3 февраля '10
«Связьинвест» планирует создать «социальный» интернет-тариф
Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев заявил, что необходимо создать в России «социальный» тариф на доступ в Интернет. Такую перспективу министр обсудил с руководителями МРК «Связьинвеста» 2 февраля. На совещании, состоявшемся в Хабаровске, обсуждалась возможность снижения цен на доступ в Интернет, в частности, на Дальнем Востоке. О необходимости создания специальных тарифов для регионов говорил еще в 2008 году Президент РФ Дмитрий Медведев, упоминая, что зачастую цены на доступ в сеть не соответствуют уровню жизни местного населения. При увеличении проникновения ШПД в регионах, разница с Москвой по ценам на Интернет все еще существенна, заявляют в Минкомсвязи.
Предполагается, что снижение будет осуществляться в несколько этапов. Цена на «социальный» тариф должна составить 400-500 руб. в месяц. Представители «Связьинвеста» уже заявляли, что готовы пойти на определенные издержки в рамках МРК.
Проект создания «социального» интернет-тарифа в экспертном сообществе восприняли неоднозначно. С тем, что инициатива может быть полезна для распространения доступа в сеть, согласны все эксперты (хотя ряд аналитиков отмечает, что в идеале цена должна быть еще меньше заявленной). На данный момент степень информатизации России, объявленная важной задачей, которую необходимо решать на федеральном уровне, пока еще достаточно низка. Причем подобная ситуация наблюдается не только на окраинах, но и ближе к центру, вплоть до Подмосковья. Но высокие цены функционирующих на рынке местных провайдеров чаще всего обусловлены тем, что строительство инфраструктуры требует значительных затрат, и компании действуют в рамках рыночной логики. К тому же, действительно дорогими являются только высокоскоростные тарифы.
Одна из опасностей, которые несет появление «социального» тарифа, - затруднение выхода на рынок новых игроков. «Связьинвест» за счет новой услуги может стать фактическим монополистом в сфере ШПД во многих регионах. Ряд специалистов предлагает в качестве альтернативы для успешного функционирования рынка поддерживать новые компании, создавая благоприятный климат для их развития и здоровой конкуренции.
Эксклюзивные комментарии:
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«С точки зрения социальной значимости проекта инициатива заслуживает положительной оценки: доступный Интернет для регионов может оказать значительное влияние на информатизацию общества. На текущий момент стоимость услуг и качество обслуживания провайдеров даже ближайшего Подмосковья оставляет желать лучшего, а люди в регионах с завышенными тарифами для доступа в сеть находятся в частичном информационном вакууме. Эту ситуацию очень желательно изменить. С рыночной точки зрения вопрос требует очень осторожного решения. В идеале снижение стоимости должно происходить за счет возникновения конкуренции, и последующей борьбы за потребителя. Установка тарифов аффилированными с государством компаниями, скорее всего, приведет к вытеснению с рынка существующих монополистов локального масштаба и заблокирует выход на рынок новых участников. Возможно, большей эффективности можно было бы достигнуть за счет последовательного создания благоприятных условий для выхода новых игроков на целевой рынок. Например, упрощенные условия для регистрации, государственного контроля и налогообложения предприятий отрасли. В любом случае, вмешательство государства должно носить интеллектуальный характер, а не представлять подмену одного монополиста другим. Иначе рынок может развиться, но лишь на основе предложения более качественных услуг, альтернативных вариантам от «дочек» «Связьинвеста», что будет не лучшим сценарием развития ситуации для государственной компании».
Анастасия Крылова, аналитик
Парк.РУ
«С точки зрения конечного потребителя, возможность получить безлимитный доступ в Интернет в регионах по «социальным» ценам довольно заманчива. Однако не стоит забывать, что высокие цены на услуги интернет-провайдеров в регионах обусловлены не столько жадностью провайдеров и их монопольным положением в ряде городов, сколько общей неразвитостью инфраструктуры. Техническая оснащенность регионов отстает от Москвы на несколько лет, соответственно, и уровень цен на доступ в сеть там соответствует столичным ценам образца 2006-2007 года. Средства, которые получает провайдер, он в итоге тратит на развитие сетей и увеличение количества подключенных районов и домов, это рынок, и как на любом рынке, снижение цен является одним из инструментов конкурентной борьбы за потребителя. В такой ситуации разумнее было бы не создавать директивы о снижении цен, а стимулировать развитие интернет-провайдеров и конкуренцию между ними в регионах. С другой стороны, снижение цен со стороны крупного провайдера может просто вытеснить с регионального рынка более мелких операторов, чей уровень развития и технической оснащенности не позволит им существенно снизить цены без убытка для бизнеса. А уход с рынка мелких провайдеров может привести к тому, что дочки «Cвязьинвеста» займут монопольное положение на региональных интернет-рынках, а это в итоге отрицательно скажется и на качестве связи и на стоимости услуг».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«Инициатива, безусловно, может способствовать повышению доступности Интернета. Хотя тарифы стоимостью 400-500 руб. – все же достаточно дорогие, но по сравнению с тем, что мы наблюдаем сейчас (от 1000 руб.) это, конечно, прогресс. Оптимальная цена – мне кажется, до 300 руб., примерно столько же, сколько тратится на телефонную связь. Стоит отметить, что развитие Интернета в регионах сдерживается не только тарифами, но и отсутствием мощностей: там строительство сетей может быть просто нерентабельным (например, на Крайнем Севере). Надо стимулировать снижение стоимости услуг и у магистральных провайдеров. Но действительно дорогие тарифы – те, которые предлагают не только безлимитный, но и высокоскоростной доступ в сеть. В целом цены - но, естественно, при доступе с низкими скоростями - в регионах все же ниже, чем в столице».