22 января '10
Доходы сотового ритейла за 2009 год сократились на 27%
Согласно статистическим итогам, представленным компанией «Евросеть», за 2009 год продажи сотовых телефонов в России упали в штучном выражении на 27% (по сравнению с аналогичным показателем 2008 года) - до 26,2 млн штук. Число салонов сотовой связи при этом сократилось до 15 тыс. (примерно на четверть). Именно благодаря этому, по данным ритейлера, падение продаж на один работающий магазин составило до 12%.
Почти 66% рынка находится в руках «Евросети» (33,4%), «Связного» (23,2%) и РТК (9,3%), говорится в исследовании.
По данным «Связного», на конец года доля ритейлера составила 22% в штучном выражении, а МТС оценивают свой показатель на тот же момент времени как 13% (без учета франчайзинговых салонов).
Общий объем рынка сотового ритейла составил $4,1 млрд (на 45% ниже показателя за 2008 год). В рублевом исчислении он составил 131 млрд руб. (на 30% ниже).
В 2010 году, как предполагают специалисты «Евросети», рынок должен вырасти на 10-11%. Обуславливают это восстановлением экономики и покупками, которые были отложены из-за кризиса.
Как отмечают эксперты, результаты, которые озвучены «Евросетью», были вполне прогнозируемы. В 2009 году наблюдалось падение рынка из-за кризисных процессов, поскольку спрос у потребителей уменьшился и сместился в сторону более дешевых моделей телефонов. Этому же способствовало снижение количества салонов. Тем не менее, год 2009 стал пиковым по части кризисных моментов на рынке, и далее эксперты ожидают подъем – пока что небольшой, но стабильный.
В ближайшее время ситуацию на рынке сотового ритейла будут определять, в том числе, операторы из «большой тройки», такие как МТС, активно развивающие сеть своих салонов, или «Мегафон», расширяющий розницу. Также окажет положительное влияние на рынок развитие 3G-технологий. Рост доходов населения может, в свою очередь, спровоцировать увеличение спроса. Хотя пока что спрос будет наблюдаться все же на более дешевые модели.
Эксклюзивные комментарии:
Максим Савватин, аналитик
iKS-Consulting
«Думаю, в ближайшем будущем процессы консолидации продолжатся. В частности, МТС благодаря РТК активно развивает сеть для продажи своих телефонов. «Мегафон» - также заявлял о расширении розничной сети. Если ранее МТС были более агрессивны в плане покупок, то теперь, в 2010 году, они будут предпринимать четкие шаги по развитию уже действующих салонов. В целом в этом году будет наблюдаться некоторое восстановление рынка, но темпы роста будут, естественно, не слишком высокими. Структура рынка поменялась, спрос вяло просыпается. Потребители были менее активны, чем раньше, в плане замены телефонов, понижалась их стоимость. В 2010 году спрос будет наблюдаться все же на бюджетные модели. Хотя это касается в большей степени регионов. В Москве, как всегда, будут покупать и более дорогие модели».
Сергей Савин, директор Департамента Сотовых телефонов и Цифровых устройств
J'son & Partners
«Причина падения рынка очевидна – это кризис, разразившийся еще в 2008 году. Это сказалось напрямую на российских потребителях: люди стали терять работу, начались сокращения зарплат, и люди стали тратить меньше на покупки. Если считать в рублевом исчислении, то цена на телефон, скажем, в 5,5 тыс. рублей изменилась не так сильно. Но если брать долларовый эквивалент, то в 2009 году цены упали с $200 до $150. Произошло смещение спроса в сторону недорогих телефонов. В целом можно говорить, что для сотового ритейла 2009 год был переломным, пик кризиса преодолен. И если не будет каких-то серьезных потрясений, то далее мы будем наблюдать только рост. Сам по себе телефон – продукт не вечный, и его со временем приходится менять - из-за и физического, и морального устаревания. К тому же будут активно развивать 3G, что дает дополнительный спрос».
Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»
«В целом слабые результаты сотового ритейла за прошлый год были вполне ожидаемы. С одной стороны, на фоне неблагоприятной экономической ситуации (снижения доходов населения) расходы на новые сотовые аппараты стали активно сокращать, с другой - падению рынка способствовало снижение количества салонов связи участниками рынка. По нашему мнению уровень продаж достиг дна, и мы ожидаем восстановления рынка сотового ритейла, чему будет способствовать рост доходов населения и, одновременно с этим, поддержка со стороны сотовых операторов. В частности, компании «большой тройки» планируют в будущем рассмотреть вопрос о субсидировании продаж мобильных телефонов».