23 марта '10

РСПП предложил ВЭБу оплатить конверсию частот

Российский союз промышленников и предпринимателей обратился Минкомсвязи с предложением оплатить расчистку частот для сетей 4G из средств «Внешэкономбанка». Такое финансирование может быть осуществлено с условием, что операторы обязуются, написав гарантийные письма, возместить банку расходы после получения частот. Общая стоимость проекта оценивается в 2,4-2,6 млрд руб. Это, по расчетам специалистов, на 20-30% больше, чем предполагалось ранее. МТС уже выразили интерес к финансированию конверсии частот. Но при этом в компании подчеркивают, что бессмысленно было бы вкладывать в конверсию без гарантии получения частот в дальнейшем. Между тем, распределение частот может осуществляться только путем проведения конкурса.
В условия конкурсов на получение частот в таком случае будет внесен пункт, по которому участие в расчистке дает дополнительные баллы. Сами конкурсы состоятся через полтора-два года.
Некоторые отраслевые эксперты говорят о том, что в ходе конвертации логичнее было бы предоставить операторам частоты, не проводя конкурс, но при этом обязать их самостоятельно оплачивать расчистку. Это более эффективно помогло бы развитию 4G и конкуренции в этой сфере, тога как нынешняя модель, предложенная РСПП, не поспособствует созданию конкурентной среды. Другие ксперты согласны, что инвестиции должны идти от государства, но при этом деньги должны идти непосредственно операторам, а не через какие-либо военные структуры.
4G на протяжении еще долгого времени будет только дополнительной услугой для операторов, поэтому желание участвовать в конверсии истолковывается скорее имиджевыми соображениями. Возможно, что предложение РСПП в случае реализации привлечет к конкурсам мелких региональных операторов, предполагают некоторые специалисты.


Эксклюзивные комментарии:

Константин Ермоленко, начальник отдела инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

«Проведение конверсии частот за счет средств ВЭБа выглядит не совсем логичным. Во-первых, возникает вопрос об эффективности их использования. Во-вторых, такая схема не предусматривает создания конкуренции в сегменте 4G, которая необходима для развития направления. Логичнее было бы предоставить частоты непосредственно операторам, но с обязательством провести конверсию за свой счет. В этом случае в программе бы приняли участие лишь те операторы, которые намерены именно развивать направление, а не «застолбить» за собой частоты до лучших времен, поскольку для проведения конверсии вероятнее всего понадобится привлечение заемных средств, а они не бесплатны. Однако стоит отметить, что в любом случае, необходимый уровень рентабельности услуг 4G в среднесрочной перспективе представляется не очень высоким, и операторы могут рассматривать их скорее как имиджевый проект, нацеленный на будущие доходы».
 



Алексей Бизин, ведущий аналитик
ОАО Банк «Петрокоммерц»

«Предложение РСПП логично в том смысле, что первоначальные инвестиции на расчистку спектра должны быть осуществлены государством. При этом на месте ВЭБа может быть любой другой институт развития, цели деятельности которого позволяют ему финансировать данный проект. Участие операторов на первоначальном этапе действительно может усложнить дальнейшее распределение частот на конкурсе. Логично было бы компенсировать, понесенные государством затраты после получения лицензии. Для широкого круга операторов такая схема также выглядит предпочтительной, т.к. фактически уравнивает всех участников перед началом конкурса. С другой стороны, крупнейшие операторы, обладающие возможностями по софинанисрованию проекта, безусловно, заинтересованы в получении преимущества перед конкурсом. Поэтому, по сути, проблема заключается в следующем: делать ли выбор в пользу крупнейших компаний сейчас или же определять победителей на конкурсе без дополнительных преференций. Лобби «тройки» достаточно велико для того, чтобы конечным вариантом стала схема с совместным финансированием программы как со стороны государства, так и со стороны частных операторов».
 



Маргарита Зобнина, доцент
НИУ-ВШЭ

«3G операторы внедряли за свой счет. Но сейчас не та экономическая обстановка, все намного сложнее. Оформить финансирование в виде кредита – вполне логично, но все зависит от реализации проекта. Деньги должны идти непосредственно операторам, это позволит сделать процесс более прозрачным. Если деньги будут идти через военных, то это будет более рискованный вариант. Проект снизит требования к участию в конкурсе, и в нем смогут участвовать мелкие региональные операторы. На данный момент, скажем, МТС проще получить кредит, чем, скажем, СМАРТС или МРК «Связьинвеста».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов