10 февраля '10

УФАС обвинило «Мегафон» в недобросовестной конкуренции

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Архангельской области признало «Мегафон» виновным в недобросовестной конкуренции. В вину оператору вменяется то, что его sim-карты в рамках специальной акции (с 24 по 29 октября 2009 года) раздавались без заключения контракта с абонентом.
Заявление, поступившее в УФАС от МТС, гласит о том, что местном торговом комплексе «На Окружной» продавались предактивированные комплекты с sim-картой, тарифным планом «Сказка» и 100 минутами «в подарок». Покупатель мог начать пользоваться услугами связи оператора после того, как средства поступали на лицевой счет. В течение 10 дней с момента первого платежа пользователь должен был обратиться в офис продаж и обслуживания Северо-Западного филиала ОАО «Мегафон» для заключения договора на оказание услуг связи. При этом требовалось предъявить документ, удостоверяющий личность, и приобретенный комплект. Утверждается, что таким образом оператор нарушил закон «О связи», нарушил правила конкуренции и предоставил услуги связи анонимным абонентам.
Ситуацию с продажей «Мегафоном» sim-карт без подписания контракта специалисты называют неоднозначной. Закон «О связи» (а также Правила оказания услуг подвижной связи) действительно признают нарушенным. Но при этом в другом документе - Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи - оговорена возможность заключения договора через конклюдентные действия, и в таком случае он является заключенным после звонка или внесения платежа.
Многие юристы говорят о том, что обвинения в недобросовестной конкуренции может выносить только антимонопольный орган, чего в отношении оператора пока не произошло. «Мегафон» явно попытается обжаловать обвинения в суде, но в успехе компании юристы сомневаются. Тем временем, поскольку это не самый типичный прецедент, его разрешение может иметь серьезное значение для рынка.


Эксклюзивные комментарии:

Эдуард Бабанов, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Бабанов, Тарлыгин и партнеры»

«Действительно, по сложившейся традиции, которая пошла еще со времен, когда для использования мобильного телефона требовалась лицензия, все операторы мобильной связи заключают с абонентами исключительно письменный договор, включая в него необходимые персональные данные. Вместе с тем, с точки зрения формального права, ситуация достаточно спорная. С одной стороны, в соответствии с пунктами 15, 18, 19 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 года № 328, договор на оказание услуг связи заключается в письменной форме. При заключении договора гражданин должен представить оператору связи документ, удостоверяющий личность, а в договоре должны быть указаны сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность). С другой стороны, согласно п. 2 ст. 162 Гражданского кодекса РФ, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность только в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон. Однако ни закон «О связи», ни иной федеральный закон не устанавливает обязательной письменной формы договора о связи. Более того, например, пункт 48 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, допускает заключение договора путем совершения конклюдентных действий. В этом случае договор считается заключенным с момента осуществления абонентом вызова либо внесения авансового платежа. Почему операторы мобильной связи не ставят вопрос о том, что их права ущемлены по сравнению с операторами фиксированной связи? Но, боюсь, революции не произойдет и попытки «Мегафона» обжаловать состоявшееся решение УФАС успехом не увенчаются. Как правило, судьи – люди консервативные».



Максим Столяров, адвокат
Коллегия адвокатов «Князев и партнеры»

«В силу закона «О связи» услуги связи предоставляются на основании договора с абонентом. А согласно Правилам оказания услуг подвижной связи, которым подчиняется деятельность сотовых операторов, договор на оказание услуг подвижной связи должен заключаться в письменной форме между абонентом и оператором в двух экземплярах и подписываться сторонами. Продажа комплектов торговым центром с выдачей кассового чека не соответствует данному правилу. Это одно нарушение. Далее, Правила указывает ряд требований к договору: это и личные данные, и реквизиты счета и лицензии оператора, и другие сведения. И эти требования не были соблюдены. Таким образом, «Мегафон» нарушил требования закона «О связи» к договору оказания услуг связи и с помощью этого нарушения получил преимущество на рынке. Учитывая его доминирующее положение, полагаю, что УФАС правомерно признало «Мегафон» виновным в недобросовестной конкуренции».
 







Популярных моделей станков для холодной ковки.

© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов