30 марта '10
Минкомсвязи будет регулировать мобильные VSAT
Минкомсвязи собирается разработать регуляторную базу для организации VSAT-сетей на подвижных объектах. Прежде всего, ведомство рассматривает вопросы совместимости сетей подвижной спутниковой связи на автомобилях, поездах и морских судах с аппаратурой военного пользования. Далее вопрос будет обсуждаться в Государственной комиссии по радиочастотам.
Напомним, что с идею использования VSAT-сетей на подвижных объектах ГКРЧ предложила в конце 2009 года Национальная ассамблея спутниковой связи. На сегодняшний день только компания «РуСат» имеет частное решение ГКРЧ, касающееся организации связи на борту самолета.
В феврале 2010 года ГКРЧ разрешила авиароуминг за счет использования частот диапазона 1800 МГц для сотовой связи на борту самолетов. Тем не менее, нормативно этот вопрос пока никак не регулируется.
Многие отраслевые эксперты склонны думать, что в ближайшем будущем нормативный вопрос по части VSAT-сетей не будет решен. В планах конверсии на этот год тема регулирования деятельности сетей на подвижных объектах не фигурирует, а внутри ведомств вопрос будет обсуждаться еще довольно долго. Тем не менее, многое зависит от игроков рынка, а в развитии данного направления могут быть заинтересованы не только отечественные представители телекома, но и иностранные игроки, а также государственные структуры.
Ряд экспертов говорит об ограниченности рынка VSAT-услуг на подвижных объектах – небольшом числе как абонентов, так и компаний, которые будут заниматься предоставлением таких услуг. Такая ситуация на данный момент характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Тем не менее, в перспективе около 5 лет рынок будет сформирован.
Эксклюзивные комментарии:
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«Создание регуляторной базы для организации сетей на подвижных объектах должно внести ясность в построение подобных сетей. Но, с другой стороны, я не думаю, что на этот рынок сейчас пойдут десятками компании, все-таки это достаточно ограниченная аудитория - самолеты, поезда. Число абонентов, пользующихся такими услугами, будет невелико. Что касается автомобилей, то надо понять, что это будет. В городах и большинстве населенных пунктов есть сотовые сети, а автомобили многих оборудованы GPS, а у водителей есть телефоны. Как правило, в очень уединенных местах, где нет сотовой связи - нет и дорог. Когда может быть принято соответствующее распоряжение, пока не ясно. Думаю, что это дело не самого ближайшего будущего».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«Это весьма актуальная тема, и, безусловно, следует нормативно регулировать использование VSAT на подвижных объектах. Конечно, это очень нишевой рынок, причем во всем мире. Он не настолько сильно развит, но будет развиваться: пока что он находится только в стадии становления. Многие операторы сейчас ищут новые пути развития и новые услуги. Эта сфера перспективна, и интерес регулятора – вполне обоснованный. Видимо, ожидать серьезной степени его развития стоит через 3-5 лет. А законодательная инициатива, предложенная Минкомсвязи, будет рассмотрена и реализована ближе к концу этого года – началу следующего. Вопрос не стоит остро, но требует регулирования».
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт
УК «Финам Менеджмент»
«Создание регуляторной базы позволит структурировать хаотичное прежде развитие VSAT-сетей. Появятся соответствующие нормы, будут выработаны стандарты работы, появится возможность создания профессионального кодекса этики компаний-операторов, правила и нормы предоставления услуг, ценовая политика станет более прозрачной. Каких-либо официальных заявлений никто не делал, тем не менее, учитывая перспективность данного сегмента и потенциальный список VSAT-сервисов, можно ожидать, что на этот рынок могут выйти и телекоммуникационные компании, и госструктуры, и иностранные игроки. Учитывая, что пока идут различные согласования между ведомствами и единой точки зрения не выработано, ожидать принятия решения в этом году не стоит. В то же время, нельзя исключать того, что, если игроки данного сегмента проявят повышенную активность и выполнят свою часть работы, а потом будут активно лоббировать решение данного вопроса в органах власти, то возможно, что решение будет принято уже в конце этого года».