25 февраля '10
ГКРЧ разрешила авиароуминг
19 февраля Государственная комиссия по радиочастотам объявила о разрешении использования для сотовой связи на борту самолетов радиочастот в диапазоне 1800 МГц. Связь стандарта GSM-1800 будет доступна на высоте от 3 тыс. м., поскольку на меньших высотах она может создавать помехи бортовой аппаратуре (там базовые станции будут отключаться).
Чтобы предоставлять такие услуги, оператор должен будет получить дополнительное разрешение на использование линии «борт-спутник-земля». «Мегафон», тем временем, уже заявил об интересе к авиароумингу на бортах средне- и дальнемагистральных лайнеров. Компания ожидает, что наиболее востребованной услугой станет высокоскоростной доступ в Интернет. МТС в данный момент сотрудничает в области предоставления сотовой связи в самолетах с такими компаниями как OnAir и AeroMobile.
Аналитики говорят о том, что сервис авиароуминга будет вводиться как премиум-услуга. Поскольку операторы несут значительные затраты для осуществления передачи данных через спутниковые каналы связи, им невыгодно снижать цену. Некоторые специалисты отмечают, что доходы от премиум-услуг в целом у авиакомпаний снижаются, а более массовой сотовая связь в самолетах в краткосрочной перспективе не станет. Востребована она будет, прежде всего, в бизнес-сегменте.
Ряд комментаторов утверждает, что на бортах самолетов основной спрос будет приходиться на доступ в Интернет. Прежде всего, подобные услуги заинтересуют пользователей дальнемагистральных направлений. Распространению авиароуминга может способствовать активное внедрение технологий LTE. Оно дает возможность для улучшения качества передачи видео- и ТВ-сигнала.
Эксклюзивные комментарии:
Денис Камынин, исследователь-аналитик
J'son & Partners
«Безусловно, услуга авиароуминга займет свою нишу и будет востребована в бизнес-сегменте (как передача голоса, так и обмен данными) на дальнемагистральных, и, возможно, среднемагистральных направлениях. Стремительного удешевления услуги ждать, конечно, не стоит, так как передача данных, использующая спутниковые каналы связи, -
удовольствие не из дешевых, и вряд ли спутниковые операторы пойдут на значительное уменьшение стоимости своих услуг для компаний-операторов сотовой связи. Радиочастот диапазона 1800 МГц вполне достаточно для работы большинства современных мобильных терминалов стандарта GSM, расширение частотного диапазона в обозримом будущем вред ли произойдет. В Европе подобная услуга начала предоставляться с 2007 года и стоимость минуты разговора в авиароуминге $3-$6. На том же уровне, думаю, цены будут и у операторов «большой тройки».
Константин Каменев, руководитель отдела мобильных решений
ИК «Финам»
«Давайте посмотрим на статистику авиаперевозок. По данным Росавиации, в первом полугодии 2009 года российские авиакомпании перевезли 18,75 млн пассажиров (падение на 18% к первому полугодию 2008 года). В июне объем авиаперевозок составил 4,62 млн пассажиров - на 13,4% меньше, чем в июне 2008 года. Таким образом, темпы падения существенно замедлились по сравнению с началом года, когда пассажиропоток падал в среднем на 20% в месяц, но все равно число авиапассажиров продолжает сокращаться. Говорить о том, что услуга станет доступной и массовой в ближайшем будущем не приходится. Сотовой связью на борту станут пользоваться преимущественно корпоративные клиенты, сегмент покупателей авиабилетов бизнес-класса. Средний ARPU у операторов «большой тройки» не превышает $12, в первую очередь у операторов наблюдается падение доходов от премиальным услуг, к которым относится роуминг. Все данные говорят о том, что эта услуга массово востребована не будет, среднестатистический абонент воспользуется ей только в неотложных случаях».
Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»
«На первоначальном этапе авиароуминг действительно будет эксклюзивной услугой для относительно небольшой категории клиентов. Повышение ее «массовости», скорее всего, будет связано не столько с голосовой связью, сколько с беспроводным широкополосным доступом в сеть Интернет, причем популярность может возрасти с развитием стандартов связи, которое приведет к возможности качественной передачи видео- и ТВ-сигнала. С точки зрения снижения стоимости, с одной стороны, у российских операторов есть «пространство» для этого: в Европе стоимость роуминга выше, чем в России, мобильные компании могут установить тарифы на «европейском» уровне, а затем снижать. С другой стороны, диапазон цен сильно ограничивается затратами на обеспечение услуги, в частности - тарифами на использование спутника, которые пока вряд ли будут снижаться. Расширение частотного диапазона услуги возможно в соответствии с развитием новых стандартов - к примеру, появлением LTE. Однако если новые стандарты будут высокочастотными (скажем, LTE в диапазоне около 2,4 ГГц), предоставление услуги может стать технически сложнее реализуемым».