22 марта '10
Россия и США поделятся списками высокотехнологичных компаний
Рабочая группа во главе с министром образования РФ Андреем Фурсенко и помощником Барака Обамы по науке и технологиям Джоном Холдреном представит списки высокотехнологичных компаний двух стран, которые проявляют интерес к иностранным инвестициям. Финальное заседание группы пройдет в Вашингтоне 28-29 апреля 2010 года. Список компаний с российской стороны готовит Минэкономразвития. Предполагается, что российские доли в предприятиях предложат компании, занимающиеся софтом и микроэлектроникой.
Тем временем Российско-американская президентская комиссия под сопредседательством Дмитрия Медведева и Барака Обамы рассмотрит «ряд перспективных проектов» в области нанотехнологий, IT и защиты окружающей среды. Подчеркивается, что покупка технологий за рубежом – это единственная возможность для России успешно провести модернизацию, о которой говорит президент Медведев.
Комментаторы признают, что слова об отсталости россии в технологическом плане от западных стран справедливы. Ряд аналитиков говорит о сотрудничестве России с Европой как о более перспективном. Это обуславливают большей заинтересованностью в средствах на развитие (из-за нестабильности в экономике ЕС) и в целом более развитым экономическим сотрудничеством с нашей страной. Тем не менее, отмечают некоторые эксперты, именно в США значительнее всего развита коммерциализация различных разработок.
Интерес к России некоторые специалисты объясняют скорее политической обстановкой и отношениями России с США. Другие специалисты говорят о незаполненности рынка и возможной маржей в случае, если проекты получат успешное развитие. При этом говорится, что в ходе сотрудничества с Соединенными штатами РФ вряд ли получит новейшие технологии, поскольку это невыгодно американской стороне.
Эксклюзивные комментарии:
Маргарита Зобнина, доцент
НИУ-ВШЭ
«Считается, что в России очень много хороших ученых, но недостаточно менеджеров для коммерциализации изобретений. Если, например, в США на одного ученого приходится 10 менеджеров, то в России ситуация обратная. У нас весьма сложная ситуация с выведением высокотехнологичной продукции на рынок, тогда как в Америке – отлаженная система. Если в Россию придут настоящие инвестиции, не контролируемые бюрократической системой, и изобретения будут внедряться не «по знакомству», а по рыночным принципам, то это будет позитивный шаг для рынка. Возможно, с Европой проще работать по лицензиям, а опыт чисто теоретически можно было бы взять и японский: там сначала копировали иностранные решения, а потом сделали ставку на определенные технологии. Но в США наиболее продвинутая система коммерциализации. То, что зарубежные компании захотели вкладывать в Россию – скорее политический момент, ведь инвестиционный климат в России не улучшился».
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«Думаю, что подобные связи должны положительно сказаться на развитии отношений между нашими странами и помочь двигаться вперед, но, в любом случае понятно, что вряд ли можно говорить о всеобщей работе, все-таки каждый в технологиях «за себя». Пока у нас мало разработок в сегменте IT, я думаю, нет ничего страшного, если мы сможем заимствовать их у наших зарубежных коллег. Прежде всего, думаю, как раз речь может идти о совместно работе именно с Америкой, чем с Европой. Интерес западных компаний к России очевиден и обусловлен возможными дивидендами в случае положительного результата работы, с большей маржей, нежели в других странах, а также еще не развитым рынком».
Татьяна Менькова, аналитик
ИК «Финам»
«По ряду направлений российская наука сильно отстала от разработок развитых стран, и для ликвидации этого отставания потребуются существенные инвестиции, прежде всего, со стороны российского бюджета. По сути, приобретение технологий является необходимым условием реализации идеи модернизации экономики, т.к., с одной стороны, позволит сократить временные затраты на разработки собственными силами, а с другой стороны – многие иностранные высокотехнологичные компании в условиях спада в IT-отрасли заинтересованы в притоке инвестиций, в связи с чем для российского бизнеса существует возможность войти в их капитал на привлекательных уровнях. Маловероятно, что США будут готовы поделиться с Россией перспективными высокотехнологичными разработками, и об этом косвенно свидетельствует ситуация с недавним срывом сделки по покупке «Сбербанком» автопроизводителя Opel у General Motors. То есть существует вероятность, что американский рынок высоких технологий так и останется закрытым для российских инвестиций. В то же время, можно ожидать интереса американских компаний ко вхождению в капитал российских компаний в сфере IТ и телекоммуникаций, т.к. указанный сегмент развивается в РФ достаточно динамично и интересен с точки зрения технологий. Полагаю, что более конструктивным с точки зрения вложения российского капитала будет выглядеть сотрудничество с европейскими партнерами в силу, с одной стороны, негативных процессов в экономике ЕС и потребности в средствах на развитие, а с другой стороны – в силу более тесного экономического и политического сотрудничества России с ключевыми европейскими странами и, соответственно, возможности ведения более эффективного диалога. Скорее всего, инвестиции в иностранные компании будут представлять собой не полную покупку их бизнеса, а возможность вхождения в капитал, в ряде случаев – и получение контроля».