12 марта '10

Электронный документооборот внедряется в регионах

11 марта министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев провел всероссийское совещание с представителями субъектов РФ на тему «Приоритетные задачи по переходу на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде». В собрании приняли участие представители Минэкономразития, бизнес-структур, банков и ОАО «Ростелеком».
Подчеркивается, что рекомендации для регионов включают в себя три направления: организационное, нормативно-правовое и техническое. Предполагается создание соответствующей инфраструктуры в различных учреждениях вплоть до муниципалитетов. Субъектам Федерации рекомендовано создать колл-центры. Также они должны будут готовить реестры госуслуг и размещать в собственных дата-центрах, а оттуда информация будет поступать на портал gosuslugi.ru. Чиновники в каждом субъекте должны иметь возможность обмениваться данными для предоставления услуг. Оказание каждой из услуг будет также контролировать головной удостоверяющий центр.
Некоторые аналитики говорят о необходимости готовых шаблонов функционирования электронного документооборота, по которым могли бы работать субъекты Федерации. Они предлагают сначала создать весь перечень услуг и впоследствии решать технические и юридические вопросы. Причем в решении вопроса о регулирования удаленных платежей, вероятно, захотят участвовать банки и электронные платежные системы. Также важным моментом является обучение кадров. С технической стороны – информации, которая будет циркулировать в новой системе, необходима защита, например, цифровые подписи.
Несмотря на обещания чиновников привести проект в жизнь в кратчайшие сроки, эксперты предполагают, что на реализацию может уйти от двух до пяти лет. В целом эксперты положительно оценивают проект, поскольку его внедрение должно облегчить как работу конкретным чиновникам и общение граждан с ними, так и работу региональных структур в целом.


Эксклюзивные комментарии:

Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO

«Ничего сложного в осуществлении проекта нет. Это представляется правильным решением: если раньше каждый регион разрабатывал все сам, то сейчас все централизуется. С появлением дата-центров и всей необходимой инфраструктуры чиновникам остается работать исключительно в браузере. При этом, конечно, нельзя забывать о безопасности: необходимы будут система электронной подписи, шифрование документов, отслеживание конфиденциальности. Программное обеспечение само по себе уязвимо. Для передачи информации будут использовать явно открытые сети, возможно, «Ростелеком» бы мог предложить создать свою собственную сеть под проект, но это дорого. По сути, уже существует законченные системы документооборота, в том числе системы с открытым кодом. В частности, речь идет о социальных сетях. Надо только адаптировать ПО в соответствии с требованием госнужд. Думаю, на реализацию проекта уйдет около двух-трех лет. Всю систему можно разработать за год, но ее совершенствование займет еще время».



Олег Леонов, коммерческий директор
компания «Сумма-телеком»

«Мы только-только встали на эту дорогу, и еще не даже не дошли до первого поворота. Чтобы реализовать весь спектр возможностей электронных госуслуг, потребуется несколько лет и несколько миллиардов рублей. Обычно на внедрение подобных проектов необходимо примерно три года. Учитывая масштабы нашей страны, думаю, не стоит рассчитывать на сроки ранее 2015 года - если говорить о проекте в том виде, в котором он должен быть, не разбирая его по частям и этапам. Хотя стоит отметить, что уже сейчас Интернет серьезно влияет на сознание чиновников. В качестве примера можно привести случаи, когда апелляция к общественному мнению сказывается на действиях того или иного министерства. Поэтому перевод их работы на электронные рельсы еще больше усилит взаимодействие с общественностью. Что касается юридических аспектов, то я думаю, в рамках государственной программы они будут легко урегулированы до 2015 года».



Владислав Исаев, аналитик
ИК «Финам»

«Подход нам представляется исходно не совсем верным в силу того, что без наличия готовых шаблонов и технических решений, без урегулирования всех законодательных вопросов регионы могут пуститься кто в лес, кто по дрова, и в результате всю работу придется начинать с нуля. Правильный алгоритм нам представляется следующим. Сначала - составление полного перечня услуг, которые могут оказываться дистанционно. Затем - урегулирование всех законодательных вопросов. После этого - создание единого информационно-проектного центра, который будет разрабатывать весь проект в целом начиная от программистских решений, дизайна и функционала сайтов и до разработки скриптов для работников колл-центров. И, наконец, все это должно быть передано регионам в виде готовых шаблонов, плюс проведена централизованная работа по обучению кадров, которые будут осуществлять работу по внедрению решений на местах. Переход к такому виду услуг на общероссийском уровне можно ожидать не ранее чем через два года. Идеологические мероприятия логичнее было бы устраивать не для региональных министров связи, которые все равно реальным процессом заниматься не будут, а непосредственно для технических исполнителей, которые будут проводить конкретную техническую работу на местах. Процесс урегулирования юридических аспектов может оказаться очень длительным и потребовать внесения множества поправок в законы и подзаконные акты, в особенности в вопросах удостоверения личности заказчиков услуг и систем удаленной оплаты. Последний пункт может стать объектом активного лоббирования банков и электронных платежных систем. Что же касается того, каким образом будут удостоверяться личности заказчиков, то тут могут столкнуться два решения - выделение россиянам индивидуальных адресов электронной почты в рамках единой системы и с системой авторизации, либо предоставление возможности каждому получить ЭЦП».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов