29 января '10

№31 В ФОКУСЕ. Мобильная лампочка. Через связь – к обществу знаний

«Современные телекоммуникации России» продолжают следить не только за технологиями и корпоративными процессами, но и за тем, как, не побоимся этих слов, прогресс меняет человечество. В прошлом номере мы беседовали с профессором Ясеном Засурским и экспертами телеком-рынка о мобильном обществе. Теперь речь пойдет о новой ступени развития социума - мобильном обществе знаний. Все мы привыкли к развлекательному контенту в телефоне. Но не рингтонами едиными: мобильный телефон ведь может быть использован и для саморазвития. Именно в этом заключается суть мобильного общества знаний.

Рыночные показатели говорят о том, что сами дополнительные мобильные услуги – основной драйвер развития для компаний. А значит, в них реально заинтересованы. Пока что эксперты рынка уверены, что развлекательный контент будет еще очень долго оставаться основным фактором для развития допуслуг. Но при этом налицо мировая тенденция: к пользователям мобильного Интернета с его развитием попадает в руки все больше услуг и ресурсов информационного характера. Человек, читающий энциклопедию или знакомящийся с курсом валют с помощью мобильного телефона, - представитель зарождающегося мобильного общества знаний, осознает ли он это или нет. Мы опросили экспертов с целью узнать, с какими вызовами приходится сталкиваться мобильному обществу в нашей стране, какой контент будет способствовать формированию общества знаний, стоит ли ожидать, что такой контент будет пользоваться спросом и когда Россия сможет стать страной с развитым мобильным обществом знаний.
Олег Леонов, коммерческий директор «Сумма-телеком»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«По сути, основным вызовом для мобильных операторов являются услуги 3G/4G. Как только скорость достигнет 1-2 Мбит/с, доходы от услуги передачи данных вырастут на порядки. Формированию общества знаний могут способствовать ровно те же информационные услуги, что предлагают и операторы ШПД: это образовательные программы, различные викторины да и просто доступ с мобильного телефона к информационным сайтам, таким  как, например, «Википедия» и тому подобное. Сейчас на спрос влияет ограниченная скорость и, соответственно, дорогой трафик. Как только повысится скорость доступа, снизится стоимость трафика, появится массовость и резко вырастет спрос, в том числе на информационный контент. Однако, по моим оценкам, ранее 2015 года этого ожидать не стоит».
 
Константин Каменев, руководитель отдела мобильных решений ИК «Финам»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Традиционно к VAS относят услуги кастомизации (картинки, реалтоны и прочее для сотовых телефонов), услуги развлекательного характера (в том числе голосовые услуги, так называемые IVR порталы), игры для мобильных телефонов, включая многопользовательсктие, социальные сети и службы знакомств, медиа-интегрированные услуги, мобильный маркетинг и рекламу, мобильную коммерцию. Развлекательный контент и услуги, бесспорно, находятся на первом месте и будут на нем находиться всегда. Лидеры мобильного Интернета - это версии популярных социальных сетей и служб знакомств. Эпоха, когда доминировал контент для кастомизации, прошла, это понимают все участники рынка. Главные драйверы роста рынка VAS - это микроплатежи (мобильная коммерция) и мобильный Интернет. Следует отметить, что мобильные сервисы все больше сдвигаются в сторону «удобства» абонента. Возможности современных аппаратов позволяют существенно облегчить его повседневные заботы. Например, сервис «Дорога-ТВ», где абонент бесплатно может посмотреть изображения в режиме реального времени с уличных видеокамер в разных районах города, оценить плотность движения и составить оптимальный маршрут. «Финам» разработал приложение «Мобильный трейдер» - уникальный пока для российского рынка продукт, позволяющий обучаться торговле ценными бумагами, а также полноценно торговать на бирже с помощью только сотового телефона. Приложение, которое первоначально разрабатывалось как «вспомогательное» по отношению к уже традиционной торговле через Интернет, оказалось настолько популярным, что превратилось в полноценную торговую платформу. С помощью мобильного телефона уже сейчас можно получить консультации у специалистов в различных областях, а школьникам даже помогут сделать уроки, подсказав решение задачи или объяснив теорему, к примеру. Но пока говорить о многообразии познавательного специализированного контента не приходится. Как правило, познавательные сервисы на порядок хуже монетизируются, чем развлекательные. Например, есть разработка – «виртуальный телескоп на мобильном устройстве». Очень интересный сервис, но с трудом можно представить его монетизацию. Поэтому главные силы разработчиков брошены на развлечения. С запуском сетей 3G можно говорить, что пользователи начнут больше скачивать rich media content. Но мобильный Интернет, хоть и стал доступнее в разы, но все же не настолько, чтобы активно загружать различный аудио- и видеоконтент. Спрос на мобильный контент познавательного и информационного характера будет расти. Появятся не только мобильные версии популярных изданий,  но и специализированные приложения, сервисы. Развлекательная функция мобильного устройства останется доминирующей. Так что полной трансформации не произойдет».
 
Денис Кусков, руководитель ИАА «Неделя сотовых технологий»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Перед мобильным обществом, на мой взгляд, стоят проблемы наличия у граждан необходимых финансовых средств для приобретения компьютеров или портативной техники. Вторым важным моментом является доступность выхода в Интернет не только в крупных городах, но и в небольшим заселенных пунктах, а также соизмеримая стоимость этой услуги, а не как сейчас, когда цена в регионах до десятка раз больше, чем в столицах. Информационный контент - это доступность федеральных и региональных новостей, доступ в создаваемую государством программу «Электронная Россия», где каждый житель страны может обратиться в необходимое ему госучреждение. Кроме этого, важно присутствие познавательных порталов и возможность проведения интернет-конференций  и обучающих программ. Думаю, что интерес к такому контенту будет обязательно, но вряд ли нам удастся сделать этот шаг за короткий срок. И до трансформации мобильного общества в мобильное общество знаний пока еще далеко».
 
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании Direct INFO
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Если операторы запустят услуги, которые способствуют развитию мобильного общества знаний – это было бы очень полезно, операторам имеет смысл развивать подобные проекты: например, электронные карты, энциклопедии, услуги вроде справочников. Развитию МО знаний могло бы помочь и государство: предложить доступ к госуслугам, возможность делать запросы, заполнять необходимые окументы с использованием мобильного телефона. Сейчас много говорят об «электронном правительстве» – оно также должно быть ориентировано и на пользователей мобильных средств связи. В настоящий момент обмен данными еще относительно слабо развит. Произойдет сначала переход от нынешнего поколения мобильных технологий к 3G, а позже и к LTE и прочим подобным разработкам. На их развитие уйдет от 3 лет и более. Должно измениться и сознание людей».
 
Татьяна Толмачева, директор по развитию бизнеса по России и СНГ Frost & Sullivan
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Без сомнения, мобильный телефон уже давно стал частью нашей жизни, и мы уже в значительной мере начинаем ощущать его влияние на общество и культуру, на бизнес и право. По мере развития мобильного Интернета это влияние будет становиться еще более сильным. Наряду с позитивным влиянием мобильных телефонов на нашу жизнь можно наблюдать и негативные последствия их использования. Например, очень часто сотовые абоненты пользуются мобильной связью в общественных местах, создавая дискомфорт для окружающих. Именно поэтому уже сформировался мобильный этикет. Но, к сожалению, следуют мобильному этикету лишь единицы. Ключевая проблема мобильного общества - это формирование культуры использования мобильной связи. Не думаю, что даже в среднесрочной перспективе мобильное общество сможет трансформироваться в общество знаний. Во-первых, основная цель любого голосового устройства - это передача голоса. Очевидно, что сейчас постепенно мобильный телефон становится более широким средством общения, развлечений, а по мере развития мобильного Интернета - еще и средством получения информации. Тем не менее, для того, чтобы массовые пользователи могли активно использовать мобильный телефон для получения знаний, нужна реализация целого ряда условий, среди которых и значительное снижение цены на мобильный интернет-трафик, увеличение пропускной способности мобильных сетей, более широкое распространение мобильного Интернета среди пользователей. А значит, трансформация мобильного общества в общество знаний - это пока очень далекая перспектива».
 
Сейчас существует немало препятствий для развития мобильного общества знаний: недостаточно высокие скорости, дорогой трафик и все-таки непривычность для массового пользователя такого подхода как к получению информации, так и к использованию мобильного телефона. Поэтому ждать хоть сколько-то серьезного развития общества знаний придется еще довольно долго. Тем не менее, и российские компании уже разрабатывают продукты, направленные на образовательные, просветительские и бизнес-цели. Пока что в информационный контент вкладывается куда меньше денег, чем в услуги по кастомизации и службы знакомств. Но здесь дело не только в сознании людей: должны снизиться цены на трафик и качественно измениться обслуживание абонентов, пропускная способность сетей должна вырасти, да и сам мобильный Интернет для начала должен получить более широкое распространение. Очевидно, для этого стоит на общегосударственном уровне делать интернет-услуги более доступными – а это мы уже видим, скажем, на примере ПКД «Почты России», пусть даже пока эта услуга вызывает множество вопросов. Представляется картина: через пяток лет вместо телереклам и баннеров с предложениями «скачать прикольный рингтон» или «удивить своих друзей рентгеном в мобильнике» пользователям сотовой связи и мобильного Интернета будут предлагать узнать последние новости нефтяного рынка или, скажем, пройти краткий курс испанского. Стандартный вопрос: «мобила есть?!», - вдруг дополнится словами: «Курс евро глянуть». Все это сегодня кажется, впрочем, не очень реальным, но кто знает - возможно, процесс ускорится, если свой взгляд на прогресс, а не только «насыщение» мобильного социума обратят и власти: вспомним запуск  3G в Москве и проснувшийся у Роскомнадзора интерес к LTE…






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов