30 мая '09

Выпуск 5. Перераспределение сил на рынке МГ/МН-связи

От редакции: В 2009 году экономическая конъюнктура была не просто нестабильна, а постоянно менялась, причем редко в лучшую сторону. Когда по телеком-отрасли вовсю ударил кризис, рынок дальней связи виделся многим весьма интересным, несмотря на то, что темпы развития были ниже среднерыночных. Его оценивали как перспективный, учитывая интерес крупных игроков и, пусть низкий, но стабильный рост. Эксперты предсказывали, что «Ростелеком» вскоре уступит позиции новым игрокам. Наиболее значимым за последние годы для рынка событием стало появление 1 января 2006 года нового законодательства, регулирующего рынок дальней связи. Рынку сулили демонополизацию, а абонентам – возможность выбирать оператора с помощью либо заключения договора с каким-либо оператором, либо при каждом конкретном звонке. На деле вышло иначе, и до сих пор до конца не реализован «демократический» потенциал дальней связи. Монополия на рынке фактически сохраняется, постепенно уступая в отдельных секторах, разве что, IP-связи. Об итогах развития рынка дальней связи за период 2006-2009 года, состоянии этой сферы на апрель и прогнозах (во многом оправдавшихся) читайте в проекте «Обзор рынка дальней связи» директора департамента фиксированной связи и широкополосного доступа Андрея Щеки, подготовленном специально для «Современных телекоммуникаций России».

В настоящее время рынок дальней связи стал предметом пристального внимания. Происходящие перемены, совмещенные с кризисом, таят в себе интересные возможности и угрозы для игроков. В целом этот рынок развивался с динамикой ниже средней по рынку и, по оценкам J’son & Partners Consulting, его общий объем в России на конец 2008 года составил около 92 млрд руб., что на 14% больше показателя 2007 года. Рост оказался ниже показателя 2007 года, когда доходы от предоставления междугородних и международных соединений выросли на 18%.

Андрей Щека, директор департамента фиксированной связи и широкополосного доступа J'son & Partners   
 
По темпам роста дальняя связь уступает большинству сегментов российского телекоммуникационного рынка, например, широкополосному доступу в Интернет, передаче данных, сотовой связи, и превосходит лишь услуги местной связи. В структуре доходов телекоммуникаций дальняя связь занимает около 11%, что существенно меньше, чем сотовая связь, сравнимо с рынками местной связи, присоединения и пропуска трафика, и значительно превосходит объемы сегментов доступа в Интернет и передачи данных. Доходы рынка распределены по территории России неравномерно. Самую большую выручку операторы получают в Центральном Федеральном Округе, который представляет более 50% всей выручки дальней связи в России. Основной вклад в доходы ЦФО вносит Москва. Второй по величине региональный рынок дальней связи в Приволжском ФО, который в 6 раз меньше рынка ЦФО. Наименьший региональный рынок в Дальневосточном Федеральном округе. Такой перевес Центрального ФО в объеме рынка МГ/МН-связи в России объясняется тем, что большая часть российских и зарубежных компаний, имеющих деловые связи по всему миру, расположена именно в этом регионе.
Одним из основных параметров, указывающих на перспективность рынка, являются темпы роста. С этой точки зрения рынок дальней связи не представляет существенного интереса. Приток новых потребителей на рынке незначителен. Тем не менее, многие крупные игроки видят здесь перспективы для своих компаний. Этот интерес обоснован, прежде всего, большими доходами и предстоящим переделом рынка, на котором традиционный оператор «Ростелеком» будет вынужден уступить существенные доли новым игрокам.
Отсчет изменениям рынка дальней связи целесообразно вести с 1 января 2006 года, когда вступило в силу новое законодательство, регулирующее рынок дальней связи. С тех пор с рынка ушли многие операторы, предоставлявшие услуги IP-телефонии. Ликвидация IP-телефонной «вольницы» способствует концентрации доходов рынка в крупнейших телекоммуникационных компаниях, обладающих сетями соответствующего масштаба. Те компании, которые решили работать в сегментах дальней связи  должны были получить лицензии, построить собственные сети или стать агентами других лицензиатов по этой услуге. Таким компаниям предстояло конкурировать с «Ростелекомом» и другими альтернативными операторами дальней связи.
Предполагалось, что с демонополизацией рынка пользователям услуг дальней связи будет предоставлена возможность выбора оператора по одной из двух схем. Первая схема предусматривает, что пользователь заранее определиться с оператором, услугами которого он будет пользоваться и заключит договор на постоянное обслуживание (схема pre-select). В соответствии со вторым вариантом пользователь выбирает оператора при каждом звонке (схема  hot-choice). Для этого при каждом наборе номера пользователю нужно дополнительно набирать код выбора оператора. В настоящее время лицензии на МГ/МН-связь имеют около 30 операторов, в схеме нумерации предусмотрено только девять кодов выбора оператора, из которых восемь уже заняты.
В настоящее время большинство потребителей дальней связи в России пользуются услугами одного оператора (67%). Это означает, что они либо выбрали данного оператора, либо, не имея возможности пользоваться функциями hot-choice, пользуются услугами оператора «по умолчанию». Данное распределение существенно различается по регионам. По мнению J’son & Partners Consulting, в дальнейшем доли пользователей будут перераспределяться, но наибольший процент потребителей будет склонен к использованию одного постоянного оператора дальней связи. Данная тенденция вызвана снижением тарифов операторов дальней связи для абонентов, выбравших режим Pre-select.
Прошло более двух лет с принятия законодательства о демонополизации рынка дальней связи, но основные вопросы по изменению монопольного положения национального оператора так и не решены.
Первые годы после изменения регулирования были использованы альтернативными операторами для получения лицензий, организации связи и постепенного выхода на рынок. В это время наиболее заметны действия МТТ на рынке частных пользователей, а также действия «Голден-телекома», ныне входящего в группу компаний «Вымпелком», и «Транстелекома» на корпоративных рынках. Лицензии на дальнюю связь получены операторами мобильной связи.
В результате к концу 2008 года наблюдалось снижение доли национального оператора «Ростелеком» и, по оценкам J’son & Partners Consulting, в целом по России его доля снизилась до 47% рынка, доля «Вымпелкома» оценивается в 23%,  МТТ — 9%, «Транстелекома» — 5%, Orange («Эквант») — 2%, «Синтеррра» и «Арктел» - около 1% каждый. Около 12% рынка приходятся на других операторов и другие схемы получения доходов (агенты лицензиатов и др.).
Существенные изменения ожидаются и в 2009 году. Так, с большой вероятностью будет осуществлена продажа МТТ «Синтерре». Данная сделка приведет к появлению сильного игрока. «Синтерра» получит компанию, давно работающую на рынке дальней связи в Москве, где реализован режим hot-choice, и бренд которой широко известен. Учитывая наличие в МТТ мощных узлов и собственной транспортной сети у «Синтерры», а также долю центрального региона и Москвы в доходах рынка, «Синтерра» сможет обоснованно претендовать на значительную долю российского рынка. «Транстелеком» планирует расширение своей доли в корпоративном сегменте и выход на рынок услуг для физических лиц. Существенное влияние на развитие рынка окажут мобильные операторы. Обладая огромными абонентскими базами они способны сформировать предложения, отличающиеся от услуг фиксированных операторов. Можно ожидать высокой активности и других альтернативных операторов. По мнению J’son & Partners Consulting, «Ростелеком» будет всемерно защищать свои доходы, однако трудно представить, какие рыночные меры смогут остановить перераспределение рынка. Все возможные наиболее эффективные меры будут лишь тормозить этот процесс, который, тем не менее, будет идти далее. В равных конкурентных условиях, по мнению J’son & Partners Consulting, стабилизация в перераспределении рынка наступит при наборе двумя-тремя крупнейшими игроками равных долей рынка, на котором, кроме того сохранят уверенное присутствие нишевые игроки, например, в корпоративном сегменте. Кроме того на развитие рынка все большее влияние будет оказывать нерегулируемый сегмент интернет-телефонии, предлагающий возможность бесплатного неограниченного пользования голосовой связью при наличии доступа к сети Интернет.
По мнению J’son & Partners Consulting, непосредственно в сегменте услуг дальней связи ни один из игроков не имеет существенного продуктового конкурентного преимущества. С точки зрения потребителя, все игроки предлагают одну и ту же услугу без каких-либо существенных отличий. От охватываемых сетью оператора территорий будет зависеть лишь доля доходов, получаемая оператором, но и расходы будут расти. Речь может идти лишь о ценовой конкуренции, которая в долгосрочной перспективе невыгодна ни одному из игроков. Однако если учитывать общую ситуацию на рынке услуг связи для конечных потребителей и межоператорских услуг, то ситуация далеко не однозначна. На рынке услуг для частных лиц особое значение имеет вопрос реализации функции hot-choice на местных сетях. В настоящее время во многих регионах России такой возможности нет, и это препятствует развитию конкуренции. В таких регионах преимущество «Ростелекома» в сегменте физических лиц будет сохраняться до внедрения hot-choice.
Конкурентная ситуация вынуждает альтернативных операторов, в первую очередь, обращать внимание на корпоративный рынок. В этом сегменте выше доходы и заключение договоров на обслуживание осуществляется совместно с предоставлением других услуг связи. Таким образом, альтернативные операторы стремятся охватить уже имеющуюся абонентскую базу, например, пользователей сети Интернет, передачи данных, местной телефонной связи, а также привлекать новых клиентов за счет интегрированных продуктовых предложений. В этом сегменте «Ростелеком» и МРК «Связьинвеста» уступают конкурентам, поскольку не предлагают интегрированных продуктов на наиболее доходных сегментах рынка.
Текущая ситуация на рынке противоречива. С одной стороны, «Ростелеком» продолжает терять доходы, с другой, - остается монополистом.  В настоящее время «Ростелеком» остается единственной компанией, тарифы на услуги междугородней и международной связи которой регулируются государством. «Ростелеком» неоднократно обращался в ФСТ (Федеральная Служба по Тарифам) с просьбой вывести его из списка монополий, но этого так и не произошло, вероятно, в силу неравноправного доступа к услугам в регионах России. Кроме того, неоспоримым преимуществом является наличие зарубежных каналов, и по этому критерию альтернативные операторы не скоро смогут конкурировать с «Ростелекомом». Следует отметить, что потери доходов национального оператора, по мнению J’son & Partners Consulting, в большей степени связаны с негибкой политикой в части развития продуктовых предложений, а также - с естественной потерей части пользователей в результате наличия на рынке альтернативных возможностей. В свою очередь регулирование тарифов является существенным ограничением, влияющим на гибкость тарифной политики компании.
Дополнительную остроту в вопросы развития рынка дальней связи внесет продолжающийся финансовый кризис. Основными факторами будут являться высокая стоимость и недоступность инвестиций, наличие обязательств по кредитам, сокращение потребления услуг и снижение платежеспособного спроса. Среди всех действующих факторов наибольшее влияние на рынок может оказать сокращение подключения новых клиентов и потребления услуг в корпоративном сегменте. По оценкам J’son & Partners Consulting, с учетом влияния всех факторов рынок междугородней и международной связи может сократить темпы роста по итогам 2009 года до 7-8%.
В целом, складывающаяся ситуация будет более выгодна традиционным операторам. Кризис будет способствовать замедлению потерь «Ростелекома». Отсутствие доступных инвестиций снизит темпы развития сетей альтернативных операторов. Новые игроки будут стоять перед выбором, куда вкладывать имеющиеся средства: в малорастущий, но объемный рынок дальней связи или в активно развивающиеся перспективные рынки широкополосного доступа и передачи данных.  Компании-потребители услуг свернут планы развития собственных инфраструктур связи, что скажется на снижении продаж интегрированных продуктов, и, соответственно, снизится действенность преимуществ продуктовых портфелей альтернативных операторов. Сокращение потребления в сфере дальней связи оценивается J’son & Partners Consulting как незначительное по сравнению с другими сегментами телекоммуникационного рынка, и будет действовать на всех игроков, а, учитывая долю рынка «Ростелекома», это в наименьшей степени скажется на возможностях компании из-за действия эффекта масштаба.
Альтернативные операторы имеют больше гибкости в тарифной политике, однако, по оценке J’son & Partners Consulting, снижение тарифов не является однозначным решением. Как известно, спрос на рынке дальней связи является неэластичным. Снижение тарифов не ведет к пропорциональному росту потребления минут, и, таким образом, рост доходов возможен лишь за счет привлечения новых пользователей услуг. По мнению J’son & Partners Consulting, в качестве основных рыночных стратегий операторы дальней связи будут выбирать активные рекламные кампании и акции, ориентированные, прежде всего, на подключение потребителей по схеме pre-select в сегменте частных пользователей. Это позволит более надежно закрепить за собой потребителей услуг. Кроме того, в регионах, где на местных сетях введен режим hot-choice, будет ставиться задача повышения узнаваемости кода выбора оператора. В корпоративном сегменте будут использоваться агрессивные стратегии, ориентированные на продвижение услуг дальней связи и интегрированных продуктов.
Ситуация на рынке дальней связи и в целом в телекоммуникациях ставит перед операторами нелегкие задачи, предъявляет наивысшие требования к стратегии и менеджменту компаний. Выбор целевых рынков, маркетинговые и технические стратегии, отвечающие новой рыночной ситуации должны предлагать как действия в течение кризиса, так и по его окончании. По мнению J’son & Partners Consulting, финансовый кризис и угрозы открывают новые возможности, используя которые телекоммуникационные компании могут достичь значительных успехов на российском рынке, потенциал которого еще далеко не реализован.





Цена, где купить на профнастил в новосибирске.

© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов