От редакции: Проблема, которой посвящен материал «Софт, ты свободен!»руководителя отдела ПНПО «Интернет» Национального фонда подготовки кадров Владимира Кашицина для журнала «Современные телекоммуникации России», до сих пор актуальна для России. Свободное программное обеспечение для школы все еще переживает «переходный период» - пока для большей части школ оно воспринимается как нечто из будущего, пусть даже и ближайшего. Напомним, что не так давно говорили о тотальном переходе на свободное ПО во всех образовательных учреждениях страны до 2010 года. Что, кстати, вполне соответствует мировой практике, начиная с Кубы и заканчивая Великобританией. Хотя не все выступают в данном случае «за»: в статье также рассматриваются диаметрально противоположные точки зрения на вопрос.
Сегодня переход школ на свободное программное обеспечение (СПО) вызывает массу дискуссий. В условиях финансового кризиса проект является неплохим вариантом сэкономить средства, т.к. СПО обходится дешевле лицензионной версии Microsoft. Возникают вопросы по срокам реализации программы. Проект имеет массу недоработок и поэтому он может растянуться во времени. Переход общеобразовательных учреждений на СПО влечет за собой целый ряд вопросов и проблем. Так, первостепенное значение имеет создание новых учебно-методических комплексов по использованию СПО, переподготовка кадров, обеспечение средств по адаптации программного обеспечения.
Владимир Кашицин, руководитель отдела ПНПО «Интернет» Национального фонда подготовки кадров
Основа пакета уже разработана, апробирована, результаты работ приняты Рособразованием. Создан репозиторий, где можно получить все коды. Речь теперь идет вовсе не о разработке серии новых продуктов, а о создании некой общероссийской системы распространения, технической и методической поддержки, обучения использованию СПО многих тысяч пользователей.
Конечно, что-то придется дорабатывать – например, программное обеспечение, связанное с подготовкой и проведением ЕГЭ (единого государственного экзамена), программами сканирования и распознавания текстов, словарями – переводчиками. Чтобы новые продукты можно было бы эффективно использовать на уроках в школе, необходимы драйверы для специфических устройств – электронных микроскопов, всяких датчиков – измерителей и т.п. Полностью отсутствует блок моделирования физических и химических процессов, в привычном для учителей понимании.
Скорее всего, в новом конкурсе будут принимать участие уже системные интеграторы или консорциумы IT-компаний. Я думаю, РБК, «Армада», IBS и «Софтлайн» захотят попробовать силы – особенно, если учесть, что капитализация двух первых снизилась на 80-90% – стали нужны реальные деньги! Не исключаю мизансцены с участием команды из Питера – «Корус консалтинг»…
Финансовый кризис вряд ли коснется таких важных вопросов, как использование программного обеспечения с открытым кодом или использование проприетарного ПО для обеспечения информационной безопасности страны, а также оказания электронных услуг населению на единой принятой платформе. Эти вопросы либо решаются государственным образом, либо не решаются по причине нерадивости чиновников.
И вообще, что понимать под словами «обеспечение школ СПО»? Средства на рассылку коробок с дистрибутивами нужны небольшие, да и так все можно скачать совершенно легально из репозитория – ведь все школы уже подключены к Интернету.
Давайте вспомним. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. №1447-р, Рособразованием было организовано размещение государственного заказа на выполнение работ по проекту «Разработка и апробация в пилотных субъектах Российской Федерации пакета свободного программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007 - 2008 годах». В рамках проекта в 2007 году был сформирован пакет свободного программного обеспечения, во многом аналогичный по функционалу пакету лицензионного программного обеспечения. В 2008 году в трех пилотных регионах Российской Федерации: Республике Татарстан. Пермском крае и Томской области пакет прошел апробацию в 50% городских и 20% сельских школ пилотных регионов.
Согласен
|
Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»: «Проблема перехода школ на СПО весьма актуальна за счет наличия целого спектра негативных факторов. С одной стороны, это изъяны в реализации, но при этом не стоит забывать и о потребностях учебных заведений. Как верно было подмечено в статье, руководство многих школ в процессе работы сталкивается с более приземленными проблемами, нежели обеспечение софтом без нарушения авторских прав. Обучающие программы на основе СПО существенно отличаются от привычной всем Windows и приложений, работать с которыми учащимся предстоит в будущем на предприятиях и в институтах. Это требует развития учебно-методической базы, однако об успехах на данном направлении ничего не известно. Да и будут ли востребованы на рынке труда молодые люди с отличным знанием СПО, но плохо разбирающиеся в приложениях, на которых производится подавляющий объем учебной и профессиональной работы? Эта проблема куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд, поскольку неверные шаги на данном направлении могут нанести существенный урон качеству учебного процесса со всеми вытекающими последствиями. Данная проблема требует комбинированного решения, которое позволило бы сохранить, и даже повысить качество обучения, не нарушая при этом авторских прав, и обеспечить российских вендоров соответствующими заказами. Перспектива реализации этой задачи при учете ее масштабности и наличия структурных дефектов остается под вопросом».
|
Да, в связи со значительным интересом к проекту со стороны школ субъектов Российской Федерации, не вошедших в число пилотных регионов, было принято решение о привлечении к участию в проекте всех желающих. Получено более нескольких сотен заявок от школ других регионов на присоединение к проекту, которым и были направлены комплекты ПСПО.
А что дальше? В 2009 году, в соответствии все с тем же распоряжением, планируется внедрение пакета свободного программного обеспечения во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Об этом, кстати, тоже шла речь на состоявшемся 2 декабря 2008 года заседании Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Говорилось, что проект этот нуждается в особом мониторинге.
Поэтому никакого сокращения количества регионов не планируется. Другой вопрос – в какой форме все будет реализовано, каких действий потребует от региональных властей. На мой взгляд, обязательно надо подписывать соглашение, по которому органы управления образованием субъектов Российской Федерации будут обеспечивать конкретные организационные мероприятия, проводить разъяснительную работу, организовывать модульные программы повышения квалификации по использованию свободного программного обеспечения. Возможно, Национальный фонд подготовки кадров предложит дистанционную форму подготовки учителей по договорам с регионами. Мы это хорошо умеем делать, да и модульные программы практически готовы.
Как мы уже все поняли, основным результатом пока стало подтверждение самой возможности использования программного обеспечения на основе свободной лицензии для организации учебного процесса в школе. Но! Полномасштабный переход российских школ на свободное программное обеспечение потребует решения целого ряда задач. Это и разработка учебно-методических материалов по использованию СПО, и массовая переподготовка педагогических работников, и корректировка учебных планов и программ в педагогических вузах страны.
Сумма в 5 миллионов рублей на регион, которая необходима вендорам на продолжение реализации проекта, на мой взгляд, ничем ни обоснована. В свое время тот же «Корус» запрашивал на всю работу такую сумму от государства и обещал вложить в десятки раз больше своих средств. Но обещания – это только обещания.
Не согласен
|
Алексей Кондрашов, исполнительный директор Direct INFO: «Зачастую основным навыком, которым необходимо овладеть школьникам, является опыт работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами и базами данных. В этом смысле свободный софт ничем не уступает продукции «Майкрософт», значительно выигрывая в цене. Да и в целом за последние годы СПО значительно эволюционировал и стал существенно удобней в работе (инсталляции и обслуживании), и сейчас по своим потребительским характеристикам не уступает продуктам под Windows. Что касается разработки дополнительных учебных материалов под свободным софтом, то здесь, на мой взгляд, также не должно возникнуть особых проблем при ориентации вновь разрабатываемых учебных программ на многоплатформенность. Например, можно, ориентируясь при разработке на Java, предоставлять эти учебные материалы через единый портал Министерства образования в Интернет. Дополнительно, при разработке учебного СПО можно будет использовать зарубежные учебные программы с открытым кодом, что поможет получить значительную экономию при разработке».
|
Насколько я знаю, детальных расчетов по всем этим направлениям в масштабе всей страны не проводилось. Припоминаю, что год назад эти работы оценивались примерно в 600 миллионов рублей, потом шел разговор о двухстах… Я не видел утвержденного государственного заказа и объявленных объемов финансирования, поэтому говорить об их увеличении – рано. Вот Новозеландская комиссия по вопросам высшего образования выделила около $600 миллионов на финансирование нового образовательного проекта Open Source Learning Laboratory в этом году. Это мало или много? Потом, что мы все время об образовании? Ведь у нас есть еще и армия, и флот, масса федеральных министерств и ведомств, тысячи органов управления в муниципальных образованиях и городских округах. Кстати, в свое время Дмитрий Анатольевич Медведев говорил о том, что уже к концу 2008 года уже ряд федеральных ведомств перейдет на открытый софт.
Кроме того, запустить проект по обеспечению школ СПО для коммерческих структур гораздо выгоднее, чем передвигать в регионы коробки с проприетарным софтом. За всем этим, возможно, стоит создание своего, родного «Микрософта» для обеспечения технической поддержки, гарантированных консультаций и доработок программ с открытым кодом, настроек различных прикладных программных продуктов под новые задачи и новые появляющиеся устройства. Начинать надо с низовых звеньев – муниципалитетов, где круг решаемых задач и используемых информационных инструментов типизирован. Вот это будет конкретно выгодно уже через год-два!
Также задавался вопрос по поводу компенсаций средств, потраченных компаниями за рамками бюджета, которые были выделены на программу. Уверен, что государство не будет их возвращать. Контракт завершен, все плановые работы выполнены, а если и сделано что-то дополнительно – так в этом и есть социальная ответственность бизнеса перед обществом! Тем более, что в отчетных материалах я не видел финансового отчета компаний, о которых идет речь, с выделением конкретных затрат по данному проекту.
Итак, прогнозы развития СПО в сфере образования весьма не радужные. В то время как во многих школах туалеты на улице, крыша течет и детям с особыми потребностями по лестнице на инвалидной коляске не подняться, думаю, софт может быть пока свободен…