29 января '10

№31 ЗА И ПРОТИВ. Технопарки: Минкомсвязи vs МЭР

Вопросы развития информационно-коммуникационных технологий в России нашли активную поддержку со стороны президента Д.Медведева и премьер-министра В.Путина. Однако программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий в 2006–2010 гг.», которая составляет неотъемлемую часть задачи, поставленной сверху, на сегодняшний день находится в плачевном состоянии. Ее реализация практически не сдвигается с мертвой точки. Исходя из сложившегося положения, губернаторы ряда регионов, где планируется активное строительство технопарков, предложили перенести финансирование проекта и контроль над его исполнением в зону ответственности Министерства экономического развития. Эти вопросы были поставлены на заседании президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества, которое прошло 18 ноября 2009 года.

Отметим, что программа по строительству технопарков была разработана в 2006 году. До 2010 года должно было быть создано 9 технопарков в Московской, Калужской, Тюменской, Новосибирской, Нижегородской, Кемеровской областях, республиках Мордовия, Татарстан, а также Санкт-Петербурге. Минкомсвязи не справилось с работой в этом направлении к назначенному сроку и на время прекратило финансирование проекта. Конечно, со стороны ведомства звучали предложения по переносу срока действия программы до 2014 года, в том числе, затрагивалась тема о подключении новых регионов.
Однако есть иные факторы, которые свидетельствуют не в пользу Минкомсвязи. Руководители регионов изъявляют желание развивать не только проекты в области ИКТ, но и в космической сфере, ядерной медицины, в области биотехнологий, которые не находятся в ведении отраслевого министерства. Отметим, что приблизительно 3 млрд руб. предполагается потратить на финансирование проекта строительства технопарков в 2010 году. Однако эта сумма еще подлежит рассмотрению совместно с Минфином. Проблема бюджетирования будет решена тогда, когда решатся вопросы по поводу продления сроков программы и участия в ней других ведомств. Напомним, что в 2009 году финансирование программы по строительству технопарков составило 1,9 млрд руб.
Кроме того, существует еще один камень преткновения – отсутствие разработанной стратегии развития технопарков, концепции их строительства и четкого понимания, что такое технопарк в принципе. Часть экспертов отмечают, что под технопарками чаще всего предполагают обычные бизнес-центры. В самом Минкомсвязи отмечают, что многие игроки отошли от основной задачи, которая изначально состояла в строительстве недорогой инфраструктуры для мелких игроков и компаний, начинающих свой бизнес. Сегодня ситуация выглядит следующим образом – компании создают крупные бизнес-центры, а арендуют места известные иностранные вендоры. Действительно, нынешние технопарки не имеют специализации, именно поэтому все чаще и чаще они отождествляются с бизнес-центрами. Аналитики говорят еще и о том, что инновационный малый бизнес будет иметь активное развитие только в случае предоставления льготных условий для предпринимателей, финансирующих строительство производственных площадей.

ЗА
Денис Кусков, руководитель ИАА «Неделя сотовых технологий»
:

 

 

 

 

 

«Я не воспринял с удивлением новость о том, что программа по развитию технопарков, на которую государство планировало выделить 29 млрд руб., может быть передана от Минкомсвязи – Минэкономразвития. Сейчас уже развитие технологий идет не только в сфере телекоммуникаций, а в более широких областях, поэтому целесообразность в этом решении присутствует. Контроль над сроками, этапностью ввода, работой технопарков, которые будут работать в различных сегментах: медицина, телеком, космос и др. — целесообразней вести по единому каналу общегосударственных программ. К тому же программа создания технопарков, которая была утверждена правительством еще в 2006 году, предполагала, что до конца 2010 года в России должны быть построены девять технопарков в сфере информационно-коммуникационных технологий, но очевидно, что процесс ввода в действия этих учреждений явно затягивается. Сейчас будет идти нешуточная борьба между двумя министерствами в правительстве, каждый будет стараться «перетянуть одеяло» на себя, хотя существует еще и третий вариант, когда курировать программу будут обе структуры. Еще одним плюсом для передачи курирования процессов в МЭР стали итоги недавнего заседания президиума Совета, где глава администрации Президента РФ Сергей Нарышкин, оценил работу Минкомсвязи как «неудовлетворительную» и предложил рассмотреть возможность передать программу по развитию технопарков в Минэкономразвития. Я разделяю мнение тех, кто считает, что создание технопарков вышло за границы исключительно телекоммуникационного направления. Минкомсвязи изначально было создателем технопарков как инструмента развития инноваций, внедрения новых технологий, а специализацией Минэкономразвития были и есть особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы и посевные фонды. Поэтому, в принципе, обе структуры должны участвовать в работе над этими процессами, а у кого будет общее управление — не так важно, поскольку Президент будет спрашивать со всех, и если не доработает какая-то одна структура, то это повлияет на общую работу дуэта. Однако очень важно, чтобы в результате возник более эффективный инструмент, а не наоборот. Поэтому возможен вариант, когда технопарки могут разделиться по направлениям, и те, что относятся только к телеком-направлению, останутся под контролем Минкомсвязи, а те, которые ориентированы на другие области, перейдут под контроль Минэкономразвития. Президент РФ сейчас постоянно делает акценты на том, что наша страна должна активнее внедрять новые технологии и стараться избавляться от единственного источника доходов — добычи и продажи природных ресурсов. Но мы видим, что и в этом направлении есть масса проблем, прежде всего, связанных с выделением частот под работы операторов. А от этого напрямую зависит темпы внедрения новых технологий, в том числе LTE. Поэтому, мне кажется, Минкомсвязи было бы правильно сконцентрироваться именно на своих задачах, которые в текущий период носят очень перспективный характер. Хотя, с другой стороны, можно также сказать, что и у Минкомсвязи есть свои основные направления, а именно - вывод вместе с Министерством финансов нашей страны из кризиса. Но в итоге нужно понять, что развиваться нам нужно не только в сегменте телекоммуникаций, а научиться использовать новейшие технологии для поднятия из текущего состояния на более высокие горизонты многие отрасли, в которых новейшие технологии играют первостепенную роль».


ПРОТИВ
Алексей Бизин
, ведущий аналитик отдела корпоративного анализа аналитического управления ОАО Банк «Петрокоммерц»:

 

 

 

 

 

«Передача технопарков в ведение Министерства экономического развития может еще больше затормозить процесс реализации государственного проекта. Минкомсвязи провело уже достаточно большую работу по созданию законопроекта о технопарках. Кроме того, была разработана типовая схема бизнес-плана для технопарков, которая была передана в регионы. Станет ли МЭР пользоваться наработками Минкомсвязи, сейчас непонятно. Да, действительно, до недавнего времени ситуация практически не двигалась с мертвой точки. Однако в Минкомсвязи сумели проанализировать свои ошибки и решили заняться самым главным – определением законодательного статуса технопарков, без которого существование таких институтов как системы просто невозможно. При этом нет никаких гарантий, что МЭР продолжит линию Минкомсвязи, а не начнет все строить заново в соответствии со своим представлением о данной проблеме. В любом случае история с технопарками длится так долго, что уже пора подвести черту под тем, что уже было сделано, поставить новые четко сформулированные задачи, разбить процесс на этапы и определить сроки их исполнения с контролем в реперных точках. А МЭР, очевидно, понадобится еще время для вхождения в курс дел. Кроме того, на мой взгляд, вопрос подчинения отраслевому ведомству (как Минкомсвязи) или межотраслевому (как МЭР) является в данном случае непринципиальным. Другими словами, для Минкомсвязи не должно являться проблемой привлечение в технопарки компаний нетелекоммуникационной отрасли. Ключевая задача исполнителя проекта в построении универсальной системы предоставления льгот потенциально «прорывным» проектам. При этом абсолютно неважно, медицинский это проект или проект связистов. Ключевой вопрос при этом — обладание бюрократической технологией (никакого отрицательного значения я в это слово не вкладываю) по успешному лоббированию в законодательной сфере и контролю в исполнительной сфере. У Минкомсвязи такой опыт, безусловно, есть. Что касается МЭР, то в данном случае у меня есть определенные сомнения. Писать долгосрочные концепции развития и анализировать текущую ситуацию - это одна специализация, а фактическая реализация имеющейся концепции — это совсем другая история. Здесь уместным будет вспомнить разработку, принятие и внедрение законопроекта об особых экономических зонах, который воплощался в жизнь силами тогда еще МЭРТ и министра Грефа. Сил и времени потрачено много, шума было тоже достаточно, однако ОЭЗ так и не заработали на должном уровне. Есть ли смысл доверять работу ведомству, которое аналогичный проект не смогло вывести «на проектную мощность»?! Даже если выходить на отраслевой уровень, то выяснится, что из пяти заявленных Президентом РФ ключевых направлений по модернизации экономики РФ (космические технологии, стратегические информационные технологии, энергоэффективность, ядерные и медицинские технологии), две относятся к ведению Минкомсвязи. В космических технологиях акцент делается на создание системы ГЛОНАСС, что непосредственным образом связано с темой связи. Создание суперкомпьютеров и разработка ПО в рамках стратегических информационных технологий дополнительных комментариев не требует. Таким образом, передача проектов по строительству технопарков в ведение МЭР является преждевременной инициативой. Я считаю, что у Минкомсвязи гораздо больше объективных возможностей для реализации проекта, чем у МЭР. Кроме того, Минкомсвязи уже обладает определенным опытом в этом вопросе, анализ которого добавляет дополнительные преимущества отраслевому ведомству».







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов