12 мая '10

Расчищая диапазон


Анна Зайцева

УК «Финам Менеджмент», аналитик

Конверсия движется медленно, но… верно?

 
12 ноября прошлого года в своем послании, адресованном Федеральному собранию Российской Федерации, Президент России Дмитрий Медведев заявил, что развитие телекоммуникаций – один из приоритетов государства в деле модернизации общества и развития экономики. Одним из самых важных вопросов в этой сфере, которые необходимо решить, является расчистка частот, которые пока что заняты преимущественно силовыми структурами. Начало конверсии действительно было заявлено и, вроде бы, шло бойкими темпами. Но сначала почти единственным победителем конкурсов от Роскомнадзора оказывается госхолдинг «Связьинвест», затем и он выясняет, что расчистка «конкурсных» частот еще не закончена. Что же происходит в деле конверсии сегодня?
 
Конверсия радиочастот
 
Развитие телекоммуникаций, в частности сетей четвертого поколения, предполагает не только строительство самих сетей, но и их эксплуатацию операторами связи. Как известно, эксплуатация невозможна без получения соответствующих лицензий на оказание услуг связи на определенных радиочастотах. И если со строительством сетей, как правило, не возникает особых проблем (каждый оператор решает этот вопрос самостоятельно), то с частотами порой возникают достаточно серьезные проблемы. Дело заключается в том, что мобильная связь поддерживается лишь на определенных участках спектра, и зачастую эти участки задействованы спецслужбами или другими госораганами для удовлетворения собственных нужд. Примечательно, что в гражданском и совместном пользовании находится лишь малая часть частот, тогда как в ведении государства находится подавляющая их часть.
Таким образом, для организации гражданской связи практически всегда бывает необходимо выведение радиочастот из военного или государственного фонда и их перевод в категорию гражданских. Вопросы относительно радиочастот в России находятся в ведении специального ведомства – Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ).
 
«Получить дефицитный ресурс, который позволяет развивать сети 4G, у независимых операторов сотовой связи, в числе которых «Tele2 Россия», «Мегафон» и МТС, практически не было шансов, поскольку условия конкурсов Минкомсвязи были составлены явно в интересах «Связьинвеста»
 
Особую роль для развития сетей четвертого поколения имеют частоты в диапазонах 0,7-0,9 ГГц, 1,8-2,1 ГГц, 2,3-2,4 ГГц и 2,5-2,6 ГГц. Еще в 2008 году ГКРЧ разрешила использование для гражданских нужд частот в диапазоне 2,3-2,4 ГГц, на которых, в частности, могут работать сети беспроводного широкополосного доступа WiMAX. В Минкомсвязи рассказали, что ГКРЧ провела исследование, по результатам которого выяснилось, что можно освободить часть указанного спектра для гражданских нужд (ранее этот диапазон использовался только для средств спецсвязи). Итак, формальные предпосылки для «демилитаризации» частот были созданы, и процесс перешел в фазу активных действий – дело оставалось, казалось бы, за малым, но здесь-то и возникли основные трудности, которые, как оказалось, внесли серьезные коррективы в процесс.
 
В этой игре побеждают свои
Процесс конверсии частот шел достаточно медленно – прошло около года после заявления представителей ГКРЧ о готовности провести конверсию частот, а официально частоты были выставлены на конкурс лишь в августе 2009 г. Сам конкурс проходил в феврале-марте 2010 года, состоял из 4 этапов и, в конечном итоге, обернулся скандалом.
Еще во время объявления конкурса многие игроки на рынке, претендовавшие на частоты, говорили о том, что условия конкурса неодинаково справедливы для всех и, по всей видимости, прописаны под конкретного оператора. Тем не менее, участников было немало: «дочки» «Связьинвеста», ряд региональных операторов, а также сотовые компании Tele2, МТС и «Мегафон». «Вымпелком» отказался от участия в конкурсе, сославшись на то, что условия конкурса изначально прописаны под технологию WiMAX, что неинтересно компании (напомним, что официальная позиция Минкомсвязи несколько иная - победитель конкурсов на частоты может развивать любую технологию 4G - как мобильный WiMAX, так и LTE).
Окончательные итоги конкурсного отбора были подведены в начале марта этого года. Оказалось, что дочерние компании «Связьинвеста» выиграли 39 из 40 лицензий на услуги мобильного широкополосного Интернета в частотном диапазоне 2,3-2,4 ГГц. Получить дефицитный ресурс, который позволяет развивать сети 4G, у независимых операторов сотовой связи, в числе которых «Tele2 Россия», «Мегафон» и МТС, практически не было шансов, поскольку условия конкурсов Минкомсвязи были составлены явно в интересах «Связьинвеста».
Единственную не доставшуюся «Связьинвесту» лицензию (на работу в Чеченской республике) выиграл местный оператор «Вайнах телеком». На наш взгляд, это обстоятельство – чистая формальность юридического характера, которая была соблюдена лишь для того, чтобы «Связьинвест» не оказался единственным победителем конкурсов.
Что касается решения органов, ответственных за распределение частот, то объяснение было таким, что преимущество отдавалось тем операторам, которые не имеют действующей лицензии на оказание услуг в сетях 3G. Наличие же такой лицензии автоматически означало списание баллов, в то время как за наличие сети таксофонной связи баллы, наоборот, добавлялись. Но более всего участников конкурса возмутило требование госорганов строить сети на российском оборудовании (в России в настоящее время есть лишь один такой производитель), что явно свидетельствует о не совсем беспристрастном подходе регулятора к конкурсам.
Несмотря на несогласие с итогами конкурсов и откровенное разочарование большинства их участников, решение было принято, и оспаривать его не имело никакого смысла, о чем и заявили Tele2 и «Мегафон». Другие операторы предпочти сохранить лицо и отреагировать молчанием. Таким образом, мы считаем, что конкурсы были проведены формально, а решение госорганов было вполне предсказуемо – государство перераспределило частоты в пользу самого себя. Нам не совсем понятно, с какой целью проводились конкурсы, ведь перераспределение спектра между госструктурами можно было провести и на внеконкурсной основе. Понятно лишь одно – решение полностью находится в рамках задачи правительства по созданию на базе «Ростелекома» «национального чемпиона» – лидера российской телекоммуникационной отрасли. Однако конечный результат от этого не меняется. Он такой, какой он есть: по факту ничто не изменилось, и теперь, как и прежде, в России 90% спектра так и находятся в ведении государства.
Согласно лицензионным условиям, победители конкурсов (фактически компании госхолдинга «Связьинвест») должны запустить коммерческие сети в течение полутора лет. Что касается конкретных параметров сетей и ряда других технических вопросов, как то выбор поставщика оборудования и конкретных сроков начала строительства, ввода сетей в эксплуатацию и т.д., то окончательного решения по этим вопросам «Связьинвест» еще принял. На наш взгляд, здесь нет ничего предосудительного, поскольку у холдинга еще есть неплохой запас времени. Мы считаем, что «Связьинвест» сможет выдержать необходимые сроки, и до судебных разбирательствах об отзыве лицензий (как это было с некоторыми другими операторами связи) дело вряд ли дойдет.
 
«Не совсем понятно, что делать в том случае, если оператор, оплативший расчистку частот, не выиграет конкурс на лицензию, которая позволяла бы ему оперировать на этих частотах. Представляется неочевидным, почему ВЭБ должен заниматься финансированием проекта и почему операторы не могут напрямую нести свои расходы или почему, наконец, финансирование не может быть предоставлено непосредственно из государственного бюджета с последующей компенсацией этих расходов за счет тех операторов, которые в конечном итоге получат лицензии»
 
Что касается будущих шагов госхолдинга по развитию сетей на базе полученных лицензий, то здесь трудно прогнозировать что-либо конкретное. Опыт подсказывает, что многие первоначальные решения «Связьинвеста» (например, относительно параметров реорганизации его активов) пересматриваются уже на стадии реализации. Все же, на наш взгляд, наиболее логичным представляется развитие сетей LTE, а не WiMAX, поскольку это более «продвинутые»сети, которые способны обеспечить связь более высокого качества с одновременным достижением большей скорости передачи данных в сетях.
 
Все упирается в деньги
 
Очевидно, что в стране не должно и не может быть единственного оператора, в ведении которого находятся сети четвертого поколения. Это понимают и чиновники. Поэтому в марте 2010 г. вполне закономерно была поднята тема расчистки зон для опытного использования частот сотовой связи четвертого поколения по технологии LTE. Предполагается, что технологии LTE будут тестироваться в разных частотных диапазонах: 0,7-0,9 ГГц, 1,8-2,1 ГГц, 2,3-2,4 ГГц и 2,5-2,6 ГГц. Выбор этих спектров был предопределен двумя соображениями. Во-первых, на этих частотах уже работает большая часть существующего в мире оборудования LTE и, во-вторых, в ряде российских регионов за пределами центральной части страны эти частоты практически не используются для военных нужд.
Если с технической стороной процесса тестирования особых вопросов не возникает, то достаточно важным моментом, который многие упускают из виду, является проблема финансирования расчистки частот. В случае со «Связьинвестом» все более или менее понятно (государство в любом случае изыщет возможности, вне зависимости от того, какая госструктура будет осуществлять финансирование), но денежный вопрос в отношении частных операторов остается открытым.
Существуют разные схемы финансирования проекта. Одну из них озвучил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который оценивает общую стоимость проекта в $2,4-2,6 млрд (сами операторы приводят куда более высокую оценку – до $5 млрд). По соображениям РСПП, расчистку частот оплачивает «Внешэкономбанк» (ВЭБ), а операторы связи должны написать гарантийные письма с обязательством возместить банку все расходы после получения освободившихся частот. Такой подход вызывает, по крайней мере, два вопроса. Во-первых, нам не совсем понятно, что делать в том случае, если оператор, оплативший расчистку частот, не выиграет конкурс на лицензию, которая позволяла бы ему оперировать на этих частотах. Во-вторых, нам представляется неочевидным, почему ВЭБ должен заниматься финансированием проекта и почему операторы не могут напрямую нести свои расходы или почему, наконец, финансирование не может быть предоставлено непосредственно из государственного бюджета с последующей компенсацией этих расходов за счет тех операторов, которые в конечном итоге получат лицензии.
Другую схему предложили МТС. Эта схема базировалась на включении в игру частно-государственного партнерства. Справедливости ради отметим, что существуют и другие варианты, не менее спорные. Ясно лишь одно - обозначенные вопросы требуют достаточно детальной проработки, и без соответствующего решения госорганов дело вряд ли сможет сдвинуться с мертвой точки. Возможно, потребуется даже внесение поправок и изменений в действующее законодательство, что займет немало времени.
 
Заключение
 
Пока в бизнес-сообществе идут ожесточенные споры относительно путей дальнейшего развития телекоммуникационной отрасли, государство предпочитает занимать обособленную позицию и невозмутимо заниматься своими делами. Так, уже после окончания острой фазы борьбы за получение лицензий, в апреле этого года, государственная компания «Воентелеком», предоставляющая услуги связи российскому военному ведомству, начала второе по счету испытание радиорелейного оборудования. Испытания проводились сразу в четырех диапазонах: 7,25-7,55 ГГц, 7,9-8,4 ГГц; 10,7–11,7 ГГц и 0,39-0,645 ГГц. И речь о частотах здесь даже не шла – компания имеет право на использование весьма широкого спектра частот, несмотря на то, что не участвует в конкурсных отборах – государство обеспечивает ее всем необходимым для нормального функционирования.
У стороннего наблюдателя может невольно сложиться впечатление, что в России все ресурсы, в т.ч. и телекоммуникационные, предоставлены в неограниченное пользование спецслужбам и прочим госструктурам, тогда как частный бизнес работает «по остаточному принципу». По всей видимости, это действительно так. А поручение Президента России относительно ускоренного развития телекоммуникационной индустрии рискует быть неисполненным в срок. По факту мы отмечаем громкие декларативные заявления многочисленных чиновников, а дело с мертвой точки так и не сдвинулось...






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов