29 января '10

№31 В ФОКУСЕ. Будет жарко. Российских мобильных операторов интересует Африка


Михаил Черкасов

«Современные телекоммуникации России»,

Со временем любой рынок любой страны, при условии, что он действительно развивается и в него готовы вкладывать деньги, насыщается. А оттуда недалеко и до перенасыщения. Товары, которые компании еще недавно продавали с успехом, становятся никому не нужными и уже прямо-таки отторгаются населением. Новые компании уже не могут развиваться просто потому, что упустили свое время. Именно так происходит с весьма ходовым товаром – мобильной связью. Правда, пока еще европейские и азиатские рынки принимают мобильные пилюли, не выплевывая, но специалисты уже видят предел, за которым услуги будет предоставлять уже хлопотно. В сложившихся условиях операторы смотрят на малоосвоенные территории – такие как африканский континент.



Стратегический интерес?
Еще в ноябре 2006 года в Москве Президент РФ, а тогда им был Владимир Путин, и глава Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш обсуждали, помимо традиционных внешнеполитических вопросов, выход российских телекоммуникационных компаний на ангольский рынок. Прежде всего, главы государств беседовали о перспективе сотовых операторов из России в Анголе. На тот момент одна российская компания уже обладала GSM-лицензией в стране – это было российское ООО «СВ Капитал», одним из учредителей которого стал Владимир Андросик, известная фигура среди компаний связи Санкт-Петербурга, в прошлом – сотрудник структур «Телекоминвеста» и «Связьинвеста», а также альтернативного оператора «ПетерСтар». Он же являлся совладельцем Eventis Telecom. Тогда г-н Андросик заявлял, что Ангола «напоминает Россию середины 1990-х годов» - рынок уже тогда, хоть и показывал низкий уровень проникновения сотовой связи (15%), но был перспективен и отличался весьма высокими темпами развития. Количество абонентов составляло 2,3 млн человек.
Действительно, африканский рынок многие сравнивают с постсоветскими территориями – и по впечатляющим темпам роста, и по низким показателям ARPU. 
Также тогда говорили о том, что GSM-лицензию может получить «Мегафон». Ранее компания выступала консультантом по техническим и маркетинговым вопросам в киргизском проекте Eventis Telecom – «Бимаком».
Впрочем, в итоге «Мегафон» для начала пошел в ту Африку, что поближе: именно так называется поселок городского типа в Оренбургской области, где в эксплуатацию была запущена базовая станция компании. А после оператор стал предоставлять роуминг своим клиентам в Мозамбике и Того.
В 2007 году заговорили о перспективности африканского рынка сотовой связи – не такого насыщенного, как европейский или американский, и не такой конкурентный (при всей перспективности), как азиатский.
 
Впереди планеты всей
Теперь специалисты уже вовсю призывают операторов связи вести экспансию на черном континенте. В исследовании, которое в конце ноября 2009 года подготовили Altimo, Лондонская школа бизнеса, Кембриджский университет и Российская экономическая школа, отмечается, что по темпам роста числа абонентов Африка опережает остальные части света. В ближайшие 4-5 лет, уверены исследователи, она догонит Азию по уровню проникновения мобильной связи, а к 2012 году уровень проникновения сотовой связи в Африке достигнет 50%. В связи с большим потенциалом и все еще малой наполненностью рынка местные территории инвестиционно привлекательны для мировых игроков. В развитии мобильных технологий заинтересованы и сами правительства африканских стран, что можно видеть не только в активно развивающихся странах (Танзания, Буркина-Фасо, Судан, Кения), но и в достаточно бедных (Гана, Малави, Конго).
Вообще, прогноз гласит, что по итогам года уровень голосового трафика на одного абонента превысит показатель 2008 года в большинстве стран. Прежде всего, это касается государств Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.
Денис Кусков, руководитель ИАА «Неделя сотовых технологий», отмечает, что африканский рынок, как и азиатский и южноамериканский, интересует российские компании ввиду низкой конкуренции: «Для российский компаний обычно интересными, ввиду боле низкой конкуренции, являются рынки Азии, Африки и Южной Америки. В ближайшие 2-3 года во многих странах на этих континентах будет активно идти развитие сотовой связи и рост числа абонентов». Единственное, что может помешать развитию мобильной связи в новых странах – злополучный финансовый кризис.
Ожидается, что к 2011 году общая абонентская база Африки достигнет 378 млн человек.
Но при этом многие специалисты подчеркивают, что неоднородность африканского континента не позволяет оценить его инвестиционную привлекательность в целом: в оценке и анализе перспектив нуждаются именно отдельные страны. Олег Леонов, коммерческий директор «Суммы-телеком», отмечает: «Я бы постарался направить инвестиции, которые можно оценить в размере порядка $1 млрд, на экспансию в такие страны как Кения, Танзания, Эфиопия, ЮАР, Египет, Тунис, Марокко, Конго и, возможно, Мавритания. Все остальные неинтересны либо с точки зрения рынка, так как малонаселенны,  либо с точки зрения бизнеса, так как рыночные процессы достаточно хаотичны или имеется специфическая конкурентная среда». Подобного мнения придерживается и Максим Савватин, аналитик iKS-Consulting: «В ближайшие 5-10 лет будет наблюдаться подъем в экономике континента, тем не менее, говорить о сверхвысоком потенциале не стоит».
Параметры рейтинга индекса Altimo (отражает 6 факторов, влияющих на рентабельность сотового оператора)
Переменная величина
Описание
Доля в индексе
Рост доходов сотовой компании с жителя
Разница между предполагаемым и реальным уровнем доходов с жителя
0.3
EBITDAm
Прибыль до вычета процентов, налогов и амортизационных отчислений, выраженная в процентах от выручки
0.3
PENgrowth
Рост уровня проникновения за последние 4 квартала
0.1
CAPEX/REV
Капитальные издержки по отношению к выручке
0.1
POPULATION (Население)
Численность населения
0.1
GDP (ВВП)
ВВП на душу населения с поправкой на уровень паритетной покупательной способности
0.1
 
 
Однозначно перспективными признаются такие государства как Алжир, Ливия, у которых на достаточно высоком уровне развиты внутренняя инфраструктура и экономика, к тому же, на них влияют процессы, происходящие в Европе и на Ближнем Востоке. Сюда же можно отнести Египет, Марокко и Тунис – туристические регионы, также связанные с Европой, - ЮАР с ее развитой промышленностью и, например, Нигерию – за счет нефтяных ресурсов. Согласно исследованиям, опубликованным Altimo, наибольший прогресс показали Танзания (29-е место в общем рейтинге), Буркина-Фасо (30-е), Судан (17-е), Замбия (35-е) и Кения (40-е).
Из успешных местных компаний (чьими акциями регулярно интересуются мировые игроки телеком-рынка) можно отметить MTN, Intercellular Nigeria Ltd., Cellcom Ltd.
Значительный интерес представляют, как ни странно, и бедные регионы континента (центральный, восточный, юго-восточный и юго-западный). Там уже давно существуют мировые игроки - Celtel, Zantel, Vodacom и Tigo, - причем небезуспешно. При том, что уровень проникновения остается по-прежнему весьма мал, абонентская база стабильно прирастает новыми подключениями: рынок пока очень слабо заполнен. Независимо от экономической эффективности в краткосрочной перспективе, в подобные регионы идут инвестиции. Инвесторами многих местных операторов являются, в том числе, производители оборудования: Alcatel, Motorola, Huawei и ZTE - а также операторы: Vodafone, Orange, Celtel, Orascom Group. Пришедшие туда компании имеют совершенно четкую задачу: стать одними из тех, кто, собственно, формирует рынок. Некоторые специалисты утверждают, что нельзя сформировать достойное предложение, не зная специфики местного рынка, но совсем иная ситуация, когда компания этот рынок и создает. Закрепление на нем оправдает себя в будущем, уверены игроки, если даже в ближайшее время вложения окупить не удастся. Вложения эти, к слову, не так велики, тем более, если сравнить с развитием проектов в Европе и Азии. Основная часть финансов уходит непосредственно на строительство сети.
Именно этим можно объяснить то, что компании работают в Африке несмотря на низкие прибыли: ARPU во многих странах составляет несколько долларов. С другой стороны, не ожидается и существенного падения прибыли. Впрочем, абонентская плата – в среднем около $25 в месяц, и доступна только состоятельным гражданам. При этом более 90% абонентов сотовых компаний на континенте пользуются предоплаченным сервисом.
Кстати, помимо традиционной мобильной телефонии в Африке развиваются и 3G-сети. Технология, которая пришла не во все развитые страны, приходит труда, где еще не укрепилась связь второго поколения – странная, но очень показательная деталь.
 
Черный или белый?
Еще одна российская компания, заинтересовавшаяся африканским рынком, - МТС. В ноябре 2007 года компания присматривалась к Африке и Ближнему Востоку. Основной причиной стало желание выйти за пределы России и СНГ. Но, если «Вымпелком» намекал на выход в Азию, то МТС рассматривали возможность покупки активов в Африке и на Ближнем Востоке. Это, впрочем, не исключало и интереса по отношению к азиатскому региону. Тогда же АФК «Система» стремилась получить лицензию на оказание услуг на территории Индии через местную компанию Shyam Telelink.
О своих сегодняшних мыслях насчет Африки МТС распространяются весьма скромно. «Мы изучаем все возможности, но пока не видим привлекательных кейсов с точки зрения эффективности», - заявила Ирина Осадчая, пресс-секретарь ОАО «Мобильные Телесистемы».
Но вернемся к Altimo. Генеральный директор «Вымпелкома», 44% которого принадлежит Altimo, лаконично сказал еще в октябре, что компания будет активно расширять свое присутствие (все-таки) в Азии и, возможно, пойдет в Африку. В начале сентября Zambia Development Agency (Замбийское агентство по развитию, ZDA) выставило на продажу 75% акций Zambia Telecommunications Company Limited (Zamtel). В свою очередь, Zamtel является собственником оператора Cell-Z. «Вымпелком», по мнению многих, стал одним из самых вероятных претендентов на покупку 57-75% активов (среди остальных -  крупнейший оператор фиксированной связи Африки Telkom, египетский консорциум Orascom Telecom и Telecel Globe, индийские госкомпании Bharat Sanchar Nigam Ltd и Mahanagar Telephone Nigam (MTNL), консорциум ливийских LAP Greencom и LAP Green Networks и ангольское предприятие Unitel). «Проходное» количество абонентов для операторов составило 3 млн человек, а суммарная стоимость активов должна превышать объем долга на $250 млн.
Эксперты тогда единодушно назвали желание «Вымпелкома» рискованным. Но пока что экспансия не началась. Сергей Васин, аналитик ИФК «Метрополь», подчеркнул, что для Altimo был бы логичен вариант сотрудничества с другим крупным игроком – скажем, TeliaSonera или Telenor: «Altimo в Африке никто особенно не ждет. Наблюдается конкуренция со стороны европейских операторов, местных игроков. Компания заявляет о заинтересованности в африканском направлении, но это не значит, что нужно ждать масштабной экспансии. Может быть, она была бы более успешно совместно с другими компаниями, такими как TeliaSonera или Telenor. В Юго-Восточной Азии, скажем, куда более явные перспективы. Здесь все-таки большая плотность населения, наблюдается рост ВВП, этот рынок более привлекателен. Африка – это вариант, который разрабатывается тогда, когда другие рынки уже заняты. Конечно, у континента есть свои привлекательные стороны, но, возможно, движение туда обусловлено именно жесткой конкуренцией во всех других регионах».   
Пока что российские компании все же большое говорят о привлекательности Африки для вложения инвестиций, на фактах выходит, что они к таким «африканским страстям» готовятся, но не всегда на них решаются. Не стоит забывать, что, если говорить о низкой степени проникновения сотовой связи, они могут обратить внимание сначала на менее экзотичный, но более понятный рынок – недостаточно «мобилизированные» белые пятна на карте РФ, куда сейчас так активно продвигаются и традиционная мобильная телефония, и более новые технологии. Вспомним, как шел в Африку «Мегафон»…






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов