18 мая '10
Финансы повторят судьбу автопрома?
В России разрабатывается национальная платежная система
В настоящий момент создание национальной платежной системы является одним из стратегических проектов правительства, возглавляемого Дмитрием Медведевым. Президент неоднократно высказывался относительно важности создания подобной структуры. Мы можем выделить три основных фактора, которые говорят в пользу создания национальной платежной системы. Во-первых, увеличение доли безналичных платежей, несомненно, позволит сделать более прозрачной саму систему платежей и при удачной реализации значительно упростит процесс оплаты услуг. Во-вторых, позволит снизить влияние «человеческого фактора». В-третьих, создание национальной платежной системы является стратегической задачей. По нашему мнению, именно этот фактор объясняет заинтересованность политической элиты России в создании системы в столь сжатые сроки. Действительно, огромная страна с девятью часовыми поясами должна быть самодостаточна. И стабильное обращение денежных средств является одним из неотъемлемых условий работы механизма самодостаточности.
В настоящий момент в России, по мнению некоторых представителей политической элиты, существует ряд банков, способных удовлетворить потребности основной массы населения и сравнимых по оборотам с крупными иностранными аналогами. Граждан стимулируют хранить деньги в финансовых институтах с российским капиталом и учредителями, так или иначе представляющими интересы страны. В то же время, по различным оценкам, 75-85% безналичных платежей проводятся посредством иностранных операторов, в первую очередь Visa International и MasterCard International. Карты данных компаний вполне успешно удовлетворяют потребности населения как средство проведения платежей, получения кредитов или перемещения денежных средств за границу. В то же время, наличие иностранных операторов бесплатных дебетных карт, несмотря на ограниченное количество сервисов, а также невысокий уровень безопасности по сравнению с остальными предложениями, позволяет использовать их в качестве карты для широких масс, используемой для начисления, например, зарплаты или стипендии.
Суть национальной платежной системы фактически отвергает возможность использования карт за границей, что уже является значительной преференцией для Visa и MasterCard. Кроме того, весомым преимуществом иностранных операторов является всемирная известность и авторитет бренда, что в нашей стране нередко играет решающую роль в вопросах, связанных с вложением и обращением денег, в то время, как к малораскрученным отечественным операторам потребители относятся с недоверием.
Симбиоз банков и сотовых операторов был бы весьма интересным развитием национальной платежной системы. Внушительную абонентскую базу, а также необходимую инфраструктуру для проведения микроплатежей в настоящее время имеют как все члены «большой тройки» сотовых операторов, так и потенциально компании «Связьинвеста». Однако в структуре выручки сотовых операторов доходы от оказания услуг оплаты посредством абонентского счета через мобильный телефон имеют несущественную долю, поскольку пользуется данными возможностями весьма ограниченное количество абонентов
Тем не менее, сегодня в России действует ряд отечественных платежных систем. Лидером является система «Сберкарт», одним из учредителей которой, согласно базе данных СПАРК, является «Сбербанк» России. Тем не менее, несмотря на свою долю безналичных платежей, оцениваемую порядка 7-9%, данная компания, согласно последней опубликованной отчетности, в 2008 г. принесла акционерам убыток порядка $2,5 млн. Очевидно, что при сохранении нынешнего положения дел, доля рынка отечественных платежных систем, вероятнее всего, будет сокращаться.
Для того, чтобы заинтересовать банки, которые служат платформой для существования платежных систем, и потребителей, национальной платежной системе будет необходимо завоевать значительную долю рынка. В то же время, для того, чтобы ее завоевать, в первую очередь, платежная система должна будет предложить потребителю либо какие-то новые возможности, либо возможности, имеющиеся у иностранных аналогов, но по меньшей цене. Проблема раскрученности бренда при столь явно оглашаемом государственном интересе отходит на второй план.
Сразу отметим, что считаем идею создания национальной платежной системы весьма перспективной и плодотворной. Однако реализация подобного проекта должна быть идеальной.
Идеальной (и, возможно, находящейся в умах чиновников) была бы такая реализация проекта, при которой, клиент любого банка, пользующийся национальной платежной системой, мог беспрепятственно произвести оплату любых товаров или услуг либо посредством карты, либо посредством мобильного телефона/мобильного офиса, а также осуществить перевод денежных средств другому человеку, хотя бы внутри страны. Во многом поэтому вызывают опасения те темпы, с которыми проходит подготовка законопроекта. Для реализации идеи в подобном ключе необходима подготовка и взаимоувязка значительного количества нормативных документов. Кроме того, не вызывающая сомнения технологическая отсталость банков на сегодняшний день не позволяет реализовать данные планы.
В настоящее время планируется выдача поголовно всему населению пластиковых карт национальной платежной системы. Одной из основных отличительных черт этих карт будет являться наличие на них информации о данных пользователя, которая может быть использована для оформления различных документов. В то же время, для потребителя одним из основных стимулов для того, чтобы воспользоваться картой национальной платежной системы, будет являться возможность осуществления посредством карты различных платежей, таких как налоги, коммунальные платежи, даже штрафы ГИБДД. При этом отметим, что даже для реализации подобной «программы минимум» потребуются внушительные инвестиции, необходимые хотя бы для обеспечения считываемости зашифрованных личных данных платежным терминалом при условии обеспечения необходимого уровня безопасности.
Вероятно, на первом этапе, процесс создания национальной платежной системы будет проходить за счет ресурсов крупных банков с государственным участием, в первую очередь это «Сбербанк», широта охвата офисами которого территории страны пока не достижима для конкурентов. Да и дороговизной введения подобной системы объясняется необходимость привлечения мощной структуры.
При идеальном развитии технологической базы вкупе с фронтальным обеспечением платежными картами населения появится серьезный интерес у средних и мелких банков, являющихся необходимым звеном для продвижения системы. Интерес в первую очередь будет связан с тем, что за счет начисления заработной платы на вновь выданные карты национальной платежной системы, наращивания оборота безналичных средств, в условиях растущей экономики вероятен выход на новый уровень процесса кредитования. Недаром коммерческие банки и сегодня весьма заинтересованы в привлечении корпоративных клиентов, перечисляющих на счета банка зарплату сотрудников. На счетах банков появятся дополнительные средства, которые могут быть использованы для выдачи коротких кредитов. Поскольку процентные ставки при таких кредитах самые высокие, банки сумеют значительно нарастить процентную маржу.
Как известно, закон должен был быть внесенным в правительство 1 апреля 2009 г. Тем не менее, из-за отсутствия единой позиции у Минфина и Центробанка по ряду вопросов рассмотрение законопроекта перенесено еще на полгода. Чем воспользовались сотовые операторы, в частности МТС, заявившие о своем желании участвовать в программе, в то время как ранее законопроект не предусматривал участия сотовых операторов.
При должном уровне технологической базы, любые операции возможно совершать посредством списания средств с абонентского счета, набрав, например, номер на мобильном телефоне. Возможно даже объединение банковского счета и мобильного. В этом случае роль сотового оператора возрастет в разы и, несомненно, заинтересованы в участии будут все, работающие на территории России, сотовые операторы
Действительно, симбиоз банков и сотовых операторов был бы весьма интересным развитием национальной платежной системы. Внушительную абонентскую базу, а также необходимую инфраструктуру для проведения микроплатежей в настоящее время имеют как все члены «большой тройки» сотовых операторов, так и потенциально компании «Связьинвеста». Более того, отметим, что «Мегафон» и «Вымпелком» уже несколько лет предлагают абонентам возможность оплаты различных услуг - от коммунальных платежей до покупки билетов на культурно-массовые мероприятия за счет средств, находящихся непосредственно на абонентском счете. Однако стоит упомянуть, что на финансовые результаты компаний деятельность в рассматриваемом направлении не оказывает значительного влияния. В структуре выручки сотовых операторов доходы от оказания услуг оплаты посредством абонентского счета через мобильный телефон имеют несущественную долю, поскольку пользуется данными возможностями весьма ограниченное количество абонентов. Объясняется это в первую очередь либо сложностями с проведением платежа, либо высокой комиссией. В связи с этим, электронные платежи ранее рассматривались в первую очередь как маркетинговый продукт, попытка не отстать от западных тенденций.
После принятия закона, при должном продвижении, а также максимальном упрощении осуществления платежей, доля услуг, оплачиваемых посредством мобильного телефона, несомненно, вырастет. Тем не менее, в любом случае, при отсутствии технологической базы, которое будет сдерживать развитие мобильных платежей, основным фактором, влияющим на количество пользователей услуги, будет являться размер комиссии. Логика в данном случае проста: суммы, уплачиваемые ежемесячно в качестве коммунальных платежей значительно выше средней суммы, находящейся на балансе абонента в течение месяца. Таким образом, основная часть потребителей будет оплачивать услуги посредством мобильного телефона только при условии более выгодных условий оплаты, нежели традиционными методами. К примеру, при оплате коммунальных услуг в офисе «Сбербанка» взимается комиссия в размере 3% от суммы платежа. Таким образом, при оплате с мобильного телефона комиссия непременно должна быть ниже, либо отсутствовать вообще. В любом случае, для поддержания рентабельности направления, кому-то необходимо компенсировать разницу.
С одной стороны, логичным выглядит решение о приобщении к государственной программе четвертого оператора, также государственного «Связьинвеста». Однако, проходящая становление компания, в любом случае потребует значительных финансовых вливаний. Соответственно потребуется и компенсация, описанная выше, и осуществляться она будет за счет государственных средств. Поэтому довольно логичным выглядит решение обратить внимание на компании «большой тройки». Статус участника государственной программы, позволит любой из этих компаний приблизиться к населению, что, несомненно, покроет для акционеров потери в рентабельности по данному направлению.
При описанном выше идеальном варианте реализации идеи, при возможном привлечении к участию в программе сотового оператора, его роль может стать значительно более весомой. При должном уровне технологической базы, любые операции возможно совершать посредством списания средств с абонентского счета, набрав, например, номер на мобильном телефоне. Возможно даже объединение банковского счета и мобильного. В этом случае роль сотового оператора возрастет в разы и, несомненно, заинтересованы в участии будут все, работающие на территории России, сотовые операторы.
В заключение отметим, что, к сожалению, в России всегда рождалось множество интересных и правильных идей. Вот только иногда от спешки, иногда от отсутствия должного финансирования, а иногда и попросту от русского «авось», реализация этих идей оставляла желать лучшего. Так и здесь: рассмотренный нами идеальный вариант, безусловно, хорош, выгоден как простым потребителям, так и организаторам. Но, вероятнее всего, нас ждет унылая борьба национальной платежной системы за хотя бы 30-40% рынка безналичных платежей, осуществляемая за счет вливания денег сверху, и полное отсутствие конструктивных планов модернизации. Не правда ли, что-то напоминает? Может быть, автопром?..