22 апреля '10

Заплатки платежных систем


Михаил Черкасов

«Современные телекоммуникации России»,

Государство ужесточает контроль над электронными платежами

Рынок «нематериальных» денег попадает под все больший контроль. Дело касается и платежных систем, и непосредственно электронных денег – в любом случае, речь идет о некоем обмене валютой не в бумажном виде и электронных переводах. И, кажется, в ужесточении контроля заинтересованы вполне конкретные организации.
 
Деньги на кассу
 
В начале апреля почти треть платежных терминалов по всей стране прекратили работу. Причиной стало то, что их владельцы не успели в установленные сроки оснастить свои аппараты контрольно-кассовой техникой, а именно этого требовало обновленное законодательство. Платежные терминалы было постановлено оснастить фискальными регистраторами и зарегистрировать технику в налоговых службах. Как отмечают специалисты, результат такого требования – сокращение общего еженедельного оборота платежей на 2% (в денежном исчислении звучит более внушительно - с 1,6 до 1,57 млрд руб.).
Долю рынка платежников постепенно стали завоевывать сотовые салоны. По подсчетам «Евросети» в салоны ритейлеров попало до 60% тех денег, которые пользователи терминалов не смогли внести привычным способом. Первым делом резко вырос объем выплат за интернет-услуги, IP-телефонию и сектор ЖКХ, «Связной» также утверждает, что более чем на 100% выросло количество платежей непосредственно за сотовую связь.
Тем временем, юридически неспокойно на фронте электронных платежей. Ассоциация российских банков (АРБ) подготовила изменения к проекту «О национальной платежной системе», предполагающие, что операторы электронных денег отнюдь не должны обладать статусом некредитной организации.
«Пресловутое «банковское лобби», несомненно, заинтересовано в повышении
контроля над оборотом электронных денег. По сути, господин Тосунян
(Гарегин Тосунян, президент АБР – прим. ред.) прав в своих аргументах. Платежные системы фактически забирают часть рынка у банков, при этом в правовом смысле не обеспечивая должный уровень защиты интересов клиентов. Если инициатива АРБ будет поддержана, то платежные системы будут просто вынуждены начать сотрудничать с банками», - заявил Алексей Бизин, ведущий аналитик ОАО Банк «Петрокоммерц»
Регулировку деятельности операторов электронных денег изначально предложил Минфин, но будучи уверенным, что подобные компании должны иметь специальный статус, что сразу же было отвергнуто «Центробанком».
«Данная ситуация иллюстрирует конфликт между новой финансовой средой, которая формируется на основе рынка электронных платежей, и «традиционным» банковским сектором. – говорит Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум», комментируя предложение АБР. - Проблема в том, что кредитные организации в свое время не уделили достаточно внимания рассматриваемому рынку, и в настоящее время стремятся к осуществлению деятельности в едином правовом поле. Это упростит интеграцию отраслей».
 
История вопроса
 
Саму историю электронных денег связывают со смарт-картами, которые появились в начале 90-х годов прошлого века. Первые цифровые деньги - Digi-Cash – стали использовать с 1993 года, а в 1998 году в США появилась теперь уже всемирно известная система PayPal, призванная помочь финансовому обмену между пользователями компьютеров. В Европе появилась PhonePaid, которая позволила проводить транзакции с помощью мобильных телефонов. Но нужно сказать, что эти системы требовали номера и данные реальных пластиковых карточек. Абсолютно «виртуальные» платежные системы – с интернет-кошельками и возможностью перевода денег через сеть, при этом давшие возможность переводить реальные деньги в электронный вид и наоборот – тоже не заставили долго ждать своего появления. Среди них - Clickshare, E-gold, Internet Cash, NetCheque, MoneyBookers. В конце концов, все подобные финансовые средства стали называть E-money (то есть электронные деньги), а все операции с ними – E-commerce (электронная коммерция).
Следует сразу оговориться, что электронные средства платежа – это не только электронные деньги, но и суррогаты денег. Электронные деньги обязательно выражены в одной из мировых валют, это разновидность денежных единиц страны. Следовательно, эмиссия, обращение и погашение (обмен на обычные деньги) электронных денег происходят по правилам национальных законодательств, центральных банков или других государственных регуляторов.
Электронные суррогаты – это единицы стоимости негосударственных платежных систем. Эмиссия, обращение и погашение электронных суррогатов денег происходят по правилам негосударственных платежных систем.
Электронные деньги отлично удовлетворяли нужды интернет-торговли, снижали издержки при мелких платежах, мало стоили – но при этом таили (и продолжают таить) ряд потенциальных опасностей.
Во-первых, это риски, аналогичные традиционным, возникающим при розничных платежах: операционный риск, риск потери репутации, правовой риск и стратегический риск.
Во-вторых – менее «традиционные» варианты: прежде всего, с помощью электронных денег легко проводить операции, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем. Платежи осуществляются анонимно, и это может привести к тому, что эмитенты столкнутся с возрастающими трудностями в применении традиционных методов обнаружения и предотвращения криминальной деятельности – а это уже сфера, затраигиваемая ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». При нарушении безопасности такого вида денег возможен материальный ущерб потребителю или эмитенту, может также быть раскрыта конфиденциальная информация.
Естественно, все это не может не беспокоить правоохранительные и финансовые ведомства.
В Евросоюзе была принята Директива 2000/46/EC, согласно которой электронные деньги представляют собой денежную стоимость, которая является требованием к эмитенту, хранится на электронном устройстве, эмитируется при получении денежных средств в стоимостном размере не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость, принимается как средство платежа предприятиями иными, чем эмитент.
Сами эмитенты – это, говорится в документе, предприятие или другое юридическое лицо, иное, чем кредитное учреждение, которое эмитирует средства платежа в форме электронных денег. Эмитент получает классификационный статус и обязан обладать первоначальным капиталом не меньше €1 млн, и в дальнейшем собственные средства эмитентов не должны быть меньше установленного размера.
Фактически юридический контроль над операциями похож на контроль в банковской сфере. Страны ЕС должны предпринимать меры по уменьшению рисков со стороны эмитентов.
В США ситуация другая: электронные деньги выпускают банковские и небанковские институты, и их деятельность лицензируется. Минимальный уставной капитал организации должен составлять не менее $50 тыс. Также в США электронные деньги не признаются неким инновационным средством платежа, которое не имеет ничего общего с дорожными чеками и банковскими переводами.
В Мексике, Индии, Тайване эмиссию могут проводить банки. В Сингапуре введена государственная монополия на эмиссию электронных денег.
 
У нас
 
В отечественном законодательстве не прописаны нормы и правила регулирования эмиссии и обращения электронных денег на территории страны. Более того - отсутствует само понятие электронных денег.
При том россияне открыли для себя электронные деньги намного раньше того, как подобные системы появились на территории страны. Фактически WebMoney, «Яndex.Деньги», «Единый кошелек», RBK Money, «КредитПилот», «Рапида» попали на уже удобренную почву.
Российские платежные системы, оказавшись на рынке, продемонстрировали достаточную привлекательность для клиентов и весьма неплохие темпы роста. По некоторым данным, электронными деньгами оплачивает покупки каждый 15-й житель России.
В 2008 году системы еще более мобилизовались: стало возможным оплачивать услуги деньгами, заранее введенными в систему моментальных платежей через «личный кабинет». Это дает возможность направлять деньги со счета на оплату коммунальных услуг, Интернета, телевидения и многого другого. Объем мобильных платежей (с помощью платных SMS), развиваемый операторами, прирастает в год почти в два раза.  Интернет-транзакциями пользуется все большее количество российских кредитных организаций.
В данный момент на территории страны действуют обычные юридические лица, работающие через сеть сертифицированных партнеров и систему банковских счетов. Одни системы – такие как «Яndex.Деньги» - работают строго по агентской схеме, другие - WebMoney Transfer, например, - привлекают кредитные организации для эмиссии платежных инструментов, которые позволяют осуществлять расчеты между клиентами.
Российские защитники прав пользователей электронных денег подчеркивают, что без правового регулирования те не защищены в части возможности востребования средств, размещенных в платежной системе, получения компенсации в случае программных сбоев и в части соблюдения конфиденциальности личных данных. Финансисты беспокоятся также о развитии здоровой конкуренции, доступности, широте применения систем.
В октябре 2009 года была создана АЭД - Ассоциации «Электронные Деньги».  Сюда вошли i-Free, WebMoney, «Яndex.Деньги», платежный сервис QIWI (КИВИ), национальные индустриальные ассоциации НАУМИР и НАУЭТ.
 
01.04
 
1 апреля 2010 года (момент вступления в силу того самого закона 103-ФЗ), ставшее для многих платежных систем роковым днем (кстати, штраф за отсутствие ККТ на терминале составляет до 40 тыс. руб.), повлекло не самые благоприятные для отрасли последствия.
Прежде всего, сократилось число работающих терминалов. А стоит сказать, что многие жители России, особенно регионов, используют банкоматы и платежные терминалы для оплаты услуг мобильной связи, ЖКХ, погашения потребительских кредитов.
Александра Высочкина, PR-директор OE Investments (бренд QIWI (КИВИ)), рассказывает: «1 апреля, на, фискальные регистраторы были установлены только в 25% платежных терминалов QIWI (КИВИ). В настоящее время ККТ оснащено уже около 40% терминалов, и, по нашим прогнозам, приведение всех оставшихся терминалов в соответствие требованиям закона займет около месяца, максимум – двух». Многие владельцы терминалов постепенно обзаводятся необходимой техникой, но это только полдела – еще остается множество юридических аспектов: заключение договоров с центрами техобслуживания, подготовка документов, регистрация ККТ в налоговых органах. В связи с тем, что в данный момент фискализацией терминалов вынуждены заниматься много игроков, процесс замедляется.
После 1 апреля действительно было зафиксировано увеличение количества оплат через кассы салонов связи, отметила Ульяна Смольская, руководитель PR-службы «Евросети»: «У нас 20% оплат шло через терминалы и 80% - через кассы. 35% аппаратов 1 апреля у нас не работало, поскольку требовало введения и регистрации контрольно-кассовой техники, к чему, к слову, многие компании просто не могли быть готовы».
Исчезновение терминалов, кроме пресловутого неудобства оплаты через кассы различных организаций, влечет другое последствие – повышение комиссии.
О нем говорили и раньше. Информационная группа «Финнам» в марте провела «круглый стол» под названием «Рынок моментальных платежей: в ожидании 1 апреля», на котором было отмечено, что новые законодательные требования ведут к увеличению издержек сетей платежных терминалов - и росту комиссий, который можно было видеть задолго до начала месяца. Ведь рост любых издержек всегда перекладывается на потребителей.
«Участники рынка поставлены перед фактом государственного регулирования. Они могут либо выполнять предписания, либо оставить данный бизнес.  – отмечает Игорь Чесноков («Интегрум»). - Наиболее вероятно, что функционирование сетей будет постепенно восстанавливаться. Данный процесс гарантированно займет больше одного месяца. Салоны связи полноценно конкурировать с терминалами не могут, поскольку на стороне последних более развитая инфраструктура».
Алексей Бизин, ведущий аналитик ОАО Банк «Петрокоммерц», рассуждает: «Скорее всего, до конца года ситуация стабилизируется. Платежные системы после установки фискальных регистраторов вернут себе часть рынка, но вряд ли их доля будет той же, что и до введения новых правил. Будет сказываться фактор роста комиссии. Владельцам платежных систем, возможно, придется пересмотреть количество установленных терминалов в сторону снижения, избавившись от убыточных точек. Однако вряд ли у тех систем, которые выживут, это снижение будет драматичным».
Нынешний законодательный шаг оказался выгоден в основном производителям оборудования. И ряд платежных систем уже прямо или косвенно сотрудничают с ними. В частности, партнером QIWI (КИВИ) в данный момент является компания ОСМП, которая связана с крупнейшими производителями ККТ – компаниями «Пэй Киоск» и «Штрих-М». ОСМП предоставляют владельцам платежных терминалов различные скидки, льготные условия и, помимо прочего, комплекты доработки принтеров до фискальных регистраторов. А терминалами «Евросети» вданный момент занимается банк «Русский стандарт» - фактически ритейлер продал его с правом выкупа.
Далее ожидается также консолидация рынка - малые и средние сети отдадут предпочтение переходу на банковские схемы, связанные с меньшими издержками. В качестве выхода из ситуации называется, в частности, переход сетей платежных терминалов на взаимодействие с банками, банковский процессинг. В таком случае агент освобождается от необходимости нести затраты на покупку фискального регистратора и от обязательной регистрации терминалов в ИФНС, а функции по контролю за терминалом переходят к «Центробанку». Но затраты также будут значительными.
 
Меньше бумаги
 
Говоря о ситуации с платежными терминалами, многие специалисты отрасли говорят о том, что обстановка стабилизируется через месяц или два. Что за это время ждет потребителей – вопрос. Комиссии вряд ли упадут, а вот повышение возможно. Хотя это кажется, уже давно перестало беспокоить жителей РФ… Что же касается электронных денег – так или иначе, этот тип платежей будет доминировать в странах с развивающейся экономикой. Россию чаша сея тоже не минует.
Андрей Попков, руководитель проекта «QIWI Кошелек», заявил: «Повышение контроля вызвано значительным ростом рынка электронных денег: по данным Ассоциации электронных денег (АЭД), в 2009 году оборот рынка превысил 40 млрд руб., а прогнозируемый рост оборота в 2010 году может составить от 50 до 100%». Регулирование необходимо – это признают все участники отрасли. «В то же время, - говорит Александра Высочкина из OE Investments, - если говорить об одинаковых условиях для банков и платежных агентов, то по 103-ФЗ обязательная фискализация касается только небанковских терминалов, в то время как банки не обязаны использовать ККТ. Именно этим и обусловлена текущая ситуация на рынке моментальных платежей и появившиеся схемы обхода фискализации с «уходом» под банк».
Нельзя забывать и о том, что приравнивание операторов электронных платежей к кредитным организациям сделает их куда менее удобными и в итоге только затормозит развитие рынка. Сама идея электронных денег нивелируется: ведь пользователю нужно будет вполне физически появляться в офисе и проводить процесс регистрации. Надежнее – но удобнее ли?






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов