14 апреля '10
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ
Мировой опыт и российская специфика
Научно-технологический кластер, или, в российской терминологии - инноград либо технопарк, в зависимости от масштабов, - является достаточно распространенным явлением в мировой экономике. Различные по степени развития территории такого рода присутствуют в значительном количестве государств мира, и являются достаточно хорошей иллюстрацией степени развитости технологий, правовой базы, а также человеческих ресурсов.
Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»
Роль таких зон в вопросах развития национальной экономики, а также имиджевого позиционирования государства на международной арене, достаточно высока. Это обусловлено тем, что научные открытия, а также продукция, производимая предприятиями, располагающимися на территории технологических кластеров, оказывают ключевое влияние на рынки, которые будут доминировать в экономике ближайшего, а также далекого будущего. Речь идет о потребительской электронике, программном обеспечении, телекоммуникациях, биотехнологиях и т.п.
Уже на текущий момент есть основания для предположений о том, что в будущем значимость технологических кластеров такого типа будет возрастать в ходе дальнейшей эволюции экономики и роста доли инновационной составляющей.
Рассуждая об истоках рассматриваемого явления целесообразно упомянуть об американской Силиконовой (Кремниевой) долине, которая является безусловным родоначальником территориальных образований такого рода.
Силиконовая долина
Площадь «долины» достигает двух сотен квадратных километров южнее и восточнее Сан-Франциско в Калифорнии. Стоит отметить, что географически данная зона «долиной» не является, а единственным обобщающимся фактором является высокая концентрация научно-технологических и бизнес-центров, связанных с исследованиями и внедрением самых разнообразных электронных устройств. Активно развивается сектор генетики и биотехнологических разработок.
Изначально сан-францисская бухта была заполнена кораблями ВМС США и соответствующей инфраструктурой военного назначения. Затем, после завершения Второй мировой войны, подразделения ВМС были передислоцированы из бухты, а влияние Стэнфордского университета на развитие региона возросло. Факультеты данного университета были заполнены студентами, значительное количество которых были вернувшимися домой солдатами. Наплыв учеников потребовал от руководства Стэнфорда расширения бюджета. Проблема была решена за счет старта сдачи в аренду принадлежащей учебному заведению земли. Приоритетными клиентами для данной услуги были объявлены высокотехнологичные компании.
Таким образом и было положено начало формированию Силиконовой долины в ее нынешнем виде. Сочетание данных факторов создало качественную базу - доступные помещения, а также близость к научной базе и кадровым ресурсам из числа многочисленных студентов университета.
Здесь следует отметить, что изучение данного опыта представителями российских вузов было целесообразно еще на этапе становления рыночной экономики. Отечественные научные и образовательные учреждения, страдавшие в тот момент от острого недостатка финансирования, активно сдавали помещения, чем занимаются и сейчас. Разница заключалась том, что арендаторами выступали нотариусы, типографии и торговые фирмы. Данное явление характеризует тяжелое положение, в котором находилась наука уже на переходном этапе СССР – Россия. Возможно, если бы опыт Стэнфорда принимался во внимание в ходе разработки мероприятий по выводу учебных заведений из кризиса государственного финансирования, современная российская технологическая сфера имела бы несколько иной облик.
Применительно к Силиконовой долине, важную роль сыграло и качество климата, которое отличалось в лучшую сторону по сравнению с Восточным побережьем США.
Совокупность обозначенных факторов привела к тому, что на территории зарождающегося кластера обосновались такие предприятия как Varian, Kodak, General Electric, Lockheed, Hewlett-Packard а также Shockley Semiconductor Laboratory. Условия для развития экономической зоны были благоприятными уже тогда, но именно разработки последней компании и определили ход данного процесса на следующие десятилетия.
В 1950 году будущий нобелевский лауреат Уильям Шокли изобрел транзистор. Вскоре отреагировали конкуренты, и были разработаны интегральные схемы на основе кремния. По мере развития кремниевой электроники выпускники Стэнфордского получили почти гарантированное трудоустройство, поскольку предприятия такого рода регистрировались на территории Долины регулярно. Первым проектом международного значения, реализации которого поспособствовали фирмы региона, был проект Apollo, вся электроника для которого была разработана и произведена именно там.
В текущий момент, даже при условии развития Долины, стоимость аренды остается низкой. Значительное количество выпускников Стэнфорда и Калифорнийского университета создают собственные венчурные фирмы и активно включаются в рыночный процесс. Силиконовая долина является лидером по объему зарплат, которые в среднем достигают $150 тыс. в год, что в 3-4 раза превышает среднеамериканский показатель. При этом суммарная стоимость интеллектуальных активов, сконцентрированных на территории региона не поддается точной оценке, и может достигать нескольких сотен миллиардов долларов. Около 25% из 300 тыс. сотрудников, занятых на территории региона, являются выходцами из бывшего СССР.
Основным преимуществом региона является обусловленное историческим развитием отсутствие бюрократии и барьеров на пути коммерциализации той или иной разработки.
Бангалор
Силиконовая долина в США является каноническим примером развития научно-технологического кластера. Чтобы понять специфику протекания данного процесса в развивающихся государствах, следует рассмотреть опыт индийского Бангалора.
В настоящее время в Индии в сфере hi-tech задействовано более 250 000 человек, при этом 140 000 из них трудится в Бангалоре, одном из крупнейших индийских городов. Уже созданы существенные предпосылки для роста количества ИТ-специалистов в рассматриваемом государстве. В первую очередь за счет возвращения ранее покинувших страну специалистов и развития профильных колледжей. Таким образом, «утечка мозгов», имевшая место в Индии 10 лет назад, сейчас способствует развитию экономики, благодаря тому, что в страну возвращаются уже высококвалифицированные специалисты с большим опытом.
Международные IT-компании уже сейчас проявляют значительный интерес к Бангалору как к объекту оффшоринга в сфере исследований и разработок. Суммарный объем капиталовложений из внешней среды в рассматриваемый сектор индийской экономики превышает $10 млрд. Существуют основания для прогнозов, в соответствии с которыми данный показатель может значительно вырасти уже в ближайшие годы. При этом Бангалор сможет составить реальную конкуренцию Силиконовой долине, оставив позади такие высокотехнологичные регионы, как массачусетский Route 128 или Research Triangle Park в Северной Каролине.
Международные IT-компании уже сейчас проявляют значительный интерес к Бангалору как к объекту оффшоринга в сфере исследований и разработок. Суммарный объем капиталовложений из внешней среды в рассматриваемый сектор индийской экономики превышает $10 млрд. Существуют основания для прогнозов, в соответствии с которыми данный показатель может значительно вырасти уже в ближайшие годы. При этом Бангалор сможет составить реальную конкуренцию Силиконовой долине, оставив позади такие высокотехнологичные регионы, как массачусетский Route 128 или Research Triangle Park в Северной Каролине.
Пример Индии интересен своей противоположностью американскому. В США работает сочетание «дешевая инфраструктура – дорогие кадры». В Бангалоре кадровые ресурсы более доступны, при этом требуются масштабные вложения в инфраструктуру. При этом внимание международного капитала к Индии уже было обеспечено за счет выгодного предложения в части аутсорсинга таких услуг как call-центры.
Ключевой проблемой технологического кластера в индийском Бангалоре остается слабая связь между образовательным учреждениями и технопарками. Исследования в индийских вузах, как и в российских, преимущественно носят теоретический и фундаментальный характер, в результате чего возникают сложности с коммерциализацией. Единственный значимый вуз Бангалора - Индийский институт естественных наук (Indian Institute of Science) - уже сейчас не справляется с обеспечением потребностей отрасли. Проблема с притоком свежих сил решается во многом за счет образовательных инициатив международных компаний, которые пока не в состоянии решить кризис государственного обучения.
Тем не менее, потенциал региона достаточно велик. Экономические условия таковы, что международный бизнес готов вкладывать средства и в образовательную инфраструктуру за счет благоприятной обстановки в части налогов и дешевых кадровых ресурсов.
В мире
В числе прочих заслуживающих внимания примеров технологических кластеров целесообразно выделить Кембриджскую «Кремниевую топь» (Silicon Fen), которая столкнулась со сложностями, аналогичными российским. Цепочка «технология — предпринимательство — финансирование», была длительное время не отработана. Сказывалась дороговизна недвижимости в окрестностях Кембриджа, а также жесткое архитектурное регулирование, которое существенно тормозило строительство новых офисов и жилья. У компаний в Кембридже почти нет филиалов в Кремниевой долине, в отличие от представителей израильского высокотехнологичного сектора.
Другой пример - тайваньский кластер «Кремниевый остров» (Silicon Island), где был учтен опыт британских ошибок. Также поддержали тенденцию и возвращающиеся экспаты, а именно - 4000 инженеров, вернувшихся из Кремниевой долины в США. Обеспечение притока молодых кадров взяли на себя находящиеся поблизости исследовательские университеты.
Возвращаясь к Израилю, где сектор высоких технологий развивается благодаря спросу со стороны военных, а также на государственные деньги, - можно сказать, что здесь ощущается дефицит эффективных менеджеров. Как и в Британии, связи между университетами и технологическими компаниями непрочны, но в данном случае по причине доминирования армии. Большинство инвестиций в израильский высокотехнологичный сектор поступает из США, внутренний рынок страдает от чрезмерного регулирования. Соответственно, израильские технологические кластеры представляют собой территориальные образования, зависящие от внешнего управления и государственных заказчиков, располагая при этом ограниченным потенциалом развития.
Финская модель более консервативна, и отдает первенство одному предприятию в качестве флагмана развития экономики. Естественно, в данном качестве выступает Nokia, что соответствующим образом сказывается на регионе, где она базируется (г. Эспоо), а также на государственной экономике в целом. В результате правового регулирования затруднено развитие малого бизнеса, который просто не способен конкурировать с разросшимся гигантом международного масштаба, который последовательно снижает долю рынка.
Россия
Целесообразно обобщить предпосылки к возникновению «идеального» технологического кластера, основываясь на международном опыте и соотнести их с особенностями российского проекта «Сколково»
Условие
|
Соответствие
|
Комментарий
|
Близость вузов, специализирующихся на технологических разработках и бизнес-образовании,
|
Среднее
|
В непосредственной близости отсутствуют технологические университеты. «Сколково» – не университет, а бизнес-школа. Резюме, - потребуются усилия для привлечения технических специалистов. Со стороны школы целесообразна работа, направленная на расширение количества обучаемых, посредством повышения доступности образования.
|
Низкие зарплатные ожидания потенциальных сотрудников
|
Среднее
|
Российские специалисты, и в частности выпускники «Сколково» обладают высокими зарплатными ожиданиями, соотносимыми с уровнем ЕС и США.
|
Выгодное расположение
|
Низкое
|
Климатические условия достаточно сложные, территориальное расположение не располагает к самостоятельному приходу бизнеса и специалистов, в т.ч. зарубежных и экспатов.
|
Низкие ставки по аренде
|
Высокое*
|
Субсидируется государством.
|
Качественная инфраструктура
|
Средне-высокое*
|
Высокие требования к подрядчикам уравновешиваются срочностью реализации проекта, и в частности – строительства инфраструктуры.
|
Отсутствие бюрократии
|
Средне-низкое*
|
Следует ожидать значительных усилий по снижению давления бюрократической системы, которые будут уравновешены умеренным сопротивлением оной.
|
Проработанное правовое поле
|
Средне-высокое
|
Для данного проекта декларируется особое правовое обеспечение.
|
* - предварительная оценка
|
Таким образом, по предварительным оценкам соответствия мировому опыту, вероятность успешной реализации проекта иннограда «Сколково» можно определить как «среднюю». Плюсом является наличие политической воли со стороны руководства страны, а также объективная потребность российской экономики в проектах такого рода. В числе сложностей, которые предстоит преодолеть – низкая эффективность бюрократической и правовых систем.
Данный проект заслуживает пристального внимания, за счет той роли, которую ему предстоит сыграть в развитии российской экономики. Каких-либо существенных альтернатив для старта процесса модернизации в сжатые сроки на текущий момент нет.