15 января '10
Минкомсвязи представит новые проекты в сфере телекома
Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев подписал приказ «Об утверждении плана организации законопроектных работ Министерства связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) Российской Федерации на 2010 год». Согласно этому документу, ведомство в течение 2010 года разработает и представит несколько законопроектов, регулирующих сферы телерадиовещания, защиты персональных данных, почтовой связи и платы за радиочастотный спектр. Ожидается, что ежеквартально Правительство будет получать отчет о проделанной работе от правового департамента Минкомсвязи.
В феврале министерство собирается представить законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ФЗ «О связи» (в части определения порядка трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов в цифровом формате и порядка лицензирования в указанной сфере)». Проект, в частности, предполагает, что в случае получения лицензии на эфирное наземное телевизионное вещание должна предоставляться нотариально заверенная копия лицензии на вещание.
Законопроект, касающийся изменений в законе «О персональных данных», должен появиться в марте. Он будет призван усовершенствовать механизмы надзора за обработкой персональных данных. 15 инициатив, содержащихся в проекте, сформированы на основе примерно 160 предложений, полученных Минкомсвязи от Роскомнадзора, различных ассоциаций и операторов связи. Напомним, что на данный момент срок приведения информационных систем в соответствие с законом, - период до 1 января 2011 года.
Новую редакцию ФЗ «О почтовой связи» министерство предложит в мае. А осенью будут готовы поправки в ряд законов, позволяющие обеспечить доступ к банковским и финансовым услугам через почтовые отделения.
В декабре 2010 года Правительство увидит концепцию законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» (в части реализации принципа платности использования радиочастотного спектра)». В феврале 2009 года в Госдуму уже вносился законопроект, предполагающий плату за использование радиочастот для всех пользователей, в том числе военных ведомств. Также он устанавливал, что плата за частоты будет зависеть от используемых диапазонов радиочастот, их количества, применяемых технологий и условий использования, а полученные средства направятся в бюджет. Но Госдума документ не приняла.
В целом инициативы Минкомсвязи оцениваются положительно как экспертным сообществом, так и участниками рынка. Так, многие аналитики говорят о несогласованности ряда правил, установленных, с одной стороны, законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и, с другой стороны, законом «О связи». Это значительно затрудняет деятельность компаний и дает почву для махинаций со стороны чиновников. Изменения в законе должны урегулировать этот вопрос. Инициативы, касающиеся почтовых услуг, воспринимаются неоднозначно: некоторые специалисты сомневаются в том, что «Почта России» сможет обеспечить качественное их выполнение.
Все аналитики согласны с тем, что поправки к закону «О персональных данных» должны вступать в силу не ранее 2011 года. При этом ряд экспертов высказывают сомнения, пройдут ли новые инициативы Минкомсвязи правовую экспертизу в Правительстве. Есть мнение, что документы частично будут дублировать функции других нормативно-правовых актов, а частично вообще недоработаны.
Эксклюзивные комментарии:
Антон Богатов, юрисконсульт
TeliaSonera
«Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» никоим образом не регулирует сферу телекоммуникаций. К ней непосредственно относится только закон «О связи». Но, ввиду ошибочных представлений, возникают коллизии. В принципе, все решения могут приниматься на уровне введения правительством подзаконного акта, зачем вносить изменения в сам закон – непонятно. Проблемы существуют, но решаться они должны на уровне постановлений правительства. Регулировать использование радиочастотного спектра вполне можно в рамках Налогового кодекса. Перенос сроков принятия поправок к закону «О персональных данных» при этом нужен, поскольку иначе, действительно, операторы просто не успеют подготовиться и выполнить все требования. Очень интересно было бы узнать, что подразумевают под информационным пространством, и как конкретно хотят совершенствовать его регулирование. За пределами России законодательством РФ эта сфера не контролируется, а трансграничная передача данных уже регулируется законом «О персональных данных». Вопрос – что же тогда хотят менять? Уверен, что правовую экспертизу предложения, сформулированные таким образом, в Правительстве не пройдут».
Родион Юрьев, руководитель
«Юридическое бюро Юрьева»
«Продление срока вступления положений законодательства о регулировании оборота персональных данных, безусловно, может оцениваться только положительно, учитывая недоработки имеющегося закона. В то же время сохранение неопределенности (а другими словами – безответственности) в этой сфере еще на некоторое время - это значительный минус для нашего государства. По сути дела, в настоящее время совершенно бесконтрольно по стране «гуляют» базы данных с непонятными «хозяевами», с непонятным доступом. Что касается изменения законодательства о лицензировании в сфере радиочастотного спектра, то у меня собственная точка зрения, которую я пытаюсь отстаивать в судах уже 9 лет: частоту нужно рассматривать только как природный ресурс, и доступ к ней должен регулироваться на тех же основаниях, что с любым природным объектом, находящимся в собственности государства: покупай с аукциона право использования на какой-то период, в рамках этого периода – продавай кому хочешь. Возможно, этот объект следует обременить какими-то обязательствами - например, возложить на собственника обязанность вещать на частоте, при нарушении - изымать в государственную собственность с компенсацией соответствующей доли расходов. С другой стороны, следует отметить, что в настоящее время, когда, например, в Москве все частоты FM-диапазона разобраны подчистую, вопрос о лицензировании особо остро не стоит. Основную проблему создают те организации, для работы с которыми Министерству связи не нужно принимать особых нормативных актов, а именно - передающие центры. В борьбе с этими малозаметными монополистами в каждом регионе теряется немало денег и времени, и мне представляется, что Министерству следует обратить внимание именно на эту сферу».
Дина Сверчкова, юрист
Консалтинговая группа «Налоговик»
«Поправки в закон «О персональных данных» действительно необходимы. За два года, прошедших с его принятия, до вступления в законную силу существенных поправок по устранению выявленных специалистами недостатков так и не было. И только сейчас, когда закон начал свое действие, его начнут исправлять. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Современные финансовые услуги невозможно себе представить без постоянного и колоссального по своим объемам обмена данными по каналам связи. Защита информации является приоритетной задачей для любой финансовой организации. Чем более прозрачным и понятным станет регулирование в этой сфере, тем меньше усилий и средств придется тратить на неэффективные задачи. Но есть предположения, что поправки в закон «О персональных данных» будут связаны именно с усилением контрольных и надзорных функций государственных органов. Тогда удобство клиентов будет зависеть от политики банков – станут ли они все проблемы перекладывать на плечи клиентов или сами выполнят максимальную работу для удобства пользователя».
Эдуард Бабанов, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Бабанов, Тарлыгин и партнеры»
«Инициатива по внесению изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ФЗ «О связи» должна позитивно повлиять на рынок. Сейчас между этими двумя законами есть некоторые несостыковки. Если они будут устранены, рынок станет более конкурентным, более чистым, а процесс получения лицензий – более прозрачным и ясным. Сейчас из-за противоречий те, кто хотят получить лицензию, испытывают значительные затруднения, а для чиновников это повод для препон и вымогательства. Следует свести к минимуму зависимость выдачи лицензий от их воли. Что касается закона «О персональных данных», то он выдвигает весьма суровые требования к операторам. С одной стороны, снижать их нецелесообразно, ведь они предлагаются в интересах пользователей, но, с другой стороны, «ставить к стенке» операторов тоже неправильно. 2011 год – вполне реальный срок, к которому компании будут готовы урегулировать все правовые аспекты. Передача банковских услуг в ведение «Почты России», на мой взгляд, нецелесообразна, такими услугами должны заниматься непосредственно банки. Дело в том, что на почте работают одни из самых низкоквалифицированных сотрудников. Не думаю, что они будут справляться с высокотехнологичными банковскими операциями. В самих банках не хватает соответствующих кадров, и эту проблему нельзя компенсировать за счет участия почты. Намного логичнее демонополизировать рынок почтовых услуг, чтобы ими было выгодно заниматься и коммерческим почтам».