22 января '10
Операторов, не прошедших регистрацию, решили не штрафовать
Минкомсвязи приняло решение не вводить штрафные санкции для операторов связи, не прошедших регистрацию, и не лишать их лицензий. Об этом сообщил глава ведомства Игорь Щеголев, в очередной раз подтвердив намерения министерства.
Штрафные санкции и отмену лицензии в случае, если оператор не прошел регистрацию, предполагал закон «О связи». Срок, установленный в нем, - до 1 января 2010 года – игроки рынка неоднократно называли слишком коротким. Операторы утверждали, что физически не смогут подготовить свои сети к этой дате. К тому же, в нормативно-правовых актах не оговаривалось, какие конкретно экспертные организации должны участвовать в процессе.
В декабре представители Роскомнадзора выразили мнение, что сети должны проходить регистрацию, но в уведомительном порядке. Теперь принято решение, что ведомство не будет ограничивать деятельность компаний, пока не будут приняты все необходимые законодательные акты.
Необоснованно коротким сроком для регистрации период до 1 января 2010 года называли и эксперты. Нормативно-правовая база нуждается в доработке, на что указывают документы, рассмотренные еще в октябре Госдумой: они предполагают отмену требований по экспертизе системных проектов сетей, осуществляющейся в соответствии с законом «О связи», и их регистрации. К тому же правительственные постановления «О порядке регистрации сетей электросвязи» и «Об утверждении порядка аккредитации лиц, осуществляющих экспертизу системных проектов сетей связи» до сих пор не приняты.
Аналитики позитивно оценивают решение Минкомсвязи, при этом напоминая, что ситуация, когда государство фактически не создает возможности для правового поведения во время принятия тех или иных законов. Ожидать принятия всех необходимых нормативных актов, по мнению экспертов, можно в этом году. Тем не менее, не стоит забывать, что перед министерством стоит много задач (в том числе реорганизация «Связьинвеста»), что может замедлить процесс. При этом, уверены специалисты, уведомительный порядок регистрации был бы вполне логичен.
Эксклюзивные комментарии:
Артур Рохлин, партнер
Юридическая фирма ЮСТ
«Государство установило запрет, но при этом не создало возможности для правомерного поведения субъектов. Это не единственный подобный прецедент (тут можно вспомнить и вопросы связанные с алкоголем или ГАИ). То, что государство понимает ситуацию и не «закручивает гайки», а устанавливает переходный период – это, безусловно, плюс – и для конкретного субъекта на рынке, и для государства. По поводу сроков, в которые могут быть подготовлены все законодательные инициативы, могу сказать, что если будет политическая воля, то все документы могут разработать и принять в течение месяца. Но декларации не всегда реализовываются на практике. В любом случае, невзыскание штрафов – это уже позитивный фактор для бизнеса. В министерстве сейчас эффективная команда, и она может реализовать любую инициативу. Причем чем больше правил будет установлено и чем меньше будет отдано на откуп ведомственным структурам (по части технических аспектов) – тем лучше. Уведомительный порядок регистрации также может быть полезен, но при этом нужны эффективные инструменты контроля, поскольку это может дать почву для действий недобросовестных компаний».
Наталья Иващенко, руководитель телекоммуникационной группы
Компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
«Для операторов связи это хорошая новость, поскольку законодательное урегулирование данного вопроса еще далеко от завершения. В октябре 2009 года в Государственную Думу РФ на рассмотрение было внесено два законопроекта, предполагающих внесение изменений в Федеральный закон «О связи» в части требований об экспертизе системного проекта сетей электросвязи и регистрации сетей связи. Законопроект, внесенный в Государственную Думу РФ 05.10.2009, предусматривает отмену требований об экспертизе системного проекта сетей электросвязи и регистрации сетей. В настоящее время в законе «О связи» раскрывается определение понятия системного проекта связи. Статьей 43.1 закона «О связи» предусматривается, что для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности сети связи общего пользования является обязательной оценка соответствия системного проекта сети связи требованиям в области связи, установленным законом «О связи» и (или) в соответствии с ним. Такая оценка осуществляется в форме экспертизы. В статье 43.2 закона «О связи» содержится положение, согласно которому регистрации подлежит входящая в сеть связи общего пользования сеть электросвязи в случае, если расчетные значения монтированной емкости такой сети электросвязи или их изменения превосходят установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи соответствующие значения. Использование сети электросвязи, подлежащей регистрации, без регистрации не допускается. При этом в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» сети электросвязи, построение которых осуществлено до дня вступления в силу указанного закона, должны быть зарегистрированы в соответствии с требованиями статьи 43.2 закона «О связи» не позднее 1 января 2010 года. В пояснительной записке к законопроекту № 260784-5 указывается, что несовершенство юридических конструкций, использованных при подготовке этих статей, обусловили невозможность достижения декларируемых задач вследствие заведомой сложности, противоречивости предлагаемых ими механизмов проведения экспертизы и регистрации сетей электросвязи. В результате указанные правовые предписания являются фактически недействующими. В этой связи было предложено отменить вышеуказанные нормы, предусматривающие требования об обязательной экспертизе системного проекта связи и регистрации сетей связи. Законопроект, внесенный в Государственную Думу РФ 29.10.2009 законодательным собранием Пермского края, не предусматривает отмену требований об экспертизе системного проекта связи и регистрации сетей связи. В этом законопроекте предлагается отсрочить вступление в силу требования об обязательной регистрации сетей с 1 января 2010 г. на 1 января 2011 года. В пояснительной записке указывается на то, что в соответствии со статьями 43.1, 43.2 Закона о связи в развитие правового института регистрации сетей электросвязи приняты следующие нормативные правовые акты: Постановление Правительства РФ от 19.08.2009 № 674 «Об утверждении Правил проведения экспертизы системного проекта сети связи»; Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 13.02.2008 № 18 «Об утверждении требований к системному проекту сети связи»; Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 13.02.2008 № 19 «Об утверждении значений монтированной емкости сетей электросвязи и их изменения, при которых сети электросвязи подлежат регистрации». Однако до сих пор не приняты постановления Правительства РФ «О порядке регистрации сетей электросвязи» и «Об утверждении порядка аккредитации лиц, осуществляющих экспертизу системных проектов сетей связи». В связи с этим операторы связи не могли начать подготовку документов, необходимых для регистрации сетей электросвязи. Как указывается в Пояснительной записке, по предварительной оценке проектных организаций, период разработки системного проекта сети электросвязи для одного оператора связи может составить 6-7 месяцев. Период экспертизы системных проектов сети связи согласно пункту 8 Правил проведения экспертизы системного проекта сети связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.08.2009 № 674, может составлять 120 дней (4 месяца). Таким образом, требование об обязательной регистрации сетей связи до 1 января 2010 г. не могло быть выполнено операторами по объективным причинам. Формально оператор связи в отсутствии зарегистрированных сетей электросвязи может быть привлечен к ответственности по ст. 13.7 КоАП РФ за несоблюдение правил эксплуатации сетей электросвязи. Указанная статья предусматривает санкции для юридического лица в размере от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Оба законопроекта пока находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Принимая во внимание сложность создавшейся ситуации, решение министерства не штрафовать операторов за невыполнение требования о регистрации правильное. В такой ситуации действительно необходимо сначала создать нормативно-правовую базу для прохождения процедуры регистрации, а уж потом наказывать тех, кто не исполняет требования закона».
Кирилл Нам, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Форум»
«Нормативная база по регистрации сетей операторов связи неполноценна. Если в силу этого не создан работающий механизм по регистрации сетей, то решение Минкомсвязи не применять санкции к операторам, чьи сети не прошли регистрацию, является логичным и обоснованным. О сроках окончания регистрации лучше говорить тогда, когда будут де-юре и де-факто устранены пробелы в правовом регулировании процесса регистрации. Когда это будет сделано и что для этого нужно, вопрос в нашей стране больше риторический. Если дяденьки из администрации Президента или правительства захотят это сделать побыстрей, то это будет сделано быстро. Правда, не факт, что качественно. При наличии последующего контроля уведомительный порядок является более логичным».
Сергей Васин, аналитик
ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
«Неудивительно, что Минкомсвязи приняло такое решение: изменения в действующее законодательство были внесены достаточно поздно. Думаю, срок в еще один год будет вполне достаточен для операторов, чтобы подготовиться. Уведомительный порядок также облегчает работу операторам – строительство сетей и регистрацию. Вообще, 2010 год для министерства – довольно тяжелый, проходит реорганизация «Связьинвеста», активно идут законодательные процессы. Но, думаю, если динамика, заданная в 2009 году командой ведомства, сохранится, можно ожидать в 2010 году принятия всех необходимых документов по регистрации».