14 января '10

Минкомсвязи призывает госструктуры платить за частоты

Минкомсвязи пообещало разработать и представить правительству законопроект, согласно которому плата за использование радиочастот будет взиматься не только с операторов, но и с госструктур. Ведомство планирует представить документ к декабрю 2010 года.
Согласно данным Минкомсвязи, 98% радиочастот в России зарезервировано либо для госнужд (из них для военных целей- 27%) либо для совместного использования (военные и гражданские организации формально делят 71%). При этом госструктуры за пользование частот не платят. Создатели законопроекта уверены, что после введения платы за частоты организации, владеющие неиспользуемыми или малоиспользуемыми спектрами, частично откажутся от них. Это касается, в частности, силовых ведомств.
При этом средства, которые выплачиваются за частоты, планируется направить на исследовательские нужды. За счет них, по задумке Минкомсвязи, должны оплачиваться содержание научно-исследовательских институтов, радиочастотных центров, проведение научно-исследовательских работ по проверке совместимости радиооборудования и так далее.
Эксперты согласны, что часть радиочастотного спектра, которая числится за государственными структурами (в том числе военными), но фактически «простаивает», может быть использована с куда большей пользой. Но при этом вряд ли Минобороны охотно откажется от частот, а в случае, если плата будет введена, потребует увеличить собственное финансирование и увеличит штат сотрудников. Впрочем, если закон будет принят, сложится ситуация, когда ведомства платят средства в бюджет, из которого сами же получают финансирование.
Плата за использование частот могла бы помочь в деле конверсии, которая пока что, по словам многих специалистов, продвигается достаточно медленно. Причины – как финансовые, так и технические: устаревшее оборудование, используемое ведомствами, требует большей полосы спектра. Научно-исследовательской работе, безусловно, помогут дополнительные вложения, но здесь все зависит от объема и структуры платежей, возможно, даже более эффективной мерой было бы увеличение прямого финансирования.


Эксклюзивные комментарии:

Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»

«Инициативу Минкомсвязи по введению платы за частоты для госструктур я оцениваю как достаточно странную. Ничего, кроме кругооборота денег в природе, она не стимулирует. Получается, что одни государственные структуры будут платить государству за использование спектра, получая потом потраченные деньги назад из государственного же бюджета. Кроме структур, которые будут участвовать в перераспределении этих сумм, от такой модели вряд ли кто-то выиграет. Конечно, логика министерства понятна - необходимость платить за частоты может сделать силовиков более сговорчивыми в вопросах освобождения частот. Однако стоит учитывать лоббистский ресурс тех же военных, которые на этом фоне просто попытаются увеличить свое финансирование. Реакция ведомств, в частности, Минобороны будет, скорее всего, негативной. Как минимум, внедрение такой модели потребует увеличения штатов (проведении соответствующих расчетов), подключения административного ресурса (получение дополнительного финансирования) и так далее. У Минобороны и без того достаточно насущных проблем, чтобы брать на себя еще эту. Очевидно, что потенциал для конверсии частот есть. Основная проблема здесь в желании ее провести, а также в получение финансирования на реализацию такого проекта. Конечно, госструктуры постепенно освобождают частоты, но этот процесс протекает крайне медленно. Для помощи исследованиям, откровенно говоря, лучше просто увеличить прямое финансирование соответствующих исследований. Это как раз то направление, где денег много не бывает: поддержка новых разработок, научно-исследовательской инфраструктуры телекоммуникационной отрасли будет, безусловно, полезна для России».



Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»

«За инициативой Минкомсвязи просматривается стремление ускорить расчистку и конверсию частотного спектра. А поскольку основная часть частот зарезервирована госструктурами, необходимо повысить эффективность их использования. Проблема, правда, не столько в самих частотах, сколько в устаревшем оборудовании госструктур, требующем широких частотных полос. Именно в модернизации техники, на наш взгляд, и кроется ключ к высвобождению частотного спектра. Тогда, скажем, и Минобороны сможет отказаться от части спектра. Но платить за имеющийся частотный ресурс оно будет отказываться до последнего. Нам же не до конца понятен механизм: если Минобороны финансируется бюджетом и будет платить за частоты, то бюджет будет платить сам себе, в чем смысл? Что касается использования средств, то исследовательские нужды - одно из возможных направлений, но насколько это будет экономически эффективно, зависит от размера платежа и, соответственно, масштаба поступающих средств».



Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily

«Инициатива интересная, но насколько выполнимая - непонятно. С одной стороны, военные - это госстуктура и ее задачи - работать на благо государства и населения, с этой точки зрения обязывать их платить не совсем верно. С другой стороны, в нашей стране львиная доля частот используется, а точнее, просто числится за военными, а могли бы использоваться и в не военных целях. Вот это мне кажется, самое интересное, так как в той же Москве операторы два с лишним года «чистили» частоты, вкладывая миллионы долларов. Мне кажется, надо именно эти частоты, которые не являются однозначно занятыми под государственные военные задачи, передавать по другие цели. Поэтому думаю, что Минобороны просто самому надо провести ревизию и отказаться от части частот, а не «чахнуть» над златом. На исследовательские нужды тогда можно отправить и другие средства».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов