11 марта '10
EBay отказывает российским пользователям
Ряд зарубежных интернет-магазинов и интернет-аукционов, включая лидера в данной сфере eBay, отказываются оформлять заказы для российских пользователей. Причиной стало то, что срок доставки через «Почту России» увеличился с двух недель до двух месяцев, тогда как по правилам, установленным eBay, аккаунт продавца блокируется, если товар не поступил покупателю в течение 30 дней с момента оплаты. Эта проблема затронула и сервис экспресс-доставки «Почты России» – EMS.
Тем временем, в середине марта планируется открытие российского филиала eBay и запуск портала. Из нововведений на сайте, кроме русскоязычного интерфейса, появятся рублевые цены и автоматический перевод поисковых запросов на русском на английский. Все расчеты будут проходить через принадлежащую eBay систему электронных платежей PayPal.
Отраслевые аналитики отмечают, что проблемы с доставкой обусловлены, прежде всего, долгим пребыванием посылок на таможне. О влиянии на процесс Федеральной таможенной службы говорят и источники на рынке. Ряд экспертов также предполагает, что, открывая российское представительство, за счет привлечения массового внимания к проблеме доставки товаров eBay планирует добиться привилегий от «Почты России» для службы доставки PayPal. Отметим, что на данный момент россияне не могут пользоваться платежами через PayPal, работая с eBay.
Для повышения эффективности доставки товаров через «Почту России» специалисты предлагают различные меры. Это и восстановление сортировочных центров, и увеличение штата оператора, и улучшение коммуникации с ФТС. В последнем случае необходимо наладить электронную связь, с помощью чего почтовый оператор мог бы указывать декларируемую цену товара. В данном случае, опять же, важен интерес к изменениям со стороны самой службы.
Эксклюзивные комментарии:
Татьяна Менькова, аналитик
ИК «Финам»
«Вообще, вся волна, поднятая eBay, выглядит несколько странно и, возможно, не случайно совпала с планами компании более активно продвигаться на российском рынке. Проблемы со сроками доставки и, в частности, долгим оформлением на таможне возникли не вчера, и всем, кто регулярно совершает покупки на иностранных интернет-аукционах и в интернет-магазинах, приходилось с этим сталкиваться. Проблема с отказом ряда продавцов иметь дело с покупателями из России обычно исчерпывается в случае, если покупатель пользуется PayPal. Возможно, в свете активизации своей деятельности в России «ебэевцы» пытаются добиться для службы доставки PayPal лучших условий от «Почты России», поднимая волну публикаций и обсуждений тем на форумах и в блогах. Не понимаю, почему именно товары, заказанные на eBay должны иметь приоритет при доставке через «Почту России»? В России есть свои интернет-аукционы (и свои платежные системы, кстати) - почему бы тем, кто покупает на них, не предоставить льгот? К тому же, сам eBay не идет навстречу россиянам и, ссылаясь уже несколько лет на проблемы с российской почтой, не позволяет им получать платежи по PayPal (владельцем которой является eBay). Отрицательно влияет на скорость доставки долгий период обработки посылок. Покупаемые через eBay товары часто бывают нестандартными, есть среди них и те, которые могут попадать под ограничения российского законодательства (в частности, многие предметы коллекционирования, связанные с Третьим Рейхом, макеты оружия и т.д.). Не надо забывать и об общих проблемах нашей таможенной службы. Вероятно, сейчас eBay попытается более активно лоббировать свои интересы, возможно, первые шаги в этом направлении мы уже наблюдаем. Существенно улучшить ситуацию могло бы разрешение россиянам получать платежи по PayPal, но для того, чтобы оно стало реальностью, компании необходимо обеспечить соответствие своим срокам доставки. Впрочем, можно просто увеличить эти сроки для сделок с Россией».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Для повышения качества работы «Почты России» необходимо восстановить закрытые недавно сортировочные центры, а также наращивать численность работников международного почтамта. Это мероприятия «первой очереди». Затем следует оптимизация внутренних и внешних (взаимодействие с ФТС) процессов. Те же проблемы (кадры, внутренняя эффективность) актуальны и для ФТС. Не стоит забывать, что импорт из стран дальнего зарубежья растет. Например, в январе-феврале 2010 года он увеличился на 8,8% - до $19,75 млрд. Критического, и даже сильно ощутимого резонанса для работы «Почты России», при учете масштабов последней, из-за сложностей с eBay ждать не следует. Открытие российской версии портала позволит привлечь к проблеме больше внимания. Учитывая нынешнюю политическую конъюнктуру, вероятность положительного решения ощутима».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«У проблемы с доставкой посылок два аспекта. С одной стороны, увеличилось число людей, пользующихся возможностью посылок из-за рубежа. С другой – возможно, активизировалась ФТС. Согласно российскому законодательству, таможенные сборы налагаются на товары стоимостью свыше $300. В последнее время увеличился поток товаров, увеличился и контроль. И, прежде всего, это отразилось на «Почте России» - другие операторы в этом плане пострадали меньше. Помочь изменить ситуацию можно либо с помощью предложенных самим оператором мер, либо с помощью упрощения процедуры таможенного досмотра почтовых посылок. Хотя последнее представляется маловероятным. Пока что таможенная служба не успевает справляться с количеством посылок. Вообще, за счет дополнительных мер ФТС борется с «серым» товаропотоком. Хотя именно через почту идут копеечные доли всего потока, служба стремится контролировать их. Проверки были и раньше, но раньше это напоминало лотерею, сейчас же ФТС повышает собираемость налогов. Подобную ситуацию с увеличением количества идущих из-за границы товаров можно было видеть недавно на рынке бытовой техники. Там транзит происходил с участием различных ассоциаций, был налажен информационный обмен между Федеральной таможенной службой и компаниями. Таким образом, кто-то проходил проверки «в усиленном режиме», кто-то – нет. В данном случае сообщение могли бы наладить представители eBay, хотя они вряд ли пойдут на это. Может это сделать и «Почта России», присылая в электронном виде декларированную стоимость каждой посылки. Важно, насколько объективно будет оцениваться товар».