21 апреля '10
Противостояние акционеров «Мегафона»
На любой лакомый кусок имеется, как правило, немало претендентов. «Мегафон» – третий по величине российский сотовый оператор, и в этом смысле он далеко не исключение. Прочные рыночные позиции, обширная абонентская база, устойчивое финансовое положение и, как следствие, высокая отдача на вложенный капитал делают «Мегафон» достаточно перспективным объектом для инвестиций. Немудрено, что акционеры компании, каждый из которых в отдельности не имеет контроля над компанией, пытается его получить, чтобы иметь возможность перераспределять финансовые потоки в свою пользу. В структуре капитала «Мегафона» выделяются три акционера: Altimo, управляющая телекоммникационными активами «Альфа-групп» (25,1% акций), подконтрольный бизнесмену Алишеру Усманову холдинг «Телекоминвест» (31,1% акций), а также шведско-финская TeliaSonera, которой принадлежит 43,8% акций.
Рис. 1. Структура капитала «Мегафона».
Источник: Информация взята из открытых источников
Альянс Altimo и TeliaSonera
Одним из наиболее действенных способов получения контроля над активами может быть попытка создания альянса с прочими акционерами, чьи позиции наиболее близки. Мы полагаем, что именно на этих соображениях базируется стратегическое партнерство Altimo и TeliaSonera. Решение двух акционеров объединить усилия и консолидировать свои доли в двух компаниях связи, «Мегафоне» и Turkcell (Altimo принадлежит 5% а TeliaSonera – 37,3%), было принято еще в ноябре 2009 г. Реализация этого решения могла бы позволить им фактически осуществлять управление этими активами. В рамках этого сценария «Телекоминвесту» будет отведена роль хоть и крупного, но неконтролирующего акционера, что, естественно, его не устраивает. Более того, теоретически может сложиться такая ситуация, что пакет «Телекоминвеста» будет меньше блокирующего, в зависимости от того, во сколько будут оценены компании. Что касается отказа «Телекоминвеста» от предложения Altimo и TeliaSoneraпо созданию тройственного альянса, то, на наш взгляд, он может объясняться как недоверием к партнерам, так и наличием других интересов, в частности, продажи своей доли в бизнесе, о возможности чего неоднократно заявлял Алишер Усманов.
Позиция Алишера Усманова
Продажа доли в «Мегафоне».В настоящее время компания находится на высоте - как с точки зрения показателей операционной деятельности, так и финансов. На наш взгляд, продажа доли в «Мегафоне» на данном этапе была бы вполне логичным и обоснованным шагом по той причине, что она позволила бы Алишеру Усманову максимизировать прибыль от стоимости пакета акций. Действительно, существует вероятность того, что в будущем инвестиции в «Мегафон» могут потерять в стоимости. Основную причину этого следует искать в общерыночных тенденциях, которые зарождаются уже сейчас.
Окончание эры бурного роста сегмента сотовой связи. До недавнего времени стремительное развитие мобильной связи, в результате которого абонентская база сотовых операторов удваивалась или даже утраивалась за год, являлось основным драйвером роста их выручки. Что касается Москвы и ряда других городов-миллионников, то здесь подобная картина наблюдалась лет 5-6 назад. Теперь сотовая связь в крупных городах уже не новинка, и подобного роста мы не наблюдаем. Напротив, до последнего времени активный рост наблюдался в мелких региональных городах и селах. Но и там он замедляется. В начале 2010 г. уровень проникновения сотовой связи в среднем по России составил 143%, что является достаточно высоким показателем. Из этого можно сделать вывод, что рынок близок к точке насыщения, после которой прежний динамичный рост прекратится, а факторы, стимулирующие рост выручки операторов сотовой связи, иссякнут. Это понимает и г-н Усманов.
Мотивация позиции Алишера Усманова. На данном этапе многие мобильные операторы пытаются нивелировать влияние отмеченной негативной тенденции посредством выхода в сегмент услуг по передаче данных, который очень динамично растет и, вероятно, продолжит свой рост в ближайшие 5-7 лет. В своей стратегии развития упор на сегмент фиксированной связи сделали МТС, «Вымпелком», межрегиональные операторы связи (МРК), «Таттелеком», «Башинформсвязь» и ряд других операторов, за исключением «Мегафона». Некую определенность в будущее «Мегафона» могла бы привнести покупка компанией оператора фиксированной связи «Синтерра», но вопреки здравому смыслу «Мегафон» медлит с данным приобретением, что делает его перспективы все более неопределенными. Вполне вероятно, что посредством продажи своей доли г-н Усманов хочет обезопасить себя от неопределенности в будущем, реализовав при этом свой пакет по цене, близкой к максимально возможной.
Иск «Телекоминвеста». В связи с изложенным, с позиций Алишера Усманова объединение долей в «Мегафоне» и Turkcell является не только мерой, которая не решает обозначенную проблему, но, более того, уводит от нее в сторону. После нескольких месяцев безрезультативных переговоров с другими совладельцами «Мегафона», 6 апреля 2010 г. «Телекоминвест» подал в Арбитражный суд Москвы иск о признании недействительным соглашения об объединении «Мегафона» и Turkcell. Ответчиками по иску выступают TeliaSonera, Altimo и Alfa Telecom Turkey, в качестве третьих лиц были привлечены ФАС и «Мегафон». На наш взгляд, решение «Телекоминвеста» выглядит вполне логичным – холдинг пытается отстоять свои законные интересы, прибегая к поддержке государства (как известно, ФАС и Минкомсвязи высказывались о нецелесообразности проведения этой сделки, поскольку она может угрожать стратегической безопасности страны). Таким образом, теперь судьба сделки и, следовательно, судьба самого «Мегафона» во многом будет зависеть от исхода судебного разбирательства. Мы сомневаемся в том, что планируемая сделка может состояться в ближайшее время, а ее реальные перспективы оцениваем как достаточно туманные.
Консолидация активов на рынке телекоммуникаций
Altimo и TeliaSonera: создание СП. Понятно, что во всей этой истории речь не идет о физическом объединении «Мегафона» и Turkcell, поскольку на то нет согласия других акционеров обеих компаний. Наиболее вероятным представляется сценарий, при котором, в случае одобрения сделки компетентными госорганами, будет создана холдинговая структура или управляющая компания, в доверительное управление которой будут переданы доли Altimo и TeliaSonera в обоих операторах.
«Вымпелком» и «Киевстар»: курс на консолидацию. Нынешний этап развития рынка телекоммуникаций характеризуется повсеместной консолидацией активов, которая, как правило, происходит посредством сделок по слиянию и поглощению. Одним из подобных примеров может служить муссируемая в настоящее время тема объединения «Вымпелкома» и «Киевстара». Основное отличие этой сделки от планируемой сделки с участием «Мегафона» заключается в том, что здесь предполагается полное слияние компаний, в результате чего должно образоваться новое юридическое лицо, которое выпустит собственные акции с перспективой их размещения на бирже.
Роль Altimo на российском рынке телекоммуникаций. Примечательно, что к сделке по слиянию «Вымпелкома» с «Киевстаром» прямое отношение имеет Altimo, которой принадлежит 44% и 43,5% акций этих компаний соответственно. Другим крупным акционером в этих компаниях является норвежская Telenor, споры с которой Altimoвела на протяжении нескольких лет. Претензии к Telenor предъявляли также миноритарные акционеры «Вымпелкома». В частности, оффшорная компания Farimex(владеет депозитарными расписками на 0,002% уставного капитала «Вымпелкома») обращалась с иском к Telenor, в котором требовала у последней компенсации в пользу «Вымпелкома» недополученной прибыли в размере $1,7 млрд вследствие нереализации акционером имевшейся возможности по приобретению привлекательных украинских телекоммуникационных активов. Считается, что Farimexявляется аффилированной с Altimoструктурой, хотя доказать это весьма проблематично. Фактически российский суд удовлетворил иск Farimex, а в качестве обеспечительных мер по иску судом было принято решение об аресте акций «Вымпелкома», принадлежащих Telenor, и их передаче Росимуществу для возможной последующей реализации в системе РТС. Все попытки Telenor опротестовать невыгодное для него решение оказывались безуспешными. Несмотря на всю абсурдность дела столь непреклонная позиция российских судебных органов невольно наводит на мысль о заинтересованности властей в исходе процесса. Не до конца остается понятным, то ли роль здесь сыграл лоббизм «Альфа-групп», то ли власти действовали исходя из собственного видения того, как должен развиваться «Вымпелком» в будущем. Справедливости ради отметим, что иски против Telenor были поданы также и в американских судах, но с самого начала было понятно, что они приобретут затяжной характер.
Будущее процесса объединения «Вымпелкома» и «Киевстара». В результате процесс объединения стал затягиваться, а у наблюдателей стал возникать вопрос, состоится сделка вообще или нет. Тем не менее, осознавая реальную необходимость слияния компаний, акционеры «Вымпелкома» в конечном итоге смогли найти между собой общий язык, а судебные иски были отозваны, что привнесло практически полную уверенность в том, что сделка по объединению российского и украинского операторов связи все же состоится, поскольку, по всей видимости, необходимый для принятия положительного решения 95%-ый порог по оферте акционерам «Вымпелкома» будет преодолен.
Роль государства в развитии телекоммуникационного сектора
Защита национальных интересов. Анализируя современные тенденции телекоммуникационного рынка, можно сделать практически однозначный вывод о том, что государство так или иначе вмешивается в происходящие процессы. Вмешательство государства может быть как прямым, так и косвенным. Например, все сделки, которые подразумевают слияния или поглощения, должны получить одобрение соответствующих структур, как минимум, ФАС, Минкомсвязи или Комиссии по иностранным инвестициям. Здесь государство оказывает прямое влияние на стороны сделки в зависимости от того, отвечает она национальным интересам или нет. В случае с «Вымпелкомом» сделка прошла все этапы одобрения, и теперь можно ожидать, что в ближайшем будущем она будет успешно завершена. В то же время российские компетентные органы высказывали свой скептицизм относительно целесообразности консолидации долей «Мегафона» и Turkcell, ссылаясь на возможность перехода контроля над стратегически важной российской компанией к зарубежным инвесторам, что будет угрожать национальной безопасности страны. Мы полагаем, что окончательное решение российских властей по данному вопросу, с большой долей вероятности, может быть отрицательным. Недовольство государства также вызывает тот факт, что в двух из трех крупнейших российских сотовых компаниях имеется один и тот же влиятельный акционер – Altimo. По мнению чиновников, это негативно сказывается на конкуренции в секторе. Однако пока действия Altimo не вступают в противоречие с действующим российским законодательством, не стоит ожидать активных действий со стороны властей.
Создание объединенной компании на базе «Ростелекома». Размышляя над будущим «Мегафона», не стоит сбрасывать со счетов другое важное событие, происходящее в отрасли – консолидацию разрозненных активов холдинга «Связьинвест» посредством присоединения МРК к «Ростелекому». Руководство госхолдинга заявляло о своей заинтересованности в «Мегафоне». О своем желании продать пакет акций в компании государству заявлял также Алишер Усманов. Категорически против этого выступают Altimo и TeliaSonera. Логично предположить, что государство, имея прямой интерес к «Мегафону», будет оказывать косвенное воздействие на несговорчивых акционеров, чтобы стимулировать продажу ими их долей в компании. Мы полагаем, что создание препятствий на пути объединения долей в «Мегафоне» и Turkcell, а также выдвижение претензий непосредственно к акционерам могут являться частью этой стратегии государства. Учитывая желание Связьинвеста инкорпорировать в структуру своего бизнеса сильное мобильное подразделение на базе «Мегафона», думается, что планам акционеров по объединению своих долей вряд ли суждено будет сбыться. На наш взгляд, исключение может произойти лишь в том случае, если «Связьинвест» сменит свои приоритеты и потеряет интерес к «Мегафону».