5 мая '10

«Связьинвест» выбирает дорогу


Денис Кусков

Telecomdaily, генеральный директор

 

Путь развития холдинга – пока в тумане

 
Уже десять лет идут бесчисленные разговоры о реорганизации холдинга «Связьинвест», слишком долго выбирались пути развития, обоснования - каким образом объединять активы, с чем выходить на рынки, где компания еще отсутствует, и многое другое. Сейчас госхолдинг, вроде бы, определил все возможные пути трансформации. Особое внимание в последнее время стали привлекать планы компании - глобального выхода на сотовый рынок и создания четвертого федерального оператора.
 
Само желание компании стать одним из лидеров сотового рынка России понятно. Если в сегменте фиксированной связи региональные операторы, входящие в холдинг «Связьинвест», имеют лидирующие позиции в регионах, благодаря еще остаткам «советской роскоши», в плане глобального покрытия телефонными линиями и удачно вписанными в них услугами широкополосного доступа в Интернет по технологии ADSL, то сотовые активы являются разрозненными и работают лишь в части регионов нашей необъятной Родины.
При этом рассматриваются различные пути, которые должны привести «Связьинвест» к вершинам сотового Олимпа. Это может быть слияние с какой-либо компанией из «большой тройки», приобретение ряда региональных компаний, а также создание сети на базе «Скай Линк». У каждого из этих вариантов есть свои преимущества и свои недостатки, о которых мы поговорим чуть позже, а пока сконцентрируемся на том, что есть у компании на данный момент.
Сотовые активы МРК «Связьинвест» на сегодняшний день работают в 4 федеральных округах. Сети запущены в 29 из 83 субъектов Российской Федерации. По официальной версии компании, абонентская база сотовых операторов группы «Связьинвест» в 2009 г. выросла на 4% — до 16,1 млн абонентов. Данная статистика показывает, что в 2009 г. суммарная рыночная доля сотовых активов «Связьинвеста» снизилась до 7,7% (по числу абонентов), тогда как рынок в целом вырос почти на 10%. Т.е. движение «Связьинвеста» на сегодняшний день оказалось против течения развития сотового рынка России, что не может не накладывать определенные негативные впечатления перед выходом компании на общефедеральный масштаб.
Еще больше тем для размышлений дает следующий факт: 4%-ный прирост абонентской базы «Связьинвеста» обеспечило ЗАО «Нижегородская сотовая связь», и это говорит о том, что все остальные активы не имеют серьезных позиций в регионах своего присутствия.
 
«Рассматриваются различные пути, которые должны привести «Связьинвест» к вершинам сотового Олимпа. Это может быть слияние с какой-либо компанией из «большой тройки», приобретение ряда региональных компаний, а также создание сети на базе «Скай Линк»
 
Из 14 сотовых операторов группы половина показала в 2009 г. отрицательный прирост клиентской базы. Кроме того, по итогам первых трех кварталов 2009 г. «Сибирьтелеком», «Уралсвязьинформ» и «Волгателеком» вообще зафиксировали падение доходов от сотовой связи. Данный факт свидетельствует о том, что уже сегодня у компании явно не получается конкурировать на равных не только  с «большой тройкой», но и  с Tele2.
Резюмируя вышесказанное - очевидно, что сотовый бизнес «Связьинвеста» весьма проблематичен и вряд ли сможет разом «встряхнуться» и начать приносить дивиденды, ведь оператор проигрывает рынок мобильной связи не только по абонентам, но и по финансовым показателям.
Поэтому первый вариант развития событий – создание четвертого федерального игрока на базе имеющихся активов, а по сути - консолидация активов вокруг четырех МРК, - скорее всего, не изменит ситуацию. За это говорят текущие показатели работы компаний, а также необходимость создания единой стратегии развития, общего бренда, а также организации единого роумингового пространства.
Второй вариант - это развитие лицензий, принадлежащих «Скай Линк». Это даст компании большую территорию охвата, однако данный вариант имеет много недостатков, прежде всего: ограниченное улучшение стратегической позиции и высокий риск разрушения стоимости при разворачивании сетей в новых регионах.
Если рассматривать экономические показатели, то такой вариант способен дать «Связьинвесту» не более 10% общего рынка сотовой связи России в среднесрочной (трехлетней) перспективе.
 Следующий вариант - приобретение региональных операторов. Это позволит компании предоставить чуть более интересные показатели развития, а именно претендовать на 15% общероссийского  ынка сотовой  связи. Благодаря этому компания может лишь создать игрока среднего размера, обладающего критической массой в голосовом сегменте, а также иметь неустойчивую стратегическую позицию.
Во всех перечисленных вариантах еще можно рассматривать перспективность развертывание сетей LTE, но экономический эффект это сможет принести лишь в долгосрочной перспективе, поскольку подобные сети вряд ли появятся в коммерческой эксплуатации до 2013-2014 гг.
Но, несмотря на это, полученные лицензии - хороший задел на будущее, и в данном аспекте у «Связьинвеста» есть фора по отношению к другим игрокам, правда, это пока лишь единственная фора.
В информационно-аналитическом агентстве Telecom Daily считают, например, что недавно выигранные конкурсы по WiMAX («Ростелеком» выиграл лицензии на развертывание сетей WiMAX в 38 регионах РФ, в том числе в Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском округах и на Кавказе) дают компании возможность стать крупным игроком на рынке сетей четвертого поколения, когда стандарт LTE получит одобрение регулятора.
 
«Несмотря на позитивное внутреннее видение развития компании, очень тревожным вопросом является то, как отразится выделение сотового бизнеса на стоимости самих МРК. Мнения аналитиков по этому вопросу разделились»
 
Наконец, самым идеальным вариантом является приобретение одного из операторов «большой тройки», но сами эти компании, по всей видимости, не горят желанием входить в мегахолдинг. Данный вариант развития событий позволил бы объединенной компании сразу же занять самое весомое место на рынке сотовой связи, а также в среднесрочной перспективе претендовать на 35-40% общероссийского сотового рынка. А в случае сделки с «Вымпелкомом» или МТС был бы реален выход в новые сегменты рынка, в том числе на зарубежные рынки.
Рассмотрев все эти варианты, можно оценить и возможности продуманного выбора исходя из текущей ситуации и перспектив развития. Сама компании сейчас, пока не определена стратегическая линия развития, ведет работу по объединению принадлежащих МРК сотовых активов в одно юридическое лицо.
Скорее всего, это будет сделано либо на базе «Скай Линк», либо на базе «Нижегородской сотовой связи». Предполагается, что в уставный капитал новой компании войдет как сам «Связьинвест», так и МРК, которые получат в объединенном операторе пакеты акций, пропорциональные собственным долям в сотовых активах.
Как считают в компании, «объединить сотовые активы можно было бы уже после реорганизации холдинга, но консолидировать сотовый бизнес сейчас проще, быстрее и дешевле, чем решать вопрос о доле миноритариев МРК в целом».
Теперь несколько слов скажем об акциях МРК и о том, что с ними будет после выделения сотовых активов.
Несмотря на позитивное внутреннее видение развития компании, очень тревожным вопросом является то, как отразится выделение сотового бизнеса на стоимости самих МРК. Мнения аналитиков по этому вопросу разделились. В целом логичными представляются опасения о том, что коэффициенты обмена акций МРК на бумаги реорганизованного государственного холдинга могут ухудшиться после вывода сотовых активов, поскольку «Ростелекому» терять нечего - у него сотового бизнеса нет. Однако фундаментальная стоимость МРК пострадать не должна, поскольку выкуп сотовых активов, способный кардинально снизить инвестиционную привлекательность, например, «Уралсвязьинформа», не рассматривается. Создаваемый федеральный оператор будет иметь значительный потенциал роста, что окажется на руку МРК благодаря переоценке их долей в уставном капитале в сторону повышения.
С одной стороны, идея объединения сотовых активов МРК выглядит логичной с учетом планов «Связьинвеста» по созданию федерального оператора, отмечают финансовые аналитики. С другой стороны, непонятно, когда произойдет выделение сотовых активов - до расчета коэффициента обмена акций МРК с «Ростелекомом» или после. В первом случае это может повлечь снижение стоимости МРК.
Завершая это повествование, можно  констатировать, что путей развития сотового бизнеса у госхолдинга несколько: одни позволяют стать самым сильным звеном российского рынка сотовой связи, другие позволят лишь претендовать на звание еще одного среднего игрока, но, скорее всего, такой уровень не может рассматриваться государственных холдингом как основной вариант того, что все-таки будет с компанией в ближайшем будущем.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов