24 мая '10
«Священная корова» МТС
Продвижение Sistema Shyam Teleservices
Когда сотовые операторы увидели, что традиционные европейские рынки насыщаются, они, вполне логичным образом, начали искать новые способы заработка. Относить ли Россию к Европе – вопрос, конечно, трудный (прямо скажем, извечный) – тем не менее, российские компании в один прекрасный момент обратили свой взор на Восток. В частности – на Индию. Именно там один из самых успешных операторов РФ – МТС – развивает бизнес с помощью компании Sistema Shyam Teleservices, причем, как показывают последние события, действительно небезуспешно.
Go East!
В середине мая 2010 года в российских СМИ появилась новость о том, что индийская компания Sistema Shyam Teleservices Ltd. (SSTL) – дочерняя структура АФК «Система», которая представляет в государстве бренд MTS - запустила в штате Андхра-Прадеш (он же – одноименный телекоммуникационный округ). Для МТС это означало следующее: завершен охват четырех штатов южной Индии. Таким образом, стратегия индийской экспансии, некогда начатой АФК «Система», оправдывает себя. Предполагается, что к концу 2012 года общее число абонентов в Бангладеш, Камбодже, Индии, Лаосе, Индонезии, Пакистане, Шри-Ланке и Вьетнаме превысит 1,06 млрд чел.
Sistema Shyam Teleservices Ltd.появилась в 1998 г. под названием Shyam Telelink Ltd. Как детище АФК «Система» (обладает 73,71 % акций) и индийской компании Shyam (23,79 % акций). В 2000 году она развернула деятельность в штате Раджастан. В марте 2008 года Sistema Shyam TeleServices получила универсальную пан-индийскую лицензию на предоставление услуг мобильной связи. В Индии сегодня существует 22 телекоммуникационных округа и 28 административных штатов – на этих территориях компания имеет частоты (также к зоне распространения относятся 7 союзных территорий Индии). Бренд MTS Sistema Shyam Teleservices стала использовать с марта 2009 года - после подписания в декабре 2008 года соглашения с МТС. После этого, в свою очередь, BRANDZа Financial Times и Millward Brown включили бренд МТС в сотню лидеров роста среди мировых операторов.
Индия – активно развивающееся государство, где все большее значение имеют новые технологии. Регион воспринимается как весьма перспективный не только сотовыми операторами. Инвестиции в высокотехнологичный сектор привели к формированию технопарков, самый яркий пример – Бангалор, специалисты которого ценятся на мировых рынках. Постоянно растет как количество абонентов, так и, что логично, объемы запущенного не так уж давно производства сотовых телефонов.
Штаб-квартира Sistema Shyam TeleServices также расположена в городе-кластере высокотехнологических компаний Гургаоне (окрестности Дели). Здание, в котором она находится, совмещает функции корпоративного офиса и технологического центра. Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании Direct INFO, заявляет, что Юго-Восточная Азия и, в частности, Индия, интересна для российских сотовых компаий: «С одной стороны, на индийском рынке ARPU довольно низкий, но при этом сам рынок – один из крупнейших в мире, там много абонентов. К тому же, он перспективен. «Система» развивается там и при должных инвестициях будет продолжать весьма успешно. Прежде всего, интересны с этой точки зрения сегменты мобильной связи и мобильного Интернета (пока он там плохой)».
Регион воспринимается как весьма перспективный не только сотовыми операторами. Инвестиции в высокотехнологичный сектор привели к формированию технопарков, самый яркий пример – Бангалор, специалисты которого ценятся на мировых рынках
Потенциал Индии отмечает и Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»: «При населении 1,1 млрд человек уровень проникновения сотовой связи не превышает 18%. Потенциал рынка понятен, и при условии реализации гибкой, и соответствующей региональной специфике ценовой политики, открываются широкие перспективы».
Рынки Европы уже «насытились» сотовой связью. Об этом представители рынка говорят давно. Если в 2008 и даже начале 2009 года компании еще могли стремиться на восточноевропейские территории, то теперь они видят в этом все меньше смысла.
В интересах государства
В марте 2009 года стало известно, что государство может стать совладельцем SSTS, купив 20% акций компании. В сентябре появилась информация, что российское правительство собирается завершить сделку по покупке до конца года. Предполагалось, что покупку доли профинансирует «Внешэкономбанк».
Схема была такова: государство выкупает допэмиссию SSTL, на что из федерального бюджета собирались выделить 23,7 млрд руб. Сделка должна была стать шагом по урегулированию внешнего долга Индии перед Россией. Схема, озвученная в сентябре, предполагала, что через 5 лет «Система» вернет акции SSTL, выплатив «Внешэкономбанку» $680 млн плюс 9% годовых.
Рассматривался и вариант проведения допэмиссии, но здесь возникало противоречие с местным законодательством. Дело в том, что, согласно нормативной базе Индии, нерезеденты не могут владеть более 75% акций индийских компаний.
В декабре 2009 года АФК «Система» одобрила допэмиссию SSTL в пользу Росимущества. На внеочередном собрании АФК было решено дополнительно выпустить и разместить 662 745 100 акций (19,8%) в пользу Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ по цене 49,31 рупии за акцию. Общий объем допэмиссии в пользу Росимущества, таким образом, - 32,7 млрд рупий (около $700 млн).
Еще год назад о возможности выхода на рынок Индии говорили и другие компании. Точнее, говорили об интересе к Азии (который вполне подтвердился дальнейшими действиями). Но тот же «Вымпелком», которому тоже прочили будущее в стране, так и не решился на бросок
Полученные средства «Система», как было заявлено, будет использовать для развития сети и расширения присутствия SSTL. Также до 228 549 900 акций компании (6,8%) номинальной стоимостью 10 рупий каждая разместили в пользу индийских акционеров SSTL: Intell Invofin India, A.T.Invofin India и Cellphone Credit & Securities India.
Тогда многие предостерегали компанию от потенциальных рисков, связанных с проведением допэмиссии. Говорилось о том, что это может принести результаты в долгосрочной перспективе. Как бы то ни было, сегодня мы видим если и не бурное, то устойчивое поступательное развитие компании.
Государство все еще планирует стать совладельцем SSTL (чего до сих пор не произошло), но теперь уже, возможно, по иной цене. Оценка была проведена компанией «Аверс» еще на 1 июля 2009 года (и тогда общая цена составила в $3,13 млрд). Срок действия такой оценки – полгода. Росимущество попросило «Аверс» провести оценку заново, пересмотрев стоимость компании с учетом рыночной конъюнктуры.
Все побежали?..
Еще год назад о возможности выхода на рынок Индии говорили и другие компании. Точнее, говорили об интересе к Азии (который вполне подтвердился дальнейшими действиями). Но тот же «Вымпелком», которому тоже прочили будущее в стране, так и не решился на бросок. Тем не менее, можно говорить, что в иные страны Юго-Восточной Азии (и не только; скажем, то же касается Африки) операторы действительно весьма активно продвигаются. Причем методы «атаки» - совсем не обязательно прямые.
Игорь Чесноков отметил: «В отношении российских игроков, интересующихся данным рынком, следует отметить определенное изменение тенденций. Экспансия осуществляется преимущественно посредством инвестиционной деятельности. В частности, известно, Altimo ведет переговоры о покупке пакета акций индийского сотового оператора Hutchison Essar. Сохраняется вероятность того, что данным направлением заинтересуются и другие российские инвестиционные структуры соответствующего масштаба».
Андрей Клапко, аналитик «Пробизнесбанка», добавляет: «Перспективы «Системы» на рынке Индии выглядят довольно неплохо, однако остальным российским компаниям войти на этот рынок будет непросто: для этого, скорее всего, придется покупать существующего игрока с лицензиями».
«Что касается ставки на CDMA, то на данный момент она обоснована. Однако на длительном интервале (около 5 лет) действия проекта этот выбор уже не выглядит столь убедительным, так как придется конкурировать со стремительно набирающим обороты WiMAX. – уверен Дмитрий Уголков, заместитель генерального директора по исследованиям и маркетингу CIG.
На данный момент МТС вполне успешно продвигается в регионе, и пока не видно причин для преломления тенденции. С учетом роста высокотехнологичных производств, впрочем, можно предположить, что рынок, на который ориентируется SSTL, действительно снизит обороты. Тем не менее, учитывая, что оператор укрепляется в Индии, а остальные игроки фактически не препятствуют активному его продвижению, стоит говорить, что свою нишу он уже занял – тем более, новые территории МТС пока осваивает не так охотно и, по всей видимости, первым делом старается сохранить имеющуюся базу.