывая масштабы страны. Все «запихнуть» в мультиплекс, естественно, нереально: очень сложно проводить оценку и определять, какие же каналы более достойны этого. Государство проводит жесткую, но справедливую политику, обозначает своего рода ограничительную линию, деля вещателей на федеральных и нефедеральных». Как подчеркивает эксперт, программа цифровизации России и так затянулась, а подробный разбор касательно компаний оттянул бы ее реализацию на еще больший срок.
Александр Жаров вполне логично напомнил о падении рекламных бюджетов: прогноз Минкомсвязи по поводу объема рынка ТВ-рекламы в 2010 году снизился с $6 млрд до $5,5 млрд (2009 год показал цифру $5 млрд). Рост ТВ в прошлом году (с 50% до 56% на рекламном рынке) он назвал лишь формальным – за счет многочисленных демпингов. То есть, проще говоря, г-н Жаров завел речь о неприбыльности затеи попасть в мультиплекс.
Операторы DVB-H и IPTV, тем временем, уже заявили о готовности сотрудничать с региональными каналами. Они готовы покупать контент, но тут, во-первых, появляется серьезная конкуренция, а во-вторых, явно неравноценны перспективы вещания через мультиплекс и через, скажем, спутниковые каналы.
Первый фактор – от извечной проблемы нехватки частот (как бы их ни расчищали), и касается это, прежде всего, кабельных каналов.
«Хотим обратить внимание, что частотный ресурс мобильного телевидения DVB-H ограничен, - отмечает Денис Лобанов, управляющий директор ЗАО «Акадо-Столица». - Так, сегодня операторы мобильного телевидения предоставляют абонентам возможность просмотра только 15 наиболее востребованных телеканалов. Также возникает большой вопрос по нормативной базе к инициативе, высказанной Минкомвязи».
Может развернуться серьезная борьба, какой не видал ни один мультиплекс. Но здесь есть и плюс: в погоне за таким партнерством каналы будут неизбежно улучшать качество контента (только финансовыми преимуществами тут все не решишь) – таким образом, регионального контента станет «меньше, да лучше».
IPTV – кажется, более доступный вариант, но нужно оговориться, что пока еще эта сфера не так развита, и придется подождать еще лет 5 до того момента, когда сетевое интерактивное телевидение действительно широко распространится. Тем не менее, у самих компаний, занимающихся IPTV, интерес к регионалам есть. «Уже сейчас кабельные операторы активно сотрудничают с региональными и районными телеканалами в части предоставления возможности для их трансляции в местной кабельной сети. Например, в сети «Акадо» доступны местные районные и окружные телеканалы в зависимости от места жительства абонента. – рассказывает Денис Лобанов.
Контент каналов станет качественнее – во всяком случае, такое требование будет предъявлять к нему изменившийся рынок, уверен Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»: «Компании будут вынуждены более активно конкурировать за внимание зрителя. Какими средствами – пока не известно, но контент у них должен быть таким, чтобы потребитель в регионах проявил интерес и преодолел барьеры на пути к просмотру. Например, приобрел бы мобильное устройство, способное принимать вещание в формате DVB-H или подключил IPTV, предварительно обеспечив себе соответствующую домашнюю инфраструктуру». Это, безусловно, плюс – для тех компаний, которые сумеют приспособиться к новым условиям (впрочем, не это ли главное при ведении бизнеса?).
 
Заевшая кнопка «пуск»
 
«Проекты мультиплексов на федеральном уровне вполне обоснованы, однако их последствия для регионального рынка могут быть серьезными. Особенно в ряде регионов, где динамика данного рынка низка», - заявляет Игорь Чесноков. Действительно, конечный зритель может пострадать, поскольку, если раньше он смотрел худо-бедно сделанные, но местные новости, теперь его обрекают на отсутствие локального ТВ – в том случае, если он не станет счастливым обладателем цифровой приставки.
Тут в дело вступает уже не теория, а практика. Теория – что каждый житель России к 2015 году будет иметь ресивер и смотреть цифровые каналы без каких-либо препятствий и в отличном качестве (к слову, пока что частот под цифровое ТВ отдается не так много, и качество как раз может пострадать, но это предмет для отдельного обсуждения). Практика будет обусловлена цифрами, точнее, ценами. Если изначально говорилось о том, что приставка будет стоить до 1,5 тыс. руб., то недавно Игорь Щеголев назвал цену 8 тыс. Ставки растут? Тогда появляется вопрос, кто же станет пользователями нового оцифрованного ТВ- и радиоконтента? Явно не бабушки из сел. Собственно, дело не только и не столько в цене, сколько в том, что им этот самый «качественный контент» не очень-то и нужен. Ждать смены поколений и движения прогресса, конечно можно, но подождать придется дольше, чем до 2015 года.
Кстати, об ожиданиях: программа цифровизации предполагает параллельное цифровое и аналоговое вещание до 2015 года. А после «цифра» должна вытеснить своего более старого собрата, но только в том случае, если у 95% населения будут средства приема цифрового сигнала. Возникает подозрение, что эта ФЦП, как и многие другие, займет чуть больше времени, чем ожидалось.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов