20 мая '10
Региональные каналы не попадут во второй мультиплекс
Минкомсвязи советует региональным теле- и радиоканалам в ходе цифровизации перенести вещание в кабельные или спутниковые сети. Заместитель главы ведомства Александр Жаров предложил регионалам оставить идею попасть во второй или третий цифровой мультиплекс. Об этом он заявил на заседании «Цифрового альянса России», который прошел в рамках выставки «Связь-Экспокомм-2010». Минкомсвязи предлагает им вещать с помощью сетей DVB-H и IPTV. При этом подчеркиваются ограниченные объемы контента, который производят эти каналы, - его, по словам представителей министерства, они могут продавать.
Напомним, что список теле- и радиоканалов, которые попадут в первый мультиплекс, был определен в конце 2008 года. В конце 2009 года Национальная ассоциация телерадиовещателей составила перечень телеканалов, которые войдут во второй и третий мультиплекс. Тем не менее, по этому вопросу существуют разногласия, в частности, касающиеся региональных каналов.
Отраслевые аналитики отмечают, что включение хотя бы одного канала в мультиплекс было бы логичным, ведь иначе регионы рискуют потерять местный контент. Наиболее перспективным для региональных вещателей представляется сегмент IPTV, но он еще недостаточно развит и, очевидно, до серьезных перемен придется подождать около 5 лет. Кабельное и спутниковое телевидение – менее возможный вариант, поскольку здесь операторы менее заинтересованы в сотрудничестве из-за малого количества свободных частот.
Регионалы будут вынуждены повышать качество контента, поскольку повысится конкуренция, в случае, если они не будут включены в мультиплексы. Некоторые специалисты подчеркивают, что изначально это планировалось сделать. Возможно, более логично было бы включать региональные компании на конкурсной основе.
Эксклюзивные комментарии:
Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние
«На мой взгляд, подобное решение Минкомсвязи может быть следствие одной из двух причин. Либо ведомство приняло его без предварительных консультаций и, следовательно, без тщательной подготовки, либо речь здесь может идти о лоббировании чьих-то конкретных интересов (понятно, что мест на всех не хватает, и «посторонним компаниям» приходится отказывать). Для региональных рынков это будет весьма неприятно, поскольку проникновение кабельного и спутникового телевидения в российских регионах невелико. Соответственно, многие приверженцы местных каналов потеряют возможность смотреть любимые передачи, а сами каналы лишатся значительной части аудитории, что повлечет за собой снижение рекламной выручки. Что касается решения региональных каналов об их дальнейших действиях, но, мне кажется, у них выбор невелик - либо биться с чиновниками, либо уходить в сеть, создавая конкуренцию уже существующим там каналам».
Елена Крылова, аналитик
iKS-Consulting
«Первоначально предполагался, на мой взгляд, более верный подход: во второй мультиплекс хотели включить по одному региональному каналу. У IPTV в стране практически нет абонентов, и у кабельных сетей не такое большое проникновение. К тому же, для кабельных каналов не столь привлекателен контент, который производят регионалы: они покупают наиболее рейтинговое. В США, скажем, очень развито региональное телевидение, и жители городов имеют доступ к местным новостям. Другое дело, что российские каналы не очень развиты по части контента (его довольно мало), но они должны развиваться. Стоит помнить, что в стране существует не только Москва, и нужен локальный контент. Забота о региональном ТВ выполняет также очень важную социальную функцию. Включение в мультиплекс могло бы дать дополнительную мотивацию – скажем, есть возможность проведения конкурсов, что повышало бы качество продукта».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«Минкомсвязи проще отправить каналы в IPTV, чем «отбиваться» от них из-за вопроса включения в мультиплекс. За IPTV – будущее, но это будущее 3-5 лет. По некоторым прогнозам, в 2012-2014 годах телевизионные приставки будут поддерживать формат вещания IPTV. Войти в пакеты спутникового вещания для региональных каналов – проблема. Здесь есть серьезная конкуренция, обусловленная ограниченным частотным ресурсом. И за это придется платить. Для регионалов сейчас не лучшие времена. «Кусок пирога», который у них был, может исчезнуть. Большинство каналов не обладают достаточной базой, чтобы создавать популярные передачи (основная часть эфира многих каналов - ретрансляция «центральных» программ). Безусловно, для вещателей это потеря денег и аудитории. Главный путь сейчас – развитие контентной составляющей бизнеса. Тут возможно и влияние лоббистского фактора: часто для региональных администраций местные каналы – это «рупор», и они не хотят его терять».