За последнее время государство все чаще обращает взор на телекоммуникационную отрасль и даже периодически помогает ее развитию – финансово ли, законодательно, или хотя бы морально. Сфера интересов при этом уже не ограничивается двумя столицами: в регионы идут ШПД, «электронное правительство», цифровое телевидение и прочие радости прогресса. В областях тем временем происходят свои, внутренние процессы, не всегда попадающие во внимание госорганов и не всегда соответствующие ожидаемым «сверху» трендам. Город Череповец, например, хотя и расположен в одном с Москвой часовом поясе, находится на значительном удалении от столицы как по расстоянию, так и по специфике местного телеком-рынка. Но пример этого города, известного, прежде всего, своей промышленностью, показателен – в том плане, что здешних игроков волнуют практически те же вопросы, что и любое областное предприятие в области ИКТ. И первым делом – опять-таки поддержка и вообще адекватное отношение со стороны власти. В рамках рубрики «Региональный вопрос» «Современные телекоммуникации России» пообщались с компанией «Череповец Телеком» (торговая марка ЗАО «Черметресурс»), предоставляющей услуги подключения к Интернету по выделенной линии, телефонии и различные виды передачи данных, дабы узнать, какие вопросы считает предприятие наиболее актуальными для себя и отрасли. Эксперты из нашего пула озвучили свое мнение по этим вопросам.
«Череповец Телеком» спрашивает:
Какие государственные программы по развитию связи, касающиеся регионов, Вам кажутся наиболее важными на данный момент?
Насколько возможно льготное кредитование российских операторов связи?
Как Вы оцениваете возможность использования локальными компаниями сетей МРК (в частности, ОАО «Северо-Западный Телеком») для предоставления услуг клиентам МРК?
Какие меры могут быть приняты для предотвращения либо смягчения последствий конфликта законодательства по регистрации сетей связи (имеются в виду системные проекты) с распоряжением об обязательной регистрации с 01.01.2010 г., учитывая отсутствие методики и нормативной базы? Как Вы оцениваете саму перспективу введения регистрации?
Эксперты отвечают:
Владислав Исаев, аналитик ИК «Финам»:
1. Откровенно говоря, мы не видим таких программ. Государство заняло достаточно пассивную позицию в сфере развития связи в регионах. Точнее, есть компании с государственным контролем, которые активно строят сети, вводят новые услуги и так далее. Однако они делают это в рамках развития своего бизнеса, а не в рамках каких-то государственных программ. По сути, роль государства здесь больше сводится к различным вербальным интервенциям.
2. Никаких предпосылок для этого нет. Это такой же субъект бизнеса как, скажем, торговые сети или производители алкоголя. Возможно, отдельные крупные операторы могут рассчитывать на получение гарантий по кредитам, что снизит их стоимость, но о каком-то массовом льготном кредитовании речи не идет.
3. У нас есть большие сомнения, что СЗТ будет предоставлять свои сети конкурентам, которые планируют получать доход от его же клиентов. Доступ к сетям, конечно, будет открыт, однако речь идет о работе с собственной клиентской базой.
4. Мера понятна - перенос сроков введения новых требований, которые все равно невыполнимы. Другой вариант - фактическое игнорирование несоблюдения операторами требований закона. После переноса требований по защите персональных данных вполне логично подобное решение по регистрации сетей.
Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»:
1. В первую очередь поддержка региональных операторов WiMAX-доступа. В отношении сотовых компаний пока определенных качественных действий предпринято не было.
2. Политическая конъюнктура благоприятная. При условии формирования общей позиции операторов по данному вопросу в рамках отраслевой саморегулируемой организации запуск динамичной программы возможен.
3. Позитивно. Однако вопросы взаимодействия с МРК в данном контексте требуют более глубокой проработки и изначальной регламентации.
4. В целом инициатива оправдана, однако, учитывая ее возможный шоковый эффект для бизнеса, ее ввод в действие может быть отложен на 8-12 месяцев.
Сергей Захаров, старший аналитик ИФК «Алемар»:
1. Существующие федеральные целевые программы, профильные для отрасли связи, к сожалению, ограничиваются лишь программами «Электронной России» и развития телерадиовещания. В остальном телекоммуникационный аспект присутствует в комплексных программах развития регионов, причем в географическом разрезе упор делается на Дальний Восток и юг России. Ключевой из имеющихся нам представляется «Электронная Россия». С ней связаны основные надежды, так как данная ФЦП затрагивает интересы федеральных органов власти, что повышает вероятность ее успешной реализации и создания для этого необходимой инфраструктуры. Данная инфраструктура включает модернизацию сетей и оборудования и ускорение внедрения таких современных услуг, как ШПД. А все перечисленное имеет ключевое значение именно для российских регионов.
2. С точки зрения долгового рынка, условия кредитования операторов связи должны быть благоприятными, поскольку отрасль меньше других пострадала от кризиса и, как правило, генерирует стабильный денежный поток, обеспечивая платежеспособность компаний. Но по той же причине рассчитывать на какие-то дополнительные преференции «сверху» телекомам не приходится - слишком много других «страждущих». Однако вопрос может быть актуален в свете реорганизации «Связьинвеста»: если будет поставлена задача быстрой модернизации и внедрения новых современных услуг, доступ к кредитным ресурсам может быть упрощен. В первую очередь, это коснется компаний с госучастием (которые смогут кредитоваться, допустим, в ВЭБе), но может повлечь улучшение рыночных условий и для остальных телекомов вследствие конкуренции кредиторов за оставшихся надежных заемщиков.
3. С точки зрения упрощения доступа локальных компаний к сетям МРК, мы бы не стали строить иллюзии. Явная тенденция усиления присутствия государства в отрасли может привести к тому, что максимальное количество услуг для клиентов будет внедряться самими МРК. Для других игроков останутся лишь нишевые возможности с неочевидной экономической эффективностью.
4. Учитывая критическую ситуацию — на исправление коллизии времени практически не осталось - единственным выходом из сложившегося положения мы считаем перенос сроков обязательной регистрации на полгода-год. Необходимость регистрации мы не считаем очевидной для рынка услуг связи, хотя она объяснима со стороны госконтроля. К сожалению, важным является и тот момент, что ведомству гораздо проще принять подзаконный акт (регламент, методику), чем инициировать изменения в федеральный закон «О связи» касательно положения об обязательности регистрации.
Коментарии «Череповец Телеком»:
Владимир Балашов, исполнительный директор ООО «Черметресурс» :
Актуальность заданных нашей компанией вопросов будет сохраняться еще продолжительное время. Тематика вопросов сформировалась из проблем, связанных с деятельностью предприятия по оказанию услуг связи. Реальная потребность в услугах связи намного выше возможностей операторов связи, и абонентам остается единственное - ждать своей очереди на получение качественной услуги. Возникшие проблемы, несомненно, создают препятствия для деятельности предприятий связи, не говоря о том, что мировой финансовый кризис дает о себе знать. Хотелось бы совместными усилиями найти эффективное решение для решения существующих трудностей.